Файл: Технология создания имиджа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторая стадия – ролевой образ. Личность овладевает образом в силу или профессиональных инте­ресов (например, артист, который разучивает роль), или своей заинтересованности быть в соответствующей фор­ме в конкретной ситуации. На этой стадии осуществля­ется практическое освоение образа, приобретается опыт «нахождения» в образе – человек пробует жить в образе.

Третья стадия – жизненный образ. Происходит наглядное «оживление» сценического образа. Выраба­тывается стереотип поведения в созданном образе, происходит пол­нейшая вживаемость в него. В итоге люди воспринима­ют образ как реальную личность, стирается грань между той личностью, которая вошла в образ, и той, ко­торая находится в нем перед людьми».13

Управление имиджем – это отражение события под углом улучшения имиджа, интенсивное владение информацией с прогнозируемой реакцией на неё. Чтобы привлечь внимание к объекту нужно показать его с новой стороны, убедить аудиторию. Для этого реальные характеристики выдвигаются на более значимые позиции, образ обогащается теми качествами, которые важны для аудитории.

Искусство имиджмейкера заключается в создании индивидуального образа, созданного на основе личной уникальности человека с учётом требований значимой для него социальной среды. Поэтому результатом деятельности имиджмейкера можно считать создание эмоционально окрашенного устойчивого образа, сложившегося в массовом сознании людей и способного оказать влияние на поведение людей.

Имидж-технология предлагаемая В.Г. Горчаковой, состоит из следующих составляющих имидж – проектирования.

  1. Выявление установок бессознательного. Выявление ведущего инстинкта, индивидуальной личностной модели, ярких детских впечатлений, экспрессивных юношеских ролей, жизненных правил, личностной истории индивида.

  2. Выявление любимой сказки когда-то положенной в основу жизненного сценария индивида, ее персонажи составляют базовый образ, имеющий характер установки. Другие герои любимых сказок, историй, кинофильмов, литературных произведений – аналоги внутренних субличностей, которые действуют в реальном мире человеческих отношений индивида, работая на цель, либо препятствуя ее достижению.

  3. Определение личностного потенциала. Выявление уровня интеллекта, ведущего инстинкта, конституции, темперамента, характера, комплексной профессиональной ориентации личности (реалистической, интеллектуальной, социально, конвенционально, предпринимательской, ориентации на искусство), локуса контроля (внутреннего/внешнего), уровня личностного развития.


Здесь же выявляется гендер, сильные и слабые стороны персоны, социальный потенциал (навыки общения и взаимодействия), способности влияния, харизматические характеристики.

  1. Описание общества, а затем и общественной группы, на которую имидж будет транслироваться, в параметрах его или ее ментальности, идеалов, интересов, стереотипов, потребностей, героев.

Определяются интересы, возраст целевой группы, места дислокации, приверженность средствам массовой информации, участие в мероприятиях или акциях, предпочитаемые способы проведения досуга, нарождающиеся потребности.

  1. Ревизия ресурсов – психологических, социальных, материальных. Выявление и активизация психологических ресурсов. Высвобождение энергии комплексов, неотреагированных проблем. Проработка эмоциональных проблем, барьеров, внутренних и внешних ограничений. Работа со страхами, сомнениями, ограничивающими убеждениями, внутренним критиком.

  2. Определение нового символа, вбирающего и частично снимающего предыдущий. Для нового образа важна узнаваемость (известность), национальный характер (соответствие ментальности целевой группы и героям народного фольклора), энергетика (пробуждение сильных чувств), артистическая выразительность.

  3. Формулировка предписаний по отдельным составляющим имиджа персоны. Оформляются рекомендации по изменению характера окружения, материального и социального (средовой имидж); внешности персоны, прически, одежды, аксессуаров (габитарный имидж); характерные движений, поз, мимики, пластики, самоподачи (кинестетический имидж); характера и содержания речи, письменных текстов (вербальный имидж); особенностей исходящих материалов, того, что персона создает, делает своими руками (овеществленный имидж).

  4. Продвижение имиджа в информационном пространстве социальных отношений. Определяется целевая группа, на которую рассчитан и будет транслироваться имидж, сообщения для прессы, миф, личная легенда, основанная на реальных фактах. Планируются подходящие средства массовой информации, форма продвижения персоны, события, акции, мероприятия, выразительные приемы самоидентификации. Выделяется индивидуальное своеобразие клиента («изюминка», индивидуальный стиль), «крючок», на который нанизывается вся информация, формат – периодичность вбрасывания информации, особенности появления персоны на публике14.


Весь процесс формирования нового имиджа можно подразделить на четыре этапа: имидж – анализ, имидж – креатив, имидж – дизайн и имидж – промоушн.

В заключении хочется ещё раз подчеркнуть важную роль всех вышеперечисленных технологий в практике имиджмейкинга.

В процессе длительной работы со специалистами имиджмейкерами на кафедре сервисных технологий Владивостокского Государственного университета экономики и сервиса, нами была разработана индивидуальная авторская методика работы над индивидуальным имиджем человека, основанная на игровой модели. Она включает три последовательных блока: аналитический, деятельностный и оценочный, каждый из которых, в свою очередь, предполагает самостоятельные этапы, направленные на решение конкретных задач, которые можно варьировать в зависимости от целевой направленности, публичности подаваемого образа и временной продолжительности разработки имиджа:

Первый блок, 1 этап: изучение интересов и предпочтений целевой аудитории и анализ запроса клиента, определение цели создания имиджа и формирование «базы данных» клиента; 2 этап: определение личностного потенциала клиента; 3 этап: определение базового архетипического образа; 4 этап: использование символического языка.

Второй блок, 1 этап: определение ролевого репертуара формируемого имиджа клиента; 2 этап: овладение требуемым образом методами театрального искусства; 3 этап: внедрение внешних характеристик имиджа, востребованного целевой аудиторией.

Третий блок, 1 этап: апробация созданного ролевого репертуара в жизненных событиях; 2 этап: анализ результатов работы над ролью, корректировка созданного образа.

На первом этапе – изучение интересов и предпочтений целевой аудитории и анализ запроса клиента, получив целевой запрос от клиента, анализируются интересы и предпочтения целевой аудитории, изучаются основные пожелания клиента, определяются цели формирования имиджа, происходит формирование так называемой «базы данных» клиента, а также анализируются:

а) статусы и позиции, которые занимает имиджируемый относительно целевой аудитории, и особенности взаимодействия с референтной группой;

б) нормативные требования, соответствующие этим статусам и позициям и целевой аудитории;

в) образцы предлагаемого ролевого поведения, рекомендуемые для исполнения имиджируемому.

На втором этапе – проходит определение личностного потенциала клиента,
с учетом его ментальности; антропологи­ческих, половозрастных, внешних данных; духовно-нравственного, личностно-субъектного уровня развития социальной зрелости; его ценностных ориентаций. На данном этапе анализируются индивидуально-психологические особенности имиджируемого, способность к перевоплощению и изменению личностных характеристик, что необходимо проделывать всегда, на каждом этапе работы над образом. Для анализа личности в процессе имиджирования используется тест-опросник Г.А. Айзенка. Главная информация, которую можно получить в результате этого теста, связана с определением темперамента в зависимости от соотношения двух основных свойств темперамента: интроверсии (психологическая характеристика личности, проявляющаяся в направленности сознания на собственный внутренний мир, самоуглублённость) и экстраверсии (психологическая характеристика личности, проявляющаяся в направленности на внешний мир и деятельность в нём). Кроме того, определяются свойства нейротизма (характеристика психической напряжённости).

Наряду с этим, нами был подобран ряд упражнений, применяемый для диагностики творческих способностей человека.

Упражнения на оценку фактов, с помощью которых можно проверить способность к правдивой игре и к быстрому реагированию в непредсказуемых ситуациях общения.

Например:

1. Вошел в комнату и увидел залитый тушью чертеж (кошка опрокинула флакон), над которым проработал всю ночь.

2. Проверяя таблицу выигрышей, нашел нужный номер, но серия не совпала, и т.п.

Упражнения на перемену отношения – проверяют способность имиджируемого к перевоплощению.

1. Войти в комнату в предположении, что это: а) картинная галерея, б) церковь, в) комната смеха, г) кабинет-музей великого человека, д) лесная поляна, е) берег моря.

2. Ответить на вопросы ведущего (сколько лет, где родился, где учился, профессия родителей и т.п.): а) недоумевая, б) подозревая, в) ненавидя, г) восторгаясь.

Упражнения на простое физическое действие с различными оправданиями, помогающие понять эмоциональные проявления человека и его способность скрывать негативную реакцию, если она (такая реакция или реагирование) мешает ему в процессе общения.


1. Снять телефонную трубку и набрать нужный номер, чтобы: а) кого-то отчитать, б) что-то попросить, в) разорвать отношения, г) предупредить о чем-либо.

2. Сесть за стол, чтобы: а) готовиться к экзамену, б) написать шутливое письмо (разыграть), в) сочинить любовное послание и т.п.

3. Причесаться, чтобы: а) идти в театр, б) идти на экзамен, в) идти на свидание.

4. Выйти и сказать, обращаясь к сидящим в комнате: «Вася приехал!», чтобы: а) обрадовать, б) огорчить, в) испугать.

Все эти упражнения имиджируемый проигрывает на втором этапе имиджирования для определения творческих способностей.

Также на данном этапе разрабатывается идеальный имидж клиента, формулируются цели (основные жизненные и второстепенные – на ближайшую перспективу), определяется сверхзадача (то ради чего имиджируемый взялся за формирование нового образа – конечная цель) и «сквозное» действие играемого персонажа. Проводится тестирование для определения ценностных ориентаций клиента по методике М. Рокича.

На третьем этапе – определение базового архетипического образа –определяется тот образ, на основе которого осуществляется подбор роли для имиджирования. На данном этапе выбирается из мирового арсенала базисный архетипический образ (Герой, Мать, Вождь и т.д.), на основе которого формируется требуемый имидж (учителя, руководителя, политика). Определение архетипа позволяет имиджмейкеру не придумывать новый образ, а встраиваться в уже существующий в массовом сознании миф и выбирать нужные заданному образу характеристики.

На четвёртом этапе – использование символического языка осуществляется внедрение символических характеристик конкретного образа (для преодоления сознательной критики целевой аудиторией и усиления необходимых черт создаваемого образа). На данном этапе формируются:

а) вербальные характеристики – знаковые особенности создаваемого образа (поиск интонационного, темпо-ритмического, тембрального рисунка голоса и речи);

б) пластическое поведение в роли;

в) визуальные характеристики образа.

На пятом этапе – определение ролевого репертуара формируемого имиджа клиента имиджируемому подбирается определённая роль, исходя из запроса и цели построения имиджа («жёсткий» начальник – Ричард III, решительный руководитель, стратег – Александр Македонский, отличный презентатор – Остап Бендер, надёжный политик – Перикл, Юлий Цезарь и т.д.). Подбор ролевого репертуара включает в себя одну большую и несколько второстепенных ролей, чтобы не сформировался штамп роли.