Файл: Сравнительный анализ организации и содержания специального образования обучающихся с овз.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Характер образования: цензовое.
Возможные варианты АООП
АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Вариант 5.1.предполагает обучение в общеобразовательном классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого в совместной работе учителя-логопеда с учителем. Предназначен для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (сложная дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), дети с общим недоразвитием речи III — IV уровней речевого развития (выделенных Р. Е. Левиной и Т. Б. Филичевой), у которых, как правило, оказываются нарушенными все компоненты языка, дети с нарушениями чтения и письма. Дети не должны иметь очевидной задержки психического развития.
Вариант 5.2.предназначен для обучающихся, находящихся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания. Показанием для выбора этого варианта являются также тяжелые нарушения чтения и письма. Этот же вариант рекомендуется обучающимся, не имеющим общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания, однако для них дополнительный год обучения в первом классе не предусматривается.
Организация образования
Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. У большинства детей данной категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.
Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия. Первоначально эти школы обеспечивали образование в объёме 4 классов массовой школы. В настоящее время образование детей с ТНР осуществляется в группах, классах учреждений общего образования.
На процесс усвоения письма и чтения у детей с ТНР влияют нарушения звуко-слоговой структуры слова. Недостатки усвоения проявляются не только и не столько в их устной речи, но и в письменной. Они являются причиной сложностей, возникающих при обучении грамоте. Способность к звуковому анализу и синтезу у них значительно слабее, чем у нормально говорящих.
Направления коррекционной помощи
Основными направлениями коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР являются:
Психодиагностика
Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей с ТНР, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников
воспитательно – образовательного процесса (адаптация детей в ДОУ, готовность к обучению в школе, динамика в развитии детей групп с ТНР, по запросу).
Коррекционно – развивающая работа
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней психологической сфере воспитанников, рассматривается, как развивающая.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей с ТНР, коррекция отклонений психического развития.
Педагог-психолог ДОО осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных программ воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, специалисты, воспитатели и администрация ДОО. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Приморского района г. Санкт – Петербурга.
Психологическая профилактика и психологическое просвещение
Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО (И.А. Бурлакова и Е.К. Ягловская).
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно – образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
- создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, специалистов, администрации ДОО и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей воспитанников ДОО, учитывать традиции, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Коррекционно – развивающая работа с детьми с ТНР предполагает комплексный подход в работе с детьми данной категории.
Коллектив специалистов (педагога – психолог, учителя – логопеды, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, медсестра) проводят всестороннее обследование каждого ребенка, с целью разработки индивидуальных маршрутов сопровождения детей с ТНР в детском саду. А также для определения индивидуальных оптимальных нагрузок на занятиях.
Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОО ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.
Одним из важнейших направлений в коррекционно – развивающей работе с детьми с ТНР является взаимодействие с семьями воспитанников.
Специалисты, участвующие в системе комплексной помощи и задачи их деятельности
Коррекционно-образовательная работа в группе для детей с ТНР нашего дошкольного учреждения осуществляется под руководством учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателей. Каждому специалисту, работающему с данной категорией дошкольников, важно понимать, что неполная коррекция недоразвития речи в дошкольном возрасту неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, что создает трудности при обучении детей в школе, а также спровоцирует развитие вторичных отклонений (снижение уровня познавательной деятельности, задержка психического развития, нарушения коммуникации и др.).
Так, учитель – логопед:
-
способствует созданию в учреждении образования коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ, что требует взаимодействия в работе педагогических работников, законных представителей с целью организации целенаправленной работы по максимально возможной социализации детей с особенностями психофизического развития; -
несет ответственность за правильную организацию и содержание учебно-воспитательной работы и работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей с ОВЗ; -
проводит занятия с детьми группы компенсирующей направленности; -
создает атмосферу эмоционального комфорта c целью сохранения психического и нравственного здоровья детей; -
консультирует педагогических работников группы по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Как правило, у детей с ТНР кроме специфических речевых расстройств отмечаются также особенности развития других познавательных процессов: неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Психическое состояние данной категории дошкольников неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется.
Таким образом, деятельность педагога – психолога направлена на содержание психического здоровья каждого воспитанника логопедической группы:
-
психологическое обследование воспитанников; -
участие в составлении индивидуальных планов развития воспитанника; -
проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками; -
динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников; -
проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье; -
осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи; -
консультирование персонала группы; -
заполнение отчетной документации.