Файл: Технология создания имиджа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для раскрытия сущности понятия «самопрезентация» рассмотрим следующую классификацию, которая включает в себя четыре категории, часто используемых в социально-психологических исследованиях:

  • деятельность/активность (в англоязычной литературе термин «асtivity») - работы Гоффмана Э., Шленкера Б., Вейголда М., Перелыгиной Е.Б. и др. Использование данной категории подчеркивает «субъектную» принадлежность самопрезентации, раскрывает истоки любого действия, направленного на формирование благоприятного впечатления. Например, «самопрезентация - это целенаправленная деятельность по контролю за производимым на других впечатлением»; «самопрезентация - это деятельность, отражающая трансакцию между «Я» и аудиторией в особом социальном контексте и образованная комбинацией личностных, ситуационных и аудиторийных факторов»;

  • процесс - работы Аркина Р., Лири М. и Ковальски Р., Бедишин, Брем Ш. и Кассин С., Емельянова Ю.Н., Куницына В.Н., Филатова В.П., Хороших В.В., Герасимовой О.А. и др. Например, «самопрезентация - процесс, с помощью которого мы стараемся создать то, что другие думают о нас, и выразить то, что мы сами думаем о себе»; «самопрезентация - это процесс формирования идентичности, которую один человек предъявляет другим людям, через внешние проявления»; «самопрезентация - кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении»;

  • поведение - работы Майерса Д., Баумейстера Р., Соколовой-Бауш Е.А. и др. Например, самопрезентация - «поведение, используемое для передачи некоторой информации о субъекте другим людям»; «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам»;

  • способность - работы Крижанской Ю.С.и Третьякова В.П., Никитина Е.П. и Харламенковой Н.Е., Бороздиной Г.В. и др. Например, самопрезентация (самопредъявление) – «способность человека быть готовым к выражению, а также презентации себя другим людям»; «самопрезентация (самоподача) - способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера».

Далее рассмотрим содержательные компоненты процесса самопрезентации. Пикулёва О.А. обобщила наиболее часто встречающиеся в теоретических концепциях положения и сконструировала схему, представленную на рисунке 2.

Представленная выше схема включает в себя: участников социального взаимодействия (субъект и объект самопрезентации), социальную ситуацию, описание средств и действий субъекта самопрезентации. В схеме отражены три неотъемлемые составляющие процесса непосредственной самопрезентации, как осознаваемой (контролируемой), так и неосознаваемой (автоматической):


1) субъект самопрезентации (в зарубежной литературе - «актер»);

2) объект самопрезентации («аудитория», представляемая индивидом или группой);

3) социальная ситуация, в рамках которой происходит социальное взаимодействие субъекта и объекта самопрезентации.

Обязательным условием для осуществления самопрезентации служит социальная ситуация, которая является важнейшим фактором, определяющим степень контроля за производимым впечатлением, планирования самопрезентационных действий и прогнозирования реакций аудитории субъектом самопрезентации и влияющим на особенности его самопрезентационного поведения. Как правило, социальная ситуация является ролевой, и субъект самопрезентации часто имеет определенные самопрезентационные сценарии - поведенческие паттерны к определенным ролям, исполняемым им. В основе таких сценариев лежат определенные установки, обусловленные личностными особенностями и ролевыми ожиданиями, и в зависимости от того, насколько знакома и привычна социальная ситуация для человека, его самопрезентационные сценарии используются им автоматически или сознательно.



Социальная ситуация

( ситуация ролевого взаимодействия)




Средства самопрезентации:

  • в нешний вид;

  • в ербальное и невербальное поведение;

  • с оциальные символы (обстановка).




Рисунок 2 - Схема осуществления самопрезентации в процессе межличностного взаимодействия

Объект самопрезентации (аудитория) также имеет большое значение для выбора субъектом самопрезентации определенных самопрезентационных действий. Так, согласно Б. Шленкеру, различные самопрезентационные стратегии ассоциированы с различными типами аудитории

21. К примеру, люди обычно ведут себя более самовозвышенно с чужими, когда самовозвышение является автоматическим для произведения впечатления на других, не имеющих знаний об актере - субъекте самопрезентации, и более скромно с друзьями, так как люди относительно уверены в уважении друзей и не нуждаются в хвастовстве. Автоматизм и осознанность самопрезентационного поведения, выбор стратегий и тактик самопрезентации также зависят от значимости объекта (аудитории) для субъекта самопрезентации. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что, чем более значимым для субъекта самопрезентации является объект (аудитория), тем более осознанно он осуществляет свои самопрезентационные действия, прогнозируя и оценивая реакции аудитории. Самыми яркими иллюстрациями этого являются ситуации публичного выступления, прохождения интервью при устройстве на работу, важный разговор с вышестоящим по статусу человеком и др.

В рамках психосемиотической концепции Петрова Е.А. выделяет 4 типа людей в зависимости от развития у них психосемиотической компетенции и визуально-коммуникативной рефлексии. Человек может быть отнесен к разным типам визуальной самоподачи. В основе классификации типов лиц с различной самоподачей, автор использует психосемиотическую компетентность (К) и визуально-коммуникативную рефлексию (Р). Выделяются четыре базовых типа людей в зависимости от развития у них психосемиотической компетентности и визуально-коммуникативной рефлексии.

1 тип - «компетентно-рефлексивный», характеризуется высокой компетентностью и высокой рефлексией (на визуально-коммуникативном уровне).

2 тип - «рефлексивно-некомпетентный», обладает высокой осознанностью всех своих особенностей на визуальном уровне в общении, но недостаточной психосемиотической компетентностью, что делает визуальную самоподачу «Я» недостаточно эффективной.

3 тип - «некомпетентно-нерефлексивный», малоуспешен в визуальной самоподаче «Я», так как не обладает необходимой визуально-коммуникативной компетенцией и имеет низкий уровень развития визуально-коммуникативной рефлексии.

4 тип - «компетентно-нерефлексивный» отличается высоким уровнем компетентности и низким уровнем рефлексии.

Дальнейшие исследования показали, что человек может быть отнесен к разным типам визуальной самоподачи по отдельным системам (кинесика, габитус, костюм), т.е. владея «языком» жестов, не владеть «языком» костюма.

Необходимо остановиться на определенных видах умений личности, владение которыми и составляет психотехнологию визуальной самоподачи образа «Я» в общении. Так, Петрова Е.А. выделяет четыре основные группы умений:


1) общие самопрезентационные умения (включают в себя: четкость представления задач самоподачи, умение прогнозировать ее результативность, гибко менять процесс самоподачи адекватно меняющимся ситуативным условиям и др.);

2) социально-перцептивные умения по интерпретации семиотических элементов внешнего вида (систем «габитус», «кинесика», «костюм»);

3) эспрессивно-импрессивные умения, проявляющиеся в самораскрытии «Я» и управлении впечатлением в системах «габитус», «кинесика» и «костюм»;

4) умение использовать приемы визуальной самоподачи (быть адекватным ситуативной обстановке и реакциям партнера по общению, социально-культурным нормам и т.д.).

В системе великого русского певца и драматического актера Шаляпина Ф. И. вхождения в образ каждый прием - это своеобразная мини-технология, отработанная с помощью многолетнего тренинга. Все эти мини-технологии нацелены на достижение эффекта фасцинации и аттракции. Фасцинация и аттракция - неотъемлемые элементы создания имиджа.

Кажется, у него были все данные, чтобы стать фигурой необычной. Но, несмотря на это, он много сил тратил на самосовершенствование. Так, у него сложилась четкая система воссоздания художественных образов. В этой системе немало поучительных приемов.

1) постижение характера изображаемого лица. Это достигалось благодаря внимательному изучению роли и литературных источников. Как пояснял Шаляпин Ф. И., он просто усваивал урок, как ученик в школе;

2) воображение - одно из самых главных орудий художественного творчества. Вообразить - это значит вдруг увидеть. Увидеть образ и в целом, и его характерные детали;

3) психологический грим. Никакой грим не поможет создать живой индивидуальный образ, если актер не передаст тончайшие нюансы души персонажа. Недаром Лессинг Г. подчеркивал: «Красота души придает прелесть даже невыразительному телу, точно так же, как безобразие души кладет на великолепное сложение какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение»;

4) жест - тоже важная составляющая сценического творчества. Малейшее движение лица, бровей, глаз (что называется мимикой) есть, в сущности, жест. Правда жеста и его выразительность - первоосновы актерской игры;

5) дисциплина чувств. Свобода в искусстве, как и в жизни, только тогда благо, когда она ограждена и укреплена внутренней дисциплиной. Соблюдение художественной меры предполагает контроль над собой;


6) постоянное накопление опыта. Зрительный зал и идущие из него на подмостки флюиды шлифуют образ, создаваемый актером. Чтобы держать публику в напряжении, одного таланта мало: нужна постоянная, прямо-таки каторжная работа22.

В рамках подхода Пикулёвой О.Е. одной из семи наиболее важных характеристик для описания индивидуальной стратегии самовыражения личности в общении выделяется вариативность презентируемых образов. Она проявляется, как способность предъявлять разные образы в разных ситуациях межличностного взаимодействия, и связана, во-первых, с большим количеством ролей, которые исполняет человек, во-вторых, с изменчивостью ситуаций, в которых протекает общение. В соответствии с основаниями выделяются две стратегии поведения: используя первую стратегию человек, меняет свое поведение в зависимости от партнера, с которым он общается (кросс-партнерская вариативность), используя вторую - изменяет поведение в зависимости от требований ситуации (кросс-ситуативная вариативность). В свою очередь склонность личности к вариативности поведения расценивается, как стремления управлять впечатлением, производимым на окружающих (Шнайдер М.) или как проявление социальной компетентности.
Контрольные вопросы:


  1. Что такое «Я концепция» по Роджерсу и Бернсу? Перечислите её составляющие.

  2. Охарактеризуйте упражнения для построения «Я-концепции» клиента.

  3. Проанализируйте основные подходы в определении понятия «самопрезентация». Как выстроить этот процесс?

  4. Охарактеризуйте содержательные компоненты процесса самопрезентации.

  5. Проанализируйте основную типологию визуальной самоподачи (Е.А. Петрова).

  6. Перечислите основные умения, составляющие психотехнологию визуальной самоподачи образа «Я» в общении

  7. Охарактеризуйте приёмы, используемые Ф.И. Шаляпиным для управления впечатлением о себе в процессе общения.