Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) Составить сложноподчиненное предложение по двум простым. Этот прием имеет два-три варианта:
-
составить сложноподчиненное предложение по двум картинкам, изображающим различные события, на одной из
которых, например, изображен мальчик, надевающий
плащ, на второй — идущий дождь. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки; составь по каждой из них
предложение и ответь на вопрос: Почему (или зачем)
мальчик надевает плащ?» В случае необходимости инструкция разъясняется на 1-2 примерах; -
составить сложноподчиненное предложение по двум простым, записанным на карточках: на одной карточке предложение «Мы не пошли гулять», на второй — «Шел
дождь»;
составить сложное предложение по данным союзам и союзным словам, таким, как потому что, хотя, если, когда и т.п. (это является наиболее сложным приемом из
выявляющих умение детей самостоятельно построить
сложноподчиненное предложение). Цель приведенных вариантов приемов — выяснить, какими видами сложноподчиненных предложений, выражающих конкретное или абстрактное содержание, владеет ребенок, как он оформляет союзную связь. При этом обследующий фиксирует, какие именно синтаксические конструкции доступны детям и частоту их употребления, правильно или неправильно выражает ребенок союзную связь: опускает ли союз (его часть) либо заменяет его или ставит не там, где он должен стоять.
В ходе обследования важно выявить умение детей не только строить различные структурные типы предложений, но и устанавливать связи и отношения между словами в предложении.
С этой целью обследующий анализирует все ошибки, связанные с нарушением системы отношений слов в предложении, например нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных членов предложений.
Для передачи правильной связи слов в предложении ребенок должен уметь выражать грамматические отношения управления.
В ходе обследования важно выявить умение детей употреблять имена существительные в разных падежах (падежное управление). Используется прием подстановки данного слова в определенном падеже. Материал для обследования — картинки, вопросы и слово в исходной форме. Детям предлагаются картинки, изображающие определенные ситуации: девочка сыплет зерно
петуху, девочка глядится в зеркало, стол накрыт скатертью и т.п. Инструкция: «Рассмотри картинки и ответь на вопросы: чем накрыт стол?».
В ходе обследования следует обратить внимание также на образование формы родительного падежа множественного числа, что представляет значительные трудности для детей с речевым недоразвитием. Материалом для обследования служат слова в именительном падеже: сумка, блюдце, ложка, вишня, яблоня, ухо, лоб, ноги, ведро. Инструкция: «Ответь на вопрос: много чего? В саду много чего?» (Яблонь, вишен.)
В процессе обследования выясняется умение ребенка пользоваться предложным управлением с помощью следующих заданий: составить словосочетания из глагола и имени существительного с предлогом или предложение по сюжетной картинке, выполненным действиям. Материал для обследования — сюжетные картинки. (Например: Собака спит в конуре. Мяч перелетает через забор. Дорожка идет от калитки до крыльца. Из-за угла выбежала собака. И т.д.)
Полезно использовать и такие сюжеты картинок: ворона летит к дереву, ворона сидит на дереве, ворона летит от дерева, т.е. один и тот же субъект выполняет разные действия.
Другим приемом является подстановка недостающего предлога в данный текст. Нужный предлог может отсутствовать, или ребенку приходится находить его среди других предлогов. Например, предлог под — среди предлогов под, на, около.
Материал для обследования — карточки с записью предложений, в которых пропущены предлоги, например: Лампа висит ... столом. Более сложный вариант — подстановка пропущенного предлога и изменение окончания управляемого слова.
Обследующий, приступая к анализу той или иной группы ошибок, должен учитывать частоту употребления ребенком рассматриваемой формы. Если в ходе обследования выявлено неумение ребенка пользоваться падежными окончаниями единственного числа, это может указывать на низкий уровень развития грамматических средств языка.
Принципиальное значение при этом имеет также и характер ошибок, допускаемых ребенком. Так, например, ошибки, выража
ющиеся в замене окончания любого падежа нулевой формой (т.е. формой именительного падежа) на уровне словоформ единственного числа является веским доказательством полной несформированности грамматической категории падежа.
Ошибки, которые проявляются в замене одного падежа другим (например, столы вместо стола), свидетельствуют о начале овладения детьми грамматическими средствами. Ошибки, проявляющиеся в смешении окончаний одного и того же падежа (например: вижу слон — книга — столу; любуюсь рисунком — лошадей — картинкам), можно также рассматривать как продуктивные, свидетельствующие об определенном этапе овладения падежными формами, которые, однако, ребенок недостаточно дифференцирует в зависимости от принадлежности слова к определенному типу склонения. Это переход к более высокому уровню сформированности грамматических средств языка.
Особое внимание следует уделить анализу ошибок, допущенных Детьми при употреблении имен существительных в косвенных падежах с различными предлогами. Эти ошибки рассматриваются в двух взаимосвязанных аспектах:
-
правильность употребления предлогов, т.е. выяснение того, какие отношения и с помощью каких предлогов выражают дети; -
соответствуют ли падежные окончания составленных детьми словосочетаний и предложений используемым предлогам, т.е. выполняют ли предлоги свою синтаксическую функцию.
Составить представление об умении детей пользоваться предложным управлением можно лишь рассматривая эти ошибки в сотинки, например такие: «Девочка сидит», «Девочки сидят»;
«Мальчик прыгает», «Мальчики прыгают» и т.п.
Инструкция: «Рассмотри картинки, ответь на вопросы: Что делает?.., Что делают?.. (Картинки раскладываются перед ребенком в беспорядке.)
В ходе обследования следует обратить внимание и на возможность ребенка правильно употреблять число при согласовании имени существительного с прилагательным. С этой целью используется такой прием выбора пары слов из данных. Ребенку предлагается выбрать сочетающиеся пары слов из записанных на карточке: красные, шар, шары, красный и т.п.
Грамматическая категория рода исследуется следующим обра
зом: ребенку предлагается карточка, на которой записан ряд слов: дедушка, окно, стена, зайка, лампа, ведро, кукла, тигр, корабль, книга, обезьяна, озеро и т.д. •— или предлагаются картинки с изображением предметов. Инструкция: «Распредели слова при помощи числительных (один, одна, одно) или притяжательных местоимений (мои, моя, мое)».
Принцип подбора материала обследования состоит в том, что, наряду со словами, имеющими типичные для их категории окончания (а-я — для женского рода, о-е — для среднего и т.п.), в него включаются слова, окончания которых являются общими для имен существительных как женского, так и мужского рода (дедушка, зайка, корабль, лошадь, сирень).
В процессе обследования выясняется также умение детей пользоваться способами словообразования. Как известно, по словообразующей функции суффиксы делятся на две группы: суффиксы первой группы образуют от имени существительных не новые слова, а слова с добавочным значением — уменьшительным, ласкательно-пренебрежительным, увеличительным. Суффиксы второй группы образуют от глаголов имен существительных и прилагательных новые слова, которые обозначают профессии людей, вещи, качества и т.д.
Для выявления умения пользоваться суффиксами первой группы можно использовать задания образовать уменьшительную форму имени существительного от данного слова. Материал для обследования — слова, выраженные именами существительными в исходной форме и записанные на карточках, или картинки с изображением предметов: голова, птица, перо, ведро, рука, ухо, лоб, локоть. Инструкция: «Рассмотри предметы и назови их в уменьшительной форме». Инструкцию надо пояснить на 1-3 примерах.
Умение детей пользоваться суффиксами второй группы выявляется путем образования от имен существительных новых слов (обследующий демонстрирует этот прием на примере):
а) обозначающих профессии. Материал для обследования —
слова, записанные на карточках. Примерный перечень
их: сапог, работа, чертеж, печь, стекло, газета;
б) обозначающих названия животных и их детенышей
(волк — волчица — волчата; медведь — медведица -
медвежонок — медвежата).
Другие аналогичные задания:
-
преобразовать имена существительные, обозначающие
материал (дерево, стекло, железо), в имена прилагательные с помощью суффиксов. В этих случаях задача облегчается постановкой вопроса: «Если предмет сделан из
дерева, то какой он?» В случае затруднения ребенку под
сказывают ответ: «Стол деревянный, а крыша ?..»;
преобразовать глаголы в имена существительные, обозначающие названия профессий. Материал обследования —
слова, записанные на карточках (летать, переводить,
возить, рассказывать). Инструкция аналогична предыдущей. В ходе обследования грамматического строя языка выявляется также умение детей образовывать слова с помощью приставок. Одним из наиболее простых приемов, выявляющих эти способности детей, является образование производных глаголов. Материал обследования — набор картинок, на которых изображены различные по характеру действия, например: самолет улетает, самолет прилетает. Инструкция: «Назови действия, изображенные на картинках».
По следам выполнения заданий обследующий фиксирует, какие именно суффиксы первой и второй групп использует ребенок. Анализируется и характер допущенных ошибок, т.е. выявляется, смешивает ребенок однозначные или различные по значению суффиксы.
Если ребенок совсем не справляется с приведенными заданиями, это свидетельствует об очень низком уровне развития грамматических средств языка. Употребление суффиксов только первой группы также свидетельствует об этом. Попытки же(даже ошибочные) образовать слова с суффиксами обоих групп указывают уже на более высокую ступень овладения способами образования слов.
Аналогичная картина обнаруживается при рассмотрении результатов выполнения детьми заданий на образование новых слов с помощью приставок.
Правильная организация обследования предусматривает наличие заранее заготовленного материала. Он может быть либо сосредоточен в альбоме, либо представлен на карточках (в виде раздаточного материала). Каждый прием должен иметь свой порядко