Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


и ненадежно – разум очень многое привносит в познание от себя.

Такие привнесения Бэкон называет «идолами» разума. Необходимо

выделить и очистить разум от этих идолов. Их четыре вида – «идолы

пещеры», «идолы пещеры», «идолы рода», «идолы площади» и «идолы

театра».

«Идолы рода» - это препятствия (заблуждения), обусловленные

общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии

с собственными свойствами. «Идолы пещеры» - это ошибки, связанные

с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения

человека («пещера») отражаются на его выводах в процессе познания.

Например, одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности,

другие напротив отдают предпочтение только новому. «призраки

рынка» - неправильное неточное употребление понятийного аппарата:

слов, определений, выражений. «Призраки театра» - влияют на процесс

познания существующей философии. Зачастую старая философия

мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда

нужное русло (например, влияние схоластики на познание в средние

века).

Знание видов препятствий, подстерегающих человека при

исследовании природы, помогает избежать ошибок. Однако это знание

лишь предпосылка при создании научного метода. Необходима его

разработка. Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней

четко выступают два пути, или метода исследования: догматический

и эмпирический .Ученый, следующий догматическому методу, начинает

свою работу с общих умозрительных положений и стремится вывести

их них все частные случаи. Догматик похож на паука, который из самого

себя ткет свою паутину. Ученый, следующий эмпирическому методу,

стремится только к максимальному накоплению фактов. Он похож на

муравья, который беспорядочно тащит в муравейник все, что ни

попадется на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке

материалов, который доставляет опыт. Это путь «пчелы», соединяющий

в себе все достоинства «пути паука» и «пути муравья». Необходимо

собрать всю совокупность фактов, обобщив их (взглянуть на проблему

«снаружи»), а, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь»

проблемы, понять ее сущность. Т.о. лучшим путем познания, по Бэкону,


является эмпиризм, основанный на индукции (сбора и обобщение

фактов, накопление опыта) с использование рационалистических

приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Главные задачи познания – помочь человеку добиться

практических результатов в его деятельности, способствовать новым

изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой.

Отсюда известный афоризм Ф.Бэкона: «Знаниесила!».

Томас Гоббс материалист и эмпирик, продолжатель учения

Ф.Бэкона. Гоббс выступает против учения Р.Декарта о врожденных

идеях. Опыт показывает, что люди, погруженные в сон без сновидений,

не мыслят. Значит, у них в это время нет никаких идей. Поэтому никакая

идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть

всегда налицо. Источником познания по Гоббсу могут быть только

чувственные восприятия внешнего мира. Чувственные восприятия в

его понимании – это полученные органами чувств сигналы из

окружающего мира и их последующая переработка. Философ называет

их «знаками». К ним относятся: сигналы – звуки, издаваемые

животными для выражения своих действий или намерений (пение птиц,

рычание хищников, мяукание и т.д.); метки – различные знаки,

придуманныечеловеком для общения; естественные знаки – «сигналы»

природы (гром, молния и т.д.); произвольные знаки общения – слова

различных языков; знаки в роли «меток» - специальная

«закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык

религии, жаргон); знаки знаков – общие понятия.

Т.Гоббс известен своим учением о происхождении государства

Левиафан», что в переводе означает «чудовище»).

Он различает два состояния человеческогот общества: естественное

и гражданское. Исходный тезис философа – природа человека

изначально зла. Поэтому в естественном состоянии люди действуют,

руководствуясь личной выгодой, эгоизмом и страстями. Каждыйсчитает,

что имеет право на все. Здесь право совпадает с силой, а пренебрежение

чужими интересами приводит к «войне всех против всех». Эта война

грозит взаимным истреблением. Поэтомунеобходимоискать мира, для

чего каждый должен отказаться от «права на все» (добровольно

ограничить свою «абсолютную» свободу). В обществе заключается

договор, и с этого момента оно переходит в гражданское состояние.



Институт, направляющий людей к общей цели и удерживающий их от

действий, нарушающих мир, - государство единой воли. Каждый должен

свою частную волю подчинить какому-нибудь одному лицу или группе

лиц, воля которых должна считатьсяволейвсех. Таквозникает государство.

Наиболее совершенной формой государственной власти Т.Гоббс считал

абсолютную монархию. Государство он называет «Левиафаном» или

чудовищем, которое «пожирает и сметает все на своем пути», оно

всесильно ему невозможно противостоять, но оно необходимо для

поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в

нем.


4. Философия эпохи Просвещения: специфика и направления

Французскую философию ХVIII в. принято называть

философией Просвещения. Такое название она получила в связи с тем,

что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге,

окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи

нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически

подготовили великую французскую революцию 1789-1794 гг.

Основные направления:

1. Деизм (Вольтер, Монтескье. Руссо, Кондильяк) - критиковали

пантеизм (отождествление Бога и природы), отвергали возможность

вмешательства Бога в процессы природы и дела людей - Бог только

творит мир и больше в его жизни не участвует.

2. Атеистическо-материалистическое (Мелье, Ламетри.

Дидро, Гельвеций, Гольбах) - отвергали сами идею существования

бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с

материалистических позиций, в вопросах познания отдавали

предпочтение эмпиризму.

3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) (Мабли,

Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон) – занимались проблемой

разработки и построения идеального общества, основанного на

равенстве и социальной справедливости.

Для всех философов Просвещения характерна идея

переустройства жизни на разумных началах. Они надеялись на

распространение положительных знаний среди образованных людей,

особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумные

принципы в повседневную жизнь своих стран.

Человек, согласно просветителям, – это часть природы, всецело

телесное материальное существо. Разум они или отождествляли с

чувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство

(Дидро). Жить в согласии с природой и разумом значит жить,

избегая страданий и по возможности наслаждаясь.

Человек не является злым по природе. Таким его делает общество:

несовершенство общественных отношений и неправильное

воспитание. Вывод один: надо изменить общество и систему

воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный, человек

займет позицию
разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и

дай жить другим». Соответствующий этому принципу строй должен

обеспечить юридическое равенство всех граждан вне зависимости от

сословных, национальных, конфессиональных различий между ними.

Такой строй открывает возможность каждому получать выгоду

(минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные

интересы всех других. Если Гельвеций считал, что по природе человек

морально нейтрален и становится разумным эгоистом только благодаря

воспитанию, то по Дидро, человек добр по природе, и правильное

воспитание развивает и укрепляет эту естественную моральную

склонность.

 Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с

появлением сатирических сочинений Франсуа Вольтера(1694-1778гг.),

настоящее имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, однако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произведений стал отправной точкой формирования новой идеологии.

Вольтер вошел в историю философии как блестящий публицист и

пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и

учреждений, защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции. «Кандид», «Орлеанская дева», его статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» получили широкое распространение во всей Европе.

Философские воззрения Ф. Вольтера можно свести к следующим основным

положениям: критика религии, особенно католицизма (Ему принадлежит

известное высказывание в отношении религии «Раздавите гадину!»).

Вместе с тем он считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно

доказать, ни его наличие, ни его отсутствие. Вольтер видел необходимость в признании

существования Бога с морально-этической точки зрения для того, чтобы

поддерживать порядок в обществе, держать людей (из-за угрозы Божьего

наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности.

Развивая гуманистические традиции европейской философии Ф.Вольтер

выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства читал абсолютную монархию во главе с просвещенным

властителем. Таким образом он выдвинул идею «просвещенного абсолютизма».

Шарль Луи Монтескье(1689-1755 гг.) французский философ, писатель, юрист,