Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Составить сложноподчиненное предложение по двум про­стым. Этот прием имеет два-три варианта:

  • составить сложноподчиненное предложение по двум картинкам, изображающим различные события, на одной из
    которых, например, изображен мальчик, надевающий
    плащ, на второй — идущий дождь. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки; составь по каждой из них
    предложение и ответь на вопрос: Почему (или зачем)
    мальчик надевает плащ?» В случае необходимости инструкция разъясняется на 1-2 примерах;

  • составить сложноподчиненное предложение по двум простым, записанным на карточках: на одной карточке предложение «Мы не пошли гулять», на второй — «Шел
    дождь»;

составить сложное предложение по данным союзам и союзным словам, таким, как потому что, хотя, если, ког­да и т.п. (это является наиболее сложным приемом из
выявляющих умение детей самостоятельно построить
сложноподчиненное предложение). Цель приведенных вариантов приемов — выяснить, какими видами сложноподчиненных предложений, выражающих кон­кретное или абстрактное содержание, владеет ребенок, как он оформляет союзную связь. При этом обследующий фиксирует, какие именно синтаксические конструкции доступны детям и ча­стоту их употребления, правильно или неправильно выражает ребенок союзную связь: опускает ли союз (его часть) либо заменя­ет его или ставит не там, где он должен стоять.

В ходе обследования важно выявить умение детей не только строить различные структурные типы предложений, но и устанав­ливать связи и отношения между словами в предложении.

С этой целью обследующий анализирует все ошибки, связанные с нарушением системы отношений слов в предложении, например нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных чле­нов предложений.

Для передачи правильной связи слов в предложении ребенок должен уметь выражать грамматические отношения управле­ния.

В ходе обследования важно выявить умение детей употреблять имена существительные в разных падежах (падежное управле­ние). Используется прием подстановки данного слова в опреде­ленном падеже. Материал для обследования — картинки, вопро­сы и слово в исходной форме. Детям предлагаются картинки, изображающие определенные ситуации: девочка сыплет зерно
петуху, девочка глядится в зеркало, стол накрыт скатертью и т.п. Инструкция: «Рассмотри картинки и ответь на вопросы: чем на­крыт стол?».

В ходе обследования следует обратить внимание также на обра­зование формы родительного падежа множественного числа, что представляет значительные трудности для детей с речевым недо­развитием. Материалом для обследования служат слова в имени­тельном падеже: сумка, блюдце, ложка, вишня, яблоня, ухо, лоб, ноги, ведро. Инструкция: «Ответь на вопрос: много чего? В саду много чего?» (Яблонь, вишен.)

В процессе обследования выясняется умение ребенка пользо­ваться предложным управлением с помощью следующих заданий: составить словосочетания из глагола и имени существительного с предлогом или предложение по сюжетной картинке, выполненным действиям. Материал для обследования — сюжетные картинки. (Например: Собака спит в конуре. Мяч перелетает через забор. Дорожка идет от калитки до крыльца. Из-за угла выбежала со­бака. И т.д.)

Полезно использовать и такие сюжеты картинок: ворона летит к дереву, ворона сидит на дереве, ворона летит от дерева, т.е. один и тот же субъект выполняет разные действия.

Другим приемом является подстановка недостающего предло­га в данный текст. Нужный предлог может отсутствовать, или ре­бенку приходится находить его среди других предлогов. Напри­мер, предлог под — среди предлогов под, на, около.

Материал для обследования — карточки с записью предложе­ний, в которых пропущены предлоги, например: Лампа висит ... столом. Более сложный вариант — подстановка пропущенного предлога и изменение окончания управляемого слова.

Обследующий, приступая к анализу той или иной группы оши­бок, должен учитывать частоту употребления ребенком рассматри­ваемой формы. Если в ходе обследования выявлено неумение ре­бенка пользоваться падежными окончаниями единственного чис­ла, это может указывать на низкий уровень развития грамматичес­ких средств языка.

Принципиальное значение при этом имеет также и характер ошибок, допускаемых ребенком. Так, например, ошибки, выража­

ющиеся в замене окончания любого падежа нулевой формой (т.е. формой именительного падежа) на уровне словоформ единственно­го числа является веским доказательством полной несформированности грамматической категории падежа.

Ошибки, которые проявляются в замене одного падежа другим (например, столы вместо стола), свидетельствуют о начале овла­дения детьми грамматическими средствами. Ошибки, проявляю­щиеся в смешении окончаний одного и того же падежа (например: вижу слон — книга — столу; любуюсь рисунком лошадей — картинкам), можно также рассматривать как продуктивные, сви­детельствующие об определенном этапе овладения падежными формами, которые, однако, ребенок недостаточно дифференциру­ет в зависимости от принадлежности слова к определенному типу склонения. Это переход к более высокому уровню сформированности грамматических средств языка.

Особое внимание следует уделить анализу ошибок, допущенных Детьми при употреблении имен существительных в косвенных падежах с различными предлогами. Эти ошибки рассматривают­ся в двух взаимосвязанных аспектах:

  1. правильность употребления предлогов, т.е. выяснение того, какие отношения и с помощью каких предлогов выражают дети;

  2. соответствуют ли падежные окончания составленных детьми словосочетаний и предложений используемым предлогам, т.е. выполняют ли предлоги свою синтаксическую функцию.

Составить представление об умении детей пользоваться предложным управлением можно лишь рассматривая эти ошибки в сотинки, например такие: «Девочка сидит», «Девочки сидят»;

«Мальчик прыгает», «Мальчики прыгают» и т.п.

Инструкция: «Рассмотри картинки, ответь на вопросы: Что делает?.., Что делают?.. (Картинки раскладываются перед ребенком в беспорядке.)

В ходе обследования следует обратить внимание и на возмож­ность ребенка правильно употреблять число при согласовании имени существительного с прилагательным. С этой целью исполь­зуется такой прием выбора пары слов из данных. Ребенку предла­гается выбрать сочетающиеся пары слов из записанных на карточ­ке: красные, шар, шары, красный и т.п.

Грамматическая категория рода исследуется следующим обра­
зом: ребенку предлагается карточка, на которой записан ряд слов: дедушка, окно, стена, зайка, лампа, ведро, кукла, тигр, корабль, книга, обезьяна, озеро и т.д. •— или предлагаются картинки с изоб­ражением предметов. Инструкция: «Распредели слова при помо­щи числительных (один, одна, одно) или притяжательных место­имений (мои, моя, мое)».

Принцип подбора материала обследования состоит в том, что, наряду со словами, имеющими типичные для их категории окон­чания (а-я — для женского рода, о-е — для среднего и т.п.), в него включаются слова, окончания которых являются общими для имен существительных как женского, так и мужского рода (дедуш­ка, зайка, корабль, лошадь, сирень).

В процессе обследования выясняется также умение детей пользоваться способами словообразования. Как известно, по сло­вообразующей функции суффиксы делятся на две группы: суффик­сы первой группы образуют от имени существительных не новые слова, а слова с добавочным значением — уменьшительным, лас­кательно-пренебрежительным, увеличительным. Суффиксы вто­рой группы образуют от глаголов имен существительных и прила­гательных новые слова, которые обозначают профессии людей, вещи, качества и т.д.

Для выявления умения пользоваться суффиксами первой группы можно использовать задания образовать уменьшитель­ную форму имени существительного от данного слова. Материал для обследования — слова, выраженные именами существитель­ными в исходной форме и записанные на карточках, или картин­ки с изображением предметов: голова, птица, перо, ведро, рука, ухо, лоб, локоть. Инструкция: «Рассмотри предметы и назови их в уменьшительной форме». Инструкцию надо пояснить на 1-3 примерах.

Умение детей пользоваться суффиксами второй группы выяв­ляется путем образования от имен существительных новых слов (обследующий демонстрирует этот прием на примере):

а) обозначающих профессии. Материал для обследования —
слова, записанные на карточках. Примерный перечень
их: сапог, работа, чертеж, печь, стекло, газета;

б) обозначающих названия животных и их детенышей

(волк волчица волчата; медведь медведица -
медвежонок — медвежата).

Другие аналогичные задания:

  • преобразовать имена существительные, обозначающие
    материал (дерево, стекло, железо), в имена прилагательные с помощью суффиксов. В этих случаях задача облегчается постановкой вопроса: «Если предмет сделан из
    дерева, то какой он?» В случае затруднения ребенку под­
    сказывают ответ: «Стол деревянный, а крыша ?..»;

преобразовать глаголы в имена существительные, обозна­чающие названия профессий. Материал обследования —
слова, записанные на карточках (летать, переводить,
возить, рассказывать). Инструкция аналогична преды­дущей. В ходе обследования грамматического строя языка выявляет­ся также умение детей образовывать слова с помощью приставок. Одним из наиболее простых приемов, выявляющих эти способно­сти детей, является образование производных глаголов. Матери­ал обследования — набор картинок, на которых изображены раз­личные по характеру действия, например: самолет улетает, са­молет прилетает. Инструкция: «Назови действия, изображен­ные на картинках».

По следам выполнения заданий обследующий фиксирует, какие именно суффиксы первой и второй групп использует ребенок. Анализируется и характер допущенных ошибок, т.е. выявляется, смешивает ребенок однозначные или различные по значению суф­фиксы.

Если ребенок совсем не справляется с приведенными задани­ями, это свидетельствует об очень низком уровне развития грам­матических средств языка. Употребление суффиксов только пер­вой группы также свидетельствует об этом. Попытки же(даже ошибочные) образовать слова с суффиксами обоих групп указы­вают уже на более высокую ступень овладения способами обра­зования слов.

Аналогичная картина обнаруживается при рассмотрении ре­зультатов выполнения детьми заданий на образование новых слов с помощью приставок.

Правильная организация обследования предусматривает нали­чие заранее заготовленного материала. Он может быть либо сосре­доточен в альбоме, либо представлен на карточках (в виде разда­точного материала). Каждый прием должен иметь свой порядко­