ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
88
Спрос – фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее обеспеченное платежными средствами намерение потребителей приобрести данный товар. Спрос характеризуют его величиной, т. е. количеством товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура спроса зависит как от цен на товар, так и от неценовых факторов, таких как мода, доходы потребителей, а также от цен на другие товары, в том числе на товары-заменители.
При разработке производственной программы учитывают два ограничи- вающих фактора: с одной стороны – она не должна быть меньше спроса на продукцию, а с другой стороны – она не может превышать производственную мощность завода:
Спрос ≤ Программа ≤ Мощность.
Определение спроса и потребностей в технике, выпускаемой машино- строительным предприятием, проблема сложная и комплексная. Она включает в себя прогноз развития сырьевой и энергетической баз; выявление резервов лучшего использования техники у потребителей; определение рационального парка машин и оборудования на предприятиях-потребителях и т. д.
Маркетинговые исследования направлены на выявление спроса в таких крупных отраслях-потребителях как армия, милиция, сельское хозяйство, про- мышленные предприятия и др. При этом спрос на производственное оборудо- вание и машины не только изучают, но принимают меры к его формированию по пяти нижеследующим основным направлениям.
1. Капитальное строительство, в том числе техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий. Маркетологи работают с НИИ и проектными организациями, рекомендуют включить в проектно-сметную до- кументацию выпускаемую и перспективную технику, рассматривают сроки внедрения проектов, надежность источников финансирования проектов, со- ставляют протоколы о намерениях.
2. Производственно-эксплуатационные нужды, предусматривающие за- мену изношенного и морально-устаревшего оборудования. Маркетологи изу- чают возрастную структуру ОПФ предприятий-потребителей, их финансовое состояние, возможность и сроки приобретения нового оборудования.
3. Комплектация выпускаемой продукции другими машиностроительны- ми предприятиями (например, двигателями, приборами и др.). Изучается пер- спектива развития этих предприятий, увеличение объемов производства, обыч- но, по косвенной информации, поскольку такие данные являются коммерческой тайной. К косвенной информации относят, например, сообщения о сделках на поставку металла, других материальных ресурсов, о подготовке или переподго- товке кадров и пр.
4. Экспорт. Выявляется возможность выхода на внешние рынки, осуще- ствляется поиск ниши на мировом рынке в условиях, когда несколько круп- нейших держав мира практически полностью контролируют мировой рынок.
Предприятия, имеющие ориентацию на выпуск экспортной продукции предъ-
89 являют к ней более высокие требования по качеству, наукоемкости, дизайну, экологичности, ремонтопригодности, долговечности, при этом учитываются особенности каждого национального рынка, его потребности, национальные традиции, наличие конкурентов, их цены, объемы продаж и др. Предварительно осуществляется целый ряд мероприятий по налаживанию связей с иностранны- ми покупателями, посредниками, брокерами, по участию в биржевой торговле, торгах, аукционах, ярмарках и выставках.
5. Внутренний потребительский рынок, где осуществляется купля- продажа товаров для непосредственного личного потребления граждан.
Маркетологи изучают денежные доходы населения, имеющиеся накопле- ния (отложенный спрос), демографическое состояние, возрастные группы по- тенциальных покупателей, а также анализируют общие требования потребите- лей к товару, такие, как новизна и высокий технический уровень изделия, каче- ство, уровень послепродажного обслуживания, благоприятное соотношение це- ны товара и его полезности, надежность и легкость в эксплуатации, бездефект- ность, прочность и др.
Выявление потребности предопределяет производственную программу завода по количеству выпускаемой продукции, номенклатуре (модификациям), типам и типоразмерам. Производственную программу рассчитывают не только в натуральном, но и в денежном выражении. Производственную программу в денежном выражении определяют в виде показателей реализуемой, товарной, валовой и нормативно-чистой продукции.
Объем реализуемой продукции представляет собой стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, услуг промышленного характера, подлежащих реа- лизации в планируемом периоде. Факт реализации подтверждается оплатой по- купателем поставленной продукции и поступлением денежных средств на рас- четный счет изготовителя.
N
р
= N
т
+ N
н
– N
к
, (3.62) где N
р
, N
т
– соответственно объем реализованной и товарной продукции, ед. изм.; N
н
, N
к
– соответственно остатки нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода.
К остаткам относят оставшуюся на складе готовую продукцию предпри- ятия, товары в пути к потребителю, товары, полученные потребителем, но еще не оплаченные им по каким-либо причинам (отсутствие денег на расчетном счете, обнаружен брак, нарушены договорные обязательства и пр.).
Товарная продукция – это стоимость всей изготовленной продукции, вы- полненных работ и услуг, предназначенных для реализации сторонним пред- приятиям. К товарной продукции относят: готовые изделия (станки, машины, приборы, товары народного потребления); полуфабрикаты, изготовленные для других предприятий по кооперации (отливки, поковки, части и детали машин и пр.); работы промышленного характера (ремонтные, наладочные, транспорт- ные, очистка и утилизация отходов); работы, выполняемые из материала заказ- чика; услуги, оказанные другим предприятиям и т. д. Объем товарной продук-
90 ции рассчитывают на основе производственной программы в натуральном вы- ражении и отпускных цен предприятия:
N
т
= S
г
+ S
пф
+ S
пв
+ S
у
+ S
мз
, (3.63) где S
г
– стоимость готовой продукции, руб.; S
пф
– стоимость полуфабрикатов для сторонних организаций, руб.; S
пв
– стоимость продукции (работ) вспомога- тельных цехов для сторонних организаций, руб.; S
у
– стоимость услуг, руб.;
S
мз
– стоимость работ из материалов заказчика, руб.
Стоимость каждого вида продукции (работ, услуг) определяют по зави- симости:
S
i
= Ц
i
А
i
, (3.64) где Ц
i
– отпускная (договорная) цена продукции (работ, услуг) i–го вида, руб.;
А
i
– производственная программа в натуральном выражении, шт.
Валовая продукция, в отличие от товарной, включает всю продукцию, созданную на предприятии, независимо от степени ее готовности. К валовой продукции относят всю товарную продукцию, находящуюся на различных ста- диях обработки, местах, участках, складах, цехах. Незаконченную продукцию называют незавершенным производством, т. е. это продукция, не прошедшая предусмотренный технологией полный цикл обработки. Учет остатков неза- вершенного производства проводят на первое число месяца путем инвентари- зации. Увеличение этих остатков по сравнению с предыдущим периодом сви- детельствует, что выполнен больший объем работ, уменьшение – наоборот, меньший, так как на создание товарной продукции истрачено незавершенное производство прошлого периода. Объем валовой продукции определяют по формуле:
N
в
= N
т
S
нп
= N
т
+ (S
нпк
– S
нпн
), (3.65) где
S
нп
– изменение остатков незавершенного производства; S
нпк
, S
нпн
– соот- ветственно остатки незавершенного производства на конец и начало календар- ного периода (месяц, квартал, год).
Нормативно-чистая продукция (НЧП) представляет собой вновь создан- ную стоимость коллективом предприятия, результат собственных усилий пред- приятия без учета труда прошлого, т. е. материалов, полуфабрикатов, комплек- тующих изделий, амортизации.
Норматив чистой продукции по своему экономическому содержанию представляет собой часть цены изделия, включающую зарплату ППП, отчисле- ния во внебюджетные фонды и прибыль. Объем НЧП определяют умножением производственной программы в натуральных измерителях на норматив чистой продукции. Применение этого показателя позволяет исключить повторный счет продукции, объективно оценить усилия коллектива в достижении важнейших показателей эффективности производства – производительности труда, фондо- отдачи и др.
91
Вопросы для самопроверки
1. Какими производственными ресурсами располагает машиностроитель- ное предприятие?
2. В чем главное отличие ОПФ от оборотных фондов?
3. Дайте характеристику методам оценки ОПФ.
4. В чем сущность и назначение ускоренной амортизации?
5. Какие показатели характеризуют экстенсивное и интенсивное исполь- зование ОПФ?
6. Как определяют производственная мощность завода, цеха?
7. Что представляет собой кругооборот оборотных средств?
8. Какие факторы влияют на повышение оборачиваемости оборотных средств?
9. Какие виды разделения труда внутри предприятия влияют на формиро- вание кадров?
10. Какие основные факторы влияют на повышение производительности труда?
11. Что такое рынок труда?
12. От чего зависит зарплата как цена труда?
13. Какие формы и системы оплаты труда Вам известны?
14. В чем сущность бестарифной системы оплаты труда?
15. Как формируют производственную программу завода?
16. Какие показатели характеризуют план производства завода?
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 20
4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Производство продукции на машиностроительном предприятии требует расходов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, комплектующих изде- лий; оплаты труда работников как непосредственно изготавливающих продук- цию, так и занятых организацией, обслуживанием, управлением производства; возмещения и ремонта инструментов, оснастки, оборудования. Все эти затраты представляют собой издержки производства и включаются в себестоимость продукции. Многие из этих затрат можно планировать и учитывать в натураль- ной форме, т. е. в километрах, метрах, штуках, киловат-часах и т. д. Однако, чтобы подсчитать сумму всех расходов на единицу выпускаемой продукции или по предприятию в целом, их приводят к единому измерителю и определяют в денежном выражении. Издержки производства – это затраты в денежной форме, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции. Издержки производства фор- мируют себестоимость продукции, которая представляет собой текущие затра- ты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме
(прил. 1.). В себестоимость включают не все издержки предприятия. Например, расходы на содержание непромышленных хозяйств не включают в себестоимость.
92
Себестоимость продукции – это важнейший качественный показатель ра- боты предприятия, так как в нем отражен уровень расхода материальных ресур- сов, степень использования производственных фондов, рабочего времени ра- ботников, экономическая эффективность производства. Себестоимость харак- теризует стоимость товара для самого производителя и является основой фор- мирования цены товара.
Наряду с себестоимостью в условиях товарно-денежных отношений и действия закона стоимости вся выпускаемая продукция имеет стоимость.
Стоимость продукции – это ее цена или денежная сумма, за которую по- купатель готов купить, а продавец согласен продать единицу продукции. Уста- навливают цены на основе: показателей издержек производства и спроса; поку- пательского восприятия ценности и значимости продукции; сравнения с ценами конкурентов и собственными издержками.
4.1. Классификация затрат на производство
В издержки производства входят многие виды затрат, которые в отечест- венной практике классифицируют по ряду признаков (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Классификация затрат в зависимости
от группировочных признаков [25]
Признаки классификации
Виды затрат
По экономической роли в процессе производства
Основные и накладные
По способу включения в себестоимость продукции
Прямые и косвенные
По отношению к объему производства
Переменные и постоянные
По виду расходов
Экономические элементы и статьи калькуляции
По месту возникновения
Участок, цех, производство, завод
По виду продукции
Изделие, заказ, передел, работа, услуга
По виду производства
Основное и вспомогательное
Отнесение затрат на себестоимость продукции регламентируется «Поло- жением о составе затрат по производству и реализации продукции и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».
В соответствии с ним в себестоимость включают затраты, связанные:
1) с непосредственным изготовлением продукции, обусловленные техно- логией и организацией производства;
2) с подготовкой сырья, материалов, топлива, электроэнергии к потребле- нию, т. е. затраты на распаковку, расконсервацию, сушку (пиломатериалов),