Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– 25, 4 балла, в КГ – 26 баллов, при норме индекса агрессивности 21 + 4 и значительно, высокий индекс враждебности в ЭГ – 14,2 балла, в КГ – 14,15 балла, при норме индекса враждебности 6,5–7 + 3. Что выражается в проявлении физического, косвенного и вербального насилия по отношению к конкретным лицам в группах, а также раздражения, обиды и негативной, недоверчивой позицией по отношению к окружающим практически у всех подростков в той или иной степени проявления. В группах это проявляется в том, что в них есть Агрессоры, которые импульсивны и легко приходят в ярость, часто ведут себя при этом вызывающе и агрессивно. У них сильная потребность господствовать и подчинять себе других учеников, не испытывая к ним жалость и сочувствие. И есть Жертвы, которые ведут себя замкнуто, застенчиво, у них повышенная чувствительность и тревожность, которая проявляется в слезах, обиде, неуверенности в себе. Они не могут дать отпор, стараются изолироваться от общения со сверстниками и предпочитают общение со взрослыми.
Рассмотрим результаты исследования в экспериментальной группе методики «Опросник. Индекс жизненного стиля» Г.Келлерман (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Показатели общей напряженности психологических защит у подростков в ЭГ м КГ
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что общая напряженность всех психологических защит в обеих группах имеет высокий уровень, что составляет в ЭГ – 66,4 %, в КГ– 66, 75%, а нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ. Превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты у подростков в экспериментальной и контрольной группе. А именно чувства страха, стыда, вины, переживаемые подростками, болезненны и тревожны, вызывая у них отрицательные переживания, могут повышать уровень тревоги, страха и агрессии в отношении одноклассников, используя деструктивные психологические защиты, как проекция и вытеснение. В поведении эти защиты проявлялись у одних ребят в самолюбии, эгоизме, злопамятности, мстительности, обидчивости, заносчивости, упрямстве и нетерпимости к возражениям, у других в подозрительности, враждебности, поиске недостатков у себя и других, уязвимости, замкнутости, пессимизме, повышенной чувствительности к критике и замечаниям, тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, покорность и робость.
Результаты исследования на констатирующем этапе показали, что у обеих групп учащихся ЭГ и КГ данные по методикам оказались практически на одном уровне. В экспериментальной и контрольной группе есть подростки, у которых наблюдается тенденция к агрессивному поведению, заключающегося в эмоциональном и физическом унижении, вымогательстве среди учеников по отношению друг к другу они проявляют готовность в реализации деликвентного поведения, имеют склонность к негативизму, раздражительности и к острым ощущениям. Таких подростков можно назвать агрессорами, которые совершая травлю или насилие получают удовольствие от власти. У них преобладают проблемы с симпатией к другим людям, то есть это и приводит к девиантному поведению. Также есть подростки, которые испытывают высокий уровень враждебности, проявляющийся в обидчивости, тревожности, эмоциональной нестабильности, так называемые жертвы школьного насилия. Они в основном молчат, что над ними издеваются, у них присутствует чувства беззащитности и угнетенности перед обидчиком, таким образом ощущения ведут к чувству постоянной надвигающийся опасности, неуверенности, и как следствие всего происходящего формируется в утрату самоуважения к себе и веры в себя, им свойственна нелюдимость и скрытость; молчаливость, нежелание идти на разговор. И те, и другие испытывают разного рода страхи, что создает не очень благоприятную обстановку в классах, которая характеризуется разобщенностью и низким уровнем благополучия.
В результате таких отношений в ЭГ и КГ наблюдается высокий уровень общей напряженности психологических защит, что отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты у подростков.
Результаты констатирующего этапа показали, что с подростками необходима специальная работа по предупреждению школьного насилия.
Поэтому для нас явилось важным разработать комплекс психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков.
На формирующем этапе эксперимента нами был составлен комплекс мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков. Комплекс мероприятий включает в себя 3 блока:
1 блок – работа с педагогическим коллективом и классным руководителем. Работа направлена на:
2 блок – работа с родителями. Профилактическая работа включала в себя психолого-педагогическое просвещение родителей и оказание компетентной помощи родителям в вопросах обучения и воспитании через родительские собрания, индивидуальные консультации и прочие метод работы.
3 блок – работа с учащимися. За основу была взята программа прекращения буллинга в классе «Без обвинений», разработанная С.В Кривцовой, которая является одной из эффективных программ по профилактике проблем дисциплины, мотивации и кооперации, развитию позитивной атмосферы в школе и противодействию школьному насилию [22].
Актуальность данной программы в том, что важно прекращать школьное насилие на ранних стадиях. В программе предлагается проверенная в международной практике образования методика прекращение школьного насилия с привлечением к сотрудничеству самого агрессора.
Комплекс мероприятий был рассчитан на три месяца. Занятия с ЭГ проходили в период с октября 2019 г. по декабрь 2019 г.
Программа содержит ряд психолого-педагогических упражнений, направленных на предупреждение школьного насилия среди подростков. Упражнения может проводить как психолог, так и учитель.
Для успешного проведения были необходимы следующие условия:
Программа психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков в общеобразовательной школе направлена на решение следующих задач:
– снижение агрессивных и враждебных реакций
;
– формирование навыков в умении конструктивного решения конфликтов;
– развитие толерантности, эмпатии.
Программа психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков рассчитана на 12 занятий, продолжительность одного занятия: 40–45 минут. Интенсивность занятий 1 раз в неделю (Приложение 3).
Группа подбирается по принципу гетерогенности, т.е. в нее попадают дети одновременно с агрессивным и виктимным поведением. Это позволяет притивоборствующим сторонам увидеть и понять чувства другой стороны.
Групповые правила поведения на занятиях включали в себя:
–добровольное участие;
–безоценочность;
–внимательное слушание;
–искренность;
–уважение;
–обратная связь;
–доверительность в общении;
–одобрение и взаимная поддержка.
Структура занятия:
1. Вводная часть, включает в себя упражнения, которые способствуют активации участников группы и создают благоприятную атмосферу и повышает сплоченность.
2. Основной этап – это беседы, игры, упражнения, которые помогают участникам понять и освоить тему занятия.
3. Рефлексия этот этап проводится в конце каждого занятия, где участники делятся своими чувствами.
Первые два блока реализовывали непосредственно общеобразовательная организация в лице социально-психологической службы (психолог и социальный педагог) и педагогический коллектив, в том числе классный руководитель. По 3 блоку работу с подростками реализовывали самостоятельно.
Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволило создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного учащегося, а также введению правил и норм, направленных против насилия и травли в ОУ.
Программа реализовывалась во внеурочное время, на классных часах, в виде тренингов, на которых учащиеся эмоционально и с интересом откликались на предлагаемые задания. На начальном этапе занятий одни испытуемые ЭГ вели себя, вызывающе, показывали свое превосходство над другими, в виде насмешек и оскорблений, выкрикивали и не слушали других ребят, проявляли нетерпимость к возражениям. Другие подростки занимали позицию изолированности, они чаще отмалчивались, старались себя никак не проявлять. Вели себя замкнуто и старались тщательно избегать ситуаций, которые могли стать проблемными и вызвать страх, на критику или возражения реагировали болезненно и эмоционально, очень обижались и напрягались.
Благодаря ненавязчивой форме проведения тренинга в виде игр и упражнений, без нравоучений, которые так не любят подростки, отношения внутри экспериментальной группы начали постепенно меняться. Снизилось напряжение и враждебность, подростки стали более, доброжелательнее и общительнее друг с другом. Появилось в общение внимание, уважение к позиции и мнению другого человека. С помощью ряда игр и упражнений испытуемые учились выходить из конфликтных ситуаций конструктивными способами, хотя не всегда это получалось, ввиду особенностей подросткового возраста. Подростки начали с удовольствием и интересом посещать занятия.
По завершению программы подростки экспериментальной группы стали сплоченнее и дружелюбнее, научились выходить из трудных ситуаций без конфликта с помощью конструктивных способов; у них появились навыки соблюдать правила общения со сверстниками и взрослыми, проявляя больше уважение, доверие, терпимость, внимание и сочувствие. Улучшилось общение друг с другом, они стали меньше нападать, обзывать, перебивать друг друга, стараются слушать, что говорят другие. Значительно снизилось проявление агрессии и враждебности. Испытуемые, используя навыки, приобретенные в процессе реализации программы, научились анализировать свое поведение и изменять его в положительную сторону. Так, те, кто нападал, проявлял агрессию стали спокойнее, сдержаннее, а те на кого нападали, научились отстаивать свое «Я», быть более открытыми и уверенными в себе.
Мы считаем, что комплекс мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков в общеобразовательной школе нужно использовать для снижения агрессивных и враждебных реакций у подростков, для формирования навыков и умений конструктивного решения конфликтов и развития толерантности, эмпатии по отношению друг к другу.
Рассмотрим результаты исследования в экспериментальной группе методики «Опросник. Индекс жизненного стиля» Г.Келлерман (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Показатели общей напряженности психологических защит у подростков в ЭГ м КГ
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что общая напряженность всех психологических защит в обеих группах имеет высокий уровень, что составляет в ЭГ – 66,4 %, в КГ– 66, 75%, а нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ. Превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты у подростков в экспериментальной и контрольной группе. А именно чувства страха, стыда, вины, переживаемые подростками, болезненны и тревожны, вызывая у них отрицательные переживания, могут повышать уровень тревоги, страха и агрессии в отношении одноклассников, используя деструктивные психологические защиты, как проекция и вытеснение. В поведении эти защиты проявлялись у одних ребят в самолюбии, эгоизме, злопамятности, мстительности, обидчивости, заносчивости, упрямстве и нетерпимости к возражениям, у других в подозрительности, враждебности, поиске недостатков у себя и других, уязвимости, замкнутости, пессимизме, повышенной чувствительности к критике и замечаниям, тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, покорность и робость.
Результаты исследования на констатирующем этапе показали, что у обеих групп учащихся ЭГ и КГ данные по методикам оказались практически на одном уровне. В экспериментальной и контрольной группе есть подростки, у которых наблюдается тенденция к агрессивному поведению, заключающегося в эмоциональном и физическом унижении, вымогательстве среди учеников по отношению друг к другу они проявляют готовность в реализации деликвентного поведения, имеют склонность к негативизму, раздражительности и к острым ощущениям. Таких подростков можно назвать агрессорами, которые совершая травлю или насилие получают удовольствие от власти. У них преобладают проблемы с симпатией к другим людям, то есть это и приводит к девиантному поведению. Также есть подростки, которые испытывают высокий уровень враждебности, проявляющийся в обидчивости, тревожности, эмоциональной нестабильности, так называемые жертвы школьного насилия. Они в основном молчат, что над ними издеваются, у них присутствует чувства беззащитности и угнетенности перед обидчиком, таким образом ощущения ведут к чувству постоянной надвигающийся опасности, неуверенности, и как следствие всего происходящего формируется в утрату самоуважения к себе и веры в себя, им свойственна нелюдимость и скрытость; молчаливость, нежелание идти на разговор. И те, и другие испытывают разного рода страхи, что создает не очень благоприятную обстановку в классах, которая характеризуется разобщенностью и низким уровнем благополучия.
В результате таких отношений в ЭГ и КГ наблюдается высокий уровень общей напряженности психологических защит, что отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты у подростков.
Результаты констатирующего этапа показали, что с подростками необходима специальная работа по предупреждению школьного насилия.
Поэтому для нас явилось важным разработать комплекс психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков.
-
Эксперимент по внедрению комплекса психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков
На формирующем этапе эксперимента нами был составлен комплекс мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков. Комплекс мероприятий включает в себя 3 блока:
1 блок – работа с педагогическим коллективом и классным руководителем. Работа направлена на:
-
диагностику психоэмоциональной среды ОУ; -
формирование благоприятного психологического климата и сплочение коллектива ОУ; -
консультативно-образовательную деятельность с педагогическим составом; -
повышение психолого-педагогической компетентности взрослых; -
консультации педагогов по профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание ситуации успеха.
2 блок – работа с родителями. Профилактическая работа включала в себя психолого-педагогическое просвещение родителей и оказание компетентной помощи родителям в вопросах обучения и воспитании через родительские собрания, индивидуальные консультации и прочие метод работы.
3 блок – работа с учащимися. За основу была взята программа прекращения буллинга в классе «Без обвинений», разработанная С.В Кривцовой, которая является одной из эффективных программ по профилактике проблем дисциплины, мотивации и кооперации, развитию позитивной атмосферы в школе и противодействию школьному насилию [22].
Актуальность данной программы в том, что важно прекращать школьное насилие на ранних стадиях. В программе предлагается проверенная в международной практике образования методика прекращение школьного насилия с привлечением к сотрудничеству самого агрессора.
Комплекс мероприятий был рассчитан на три месяца. Занятия с ЭГ проходили в период с октября 2019 г. по декабрь 2019 г.
Программа содержит ряд психолого-педагогических упражнений, направленных на предупреждение школьного насилия среди подростков. Упражнения может проводить как психолог, так и учитель.
Для успешного проведения были необходимы следующие условия:
-
умение следить за ходом выполнения упражнений; -
организовывать беседу и формулировать выводы, ориентированные на цель упражнения; -
учитывать возрастные особенности учащихся; -
также личная заинтересованность учащихся.
Программа психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков в общеобразовательной школе направлена на решение следующих задач:
– снижение агрессивных и враждебных реакций
;
– формирование навыков в умении конструктивного решения конфликтов;
– развитие толерантности, эмпатии.
Программа психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков рассчитана на 12 занятий, продолжительность одного занятия: 40–45 минут. Интенсивность занятий 1 раз в неделю (Приложение 3).
Группа подбирается по принципу гетерогенности, т.е. в нее попадают дети одновременно с агрессивным и виктимным поведением. Это позволяет притивоборствующим сторонам увидеть и понять чувства другой стороны.
Групповые правила поведения на занятиях включали в себя:
–добровольное участие;
–безоценочность;
–внимательное слушание;
–искренность;
–уважение;
–обратная связь;
–доверительность в общении;
–одобрение и взаимная поддержка.
Структура занятия:
1. Вводная часть, включает в себя упражнения, которые способствуют активации участников группы и создают благоприятную атмосферу и повышает сплоченность.
2. Основной этап – это беседы, игры, упражнения, которые помогают участникам понять и освоить тему занятия.
3. Рефлексия этот этап проводится в конце каждого занятия, где участники делятся своими чувствами.
Первые два блока реализовывали непосредственно общеобразовательная организация в лице социально-психологической службы (психолог и социальный педагог) и педагогический коллектив, в том числе классный руководитель. По 3 блоку работу с подростками реализовывали самостоятельно.
Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволило создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного учащегося, а также введению правил и норм, направленных против насилия и травли в ОУ.
Программа реализовывалась во внеурочное время, на классных часах, в виде тренингов, на которых учащиеся эмоционально и с интересом откликались на предлагаемые задания. На начальном этапе занятий одни испытуемые ЭГ вели себя, вызывающе, показывали свое превосходство над другими, в виде насмешек и оскорблений, выкрикивали и не слушали других ребят, проявляли нетерпимость к возражениям. Другие подростки занимали позицию изолированности, они чаще отмалчивались, старались себя никак не проявлять. Вели себя замкнуто и старались тщательно избегать ситуаций, которые могли стать проблемными и вызвать страх, на критику или возражения реагировали болезненно и эмоционально, очень обижались и напрягались.
Благодаря ненавязчивой форме проведения тренинга в виде игр и упражнений, без нравоучений, которые так не любят подростки, отношения внутри экспериментальной группы начали постепенно меняться. Снизилось напряжение и враждебность, подростки стали более, доброжелательнее и общительнее друг с другом. Появилось в общение внимание, уважение к позиции и мнению другого человека. С помощью ряда игр и упражнений испытуемые учились выходить из конфликтных ситуаций конструктивными способами, хотя не всегда это получалось, ввиду особенностей подросткового возраста. Подростки начали с удовольствием и интересом посещать занятия.
По завершению программы подростки экспериментальной группы стали сплоченнее и дружелюбнее, научились выходить из трудных ситуаций без конфликта с помощью конструктивных способов; у них появились навыки соблюдать правила общения со сверстниками и взрослыми, проявляя больше уважение, доверие, терпимость, внимание и сочувствие. Улучшилось общение друг с другом, они стали меньше нападать, обзывать, перебивать друг друга, стараются слушать, что говорят другие. Значительно снизилось проявление агрессии и враждебности. Испытуемые, используя навыки, приобретенные в процессе реализации программы, научились анализировать свое поведение и изменять его в положительную сторону. Так, те, кто нападал, проявлял агрессию стали спокойнее, сдержаннее, а те на кого нападали, научились отстаивать свое «Я», быть более открытыми и уверенными в себе.
Мы считаем, что комплекс мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков в общеобразовательной школе нужно использовать для снижения агрессивных и враждебных реакций у подростков, для формирования навыков и умений конструктивного решения конфликтов и развития толерантности, эмпатии по отношению друг к другу.