ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На шестомэтапе процесса имиджирования – овладение требуемым образом методами театрального искусства осуществляется освоение выбранной роли путём репетиций методом действенного анализа, включая домашнюю работу по освоению образа путём наблюдения жизненных событий и подбора необходимых характеристик и символов, архетипического образа к выбранной роли.
Седьмой этап: Внедрение внешних характеристик имиджа, востребованного целевой аудиторией. На данном этапе осуществляется подбор костюма, аксессуаров, построение мизансценического рисунка роли, формирование психологической атмосферы, помогающих в освоении нового образа. Отрабатываются приёмы самопрезентации и самоимиджирования.
На восьмом этапе процесса формирования имиджа проводился апробация ролевого репертуара в жизненных событиях путём проигрывания ситуаций в вымышленных обстоятельствах. Для осуществления этой работы имиджируемый совместно с имиджмейкером придумывают этюд, основанный на жизненных обстоятельствах – выступление на телевидении, проведение презентации, встречи, переговоров, продумывают обстоятельства, в которых развивается данное событие. Но вместе с тем, эти обстоятельства невозможно полностью предвидеть, так как они «разворачиваются» в процессе проигрывания роли. После окончания этюда в группе проходит обсуждение сыгранной имиджируемым роли, осуществляется её корректировка. При необходимости ролевой репертуар можно расширить или обратиться к другой роли.
Процесс формирования образа на этом этапе с применением метода перевоплощения, разработанного на основе действенного анализа, осуществляется путём вышеописанных семи последовательных периодов.
Остановимся подробнее на описании собственно игровой модели для практики имиджмейкинга, а именно на втором блоке. В процессе имиджирования, основанного на деятельностном подходе, необходимо разделить технологию на три принципиально связанных между собой этапа – «разведку умом», «разведку телом» и отбор выразительных средств, которые внутри можно разбить ещё на периоды:
В процессе первого периода работы над образом составляется характеристика образа (согласно его статусу и ролевым предпочтениям), описываются основные черты, отличительные
особенности, которые свойственны играемому персонажу (то, что думают о нём другие действующие лица, и то, как характеризует себя сам персонаж).
Второй период характеризуется построением действенной линии играемого персонажа: вскрывается круг предлагаемых обстоятельств, в которых развивается сюжет играемого события, и выстраивается «цепочка» действий и поступков. При этом каждое действие должно быть подробно описано. В этот период, обозначенный Г.А. Товстоноговым как «разведка умом», осуществляется подбор роли, необходимой для создания образа, формируется «художественная идея» через образное выражение и построение действенной линии играемого персонажа, определяется сверхзадача роли (конечная цель), то ради чего имиджируемый взялся осваивать выбранную роль. Например, отработать властные, жёсткие качества строгого начальника, овладеть навыками хорошего презентатора и др. Затем анализируются образные впечатления, возникшие после прочтения роли.
В процессе третьего периода проводится тренинг для развития навыков внимания, наблюдательности, фантазирования, а также разрабатываются упражнения для развития коммуникативных навыков, приёмов и приспособлений в процессе общения.
Четвёртый период характеризуется работой над речью, которая также должна быть целесообразной и действенной. В этот период продумываются цели и задачи словесного действия, его невербальные и паравербальные характеристики, несущие в себе необходимую знаково-смысловую нагрузку.
Пятый период работы над образом – овладение внешней характерностью. В этот период имиджируемый должен не просто перевоплотиться в ту или иную роль, а наделить её необходимыми знаково-символическими характеристиками, которые бы отражали её суть.
В процессе шестого периода необходимое внимание уделяется таким качествам, которые в театральном лексиконе называются: сценическое обаяние и «манкость». Это определённая привлекательность (притягательность, так называемое «флюидное излучение») человека, которая играет важную роль в процессе формирования индивидуального имиджа. Владея данными навыками, имиджируемый даже свои недостатки может превратить в достоинства.
Седьмой период работы над образом включает в себя овладение приёмами эффективного общения и взаимодействия с партнёром. Для этого каждому имиджируемому предлагается свой вариант подбора упражнений из тренинга актёрской психотехники и режиссёрской практики (такие как формирование пяти органов чувств, упражнения на «органическое молчание» и др.), в зависимости от запроса клиента.
Контрольные вопросы
-
Перечислите основные подходы в определении понятия «имидж».
-
Назовите основные аспекты профессиональной деятельности имиджмейкера. -
Назовите основные виды имидж - формирующей информации. -
Раскройте основные этапы индивидуального и группового имиджирования. -
Назовите основные типы имиджа. -
Перечислите особенности каждого этапа работы имиджмейкера с клиентом. -
Как собрать информацию о клиенте? -
Как составляется имидж – карта клиента? Приведите пример. -
Какую роль играет мимика и жесты в построении имиджа клиента? Какие упражнения тренируют эту составляющую имиджа личности? -
Какую роль играет речь и голос в построении имиджа клиента? Назовите упражнения, тренирующие данный аспект имиджа личности.
Тема 2. Инструментарий имиджелогии. Составляющие индивидуального имиджа. Подходы и технология индивидуального имиджирования.
2.1. Первый этап имиджирования. Формирование «Я-концепции» клиента.
2.2. Имиджирование как форма самопрезентации.
Ключевые слова
«Я-концепция», «Я-образ», самооценка, самопрезентация, самоподача, социальный статус, социальная роль, имиджирование.
2.1. Первый этап имиджирования. Формирование «Я-концепции» клиента.
Я-концепция связывает качества личности в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем. С ней согласуются чувства и эмоции, поступки и поведение, психологическое здоровье, действия и ожидания, успех в практической деятельности личности. Она находится во взаимовлияющем единстве с «Мы-концепцией».
Р.Бернс определяет Я-концепцию как динамическую совокупность установок, направленных на самого себя. Он описывает Я-концепцию как структуру, включающую три следующих компонента: 1. Образ Я –представление индивида о самом себе, как когнитивная составляющая «Я-концепции»; 2. Оценка – аффективная оценка этого представления; 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Благодаря наличию эмоционально-оценочной составляющей, Я-концепция имеет валентность, то есть может быть положительной или отрицательной, и в ряде контекстов выступает как понятие, близкое к самоуважению.
Основываясь на представлении Р.Бернса о Я-концепции можно представить содержание имиджа, исходя из взаимоотношения его Я-концепции, выражающей то, каким видит себя индивид, с его идеальным Я и его образом у других. Под идеальным Я мы будем понимать то, каким субъект хотел бы себя видеть, под образом у других – его объективный образ, то, каким видят его люди, с которыми он выступает в социальное взаимодействие. Отметим, что ни Я-концепция, ни идеальное Я, ни образ у других не совпадают с имиджем личности. Такое совпадение представляло бы некий идеальный случай, где нет необходимости в деятельности по созданию имиджа.
Деятельность, направленная на формирование имиджа не ограничивается процессами социальной перцепции и коммуникации, а предполагает активную и целенаправленную работу субъекта имиджа по преобразованию своей Я-концепции и развитию личностных качеств. Это самопрезентация, которая определяется как акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-то идеалам. В ходе этой деятельности субъект стремится приблизить свой образ у других к своему идеальному Я. Именно деятельность самопрезентации составляет психологическую основу имиджа. Не всякий образ, создаваемый в процессе самопрезентации, является имиджем.
Содержание имиджа определяется сущностным противоречием между содержанием идеального Я и его образа у других, то есть между тем, «каким я хотел бы быть», и тем «каким я являюсь для других». В свою очередь, имидж проецируется на Я-концепцию личности, что приводит к изменениям в ней, которые выражаются в приближении ее к идеальному Я.
Проблематику Я-концепции первым из психологов начал разрабатывать Уильям Джемс. Он рассматривал глобальное, личностное Я (Self) как двойственное образование, соединяющее в себе - сознающее (I) и Я-как-объект (Ме), две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно, причем первая из них представляет собой чистый опыт (Я-сознающее), вторая – содержание этого опыта (Я-как-объект). Личностное Я – это одновременно и Я-сознающее (I), и Я-как-объект (Ме). «Я» как объект содержит в себе четыре аспекта: духовное «Я»; материальное «Я»; социальное «Я»; телесное «Я».
Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний15.
успех
С амооценка =
притязания
Разные авторы представляют разные подходы в определении «Я-концепции». Так, Р.М. Фалмер, Р. Бернс представляют Я-концепцию как сумму следующих составляющих: Я-образ – какими мы видим себя; идеальное Я – какими нам хотелось бы быть; зеркальное Я – какими, по нашему мнению, нас видят другие и наше реальное Я – каковы мы в действительности. «Я»-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте (не говоря уже о взрослом периоде жизни) должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей16.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.
По мнению К. Роджерса человек живет главным образом в своем индивидуальном, субъективном мире, а «Я-концепция» возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной.