Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самостоятельно подобрать слова, а выбрать из предложенных в списке. Например: дано слово глухой и ряд слов в скобках (город, парк, старик, переулок, печь, комната, согласный звук).

Учитывая, что вне контекста слово в своем значении определя­ется лишь приблизительно, ребенку можно предложить другой, облегченный прием: дополнить недостающим словом предложение (Переулок бывает сквозной и ... . Согласный звук з — звонкий, а согласный звук с — ... . Лес бывает редкий и ... .).


Обработка результатов обследования

Каждый из предлагаемых ребенку приемов и ответная его реакция обязательно фиксируются в протоколе, который дол­жен быть заготовлен заранее. Приводим примерную схему про­токола:


пробы

приема

Обозначение приема

Перечень предъявленного

Ответы ребенка

Примечание







материала




Наблюдение

за реакцией

ребенка (поиск слова;
















Время, затраченное

на подготовку ответа и др.)





















Достоверно оценить данные обследования словарного запаса (ребенка может лишь путем сопоставления результатов, полученных в процессе использования различных приемов.

При количественном анализе результатов обследования следует обратить внимание прежде всего на слова, которые ребенок называл правильно. При этом выводится соотношение общего да предъявленных слов и правильных ответов, что может иметь предварительное диагностическое значение. Так, если это соотношение равно 3 : 1, то уже можно сделать предварительный вывод том, что данный ребенок не овладел лексикой в степени, соответ­ствующей его возрасту.

Далее анализу подвергаются все названные ребенком слова, которые рассматриваются с точки зрения того, какие основные лексик

о-грамматические разряды используются в активной речи. иболее наглядно этот анализ (данное соотношение) может быть Представлен такой схемой: Лексико-грамматическис разряды слов;

Имена существительные,

Имена прилагательные,

Глаголы,

Наречия,

Предлоги,

Сюзы

Отсутствие тех или иных лексико-грамматических разрядов слов, недостаточное число глаголов в активной речи детей указывают на отставание в развитии лексико-грамматических средств языка.

Следующий этап обработки данных обследования — это анализ: какое число слов, используемых ребенком, относится к словам! имеющим конкретное значение, и какое — к словам абстрактным обобщенным. Например, из 35 названных ребенком существительных все 35 имеют конкретное значение, или, например, из 30 слон 27 относятся к категории конкретных, 2 — обобщающих (мебеь,л игрушки), 1 — абстрактное (радость),

Таким образом, на основании анализа правильно названии; ребенком слов создается представление об объеме его активного словаря, т.е. о количественной характеристике, а также о некоторых качественных сторонах словаря.

Для более полной качественной характеристики словарного состава языка детей имеет значение анализ ошибочных ответов зафиксированных как при предъявлении им картинок с изображением конкретных предметов, действий, качеств, так и (особенно при выполнении проб, направленных на выяснение умения употреблять слова в контекстной речи.

Суть многих ошибочных ответов состоит в несоответствии и пользуемых ребенком слов изображаемому на картинках. Очень важно проанализировать, почему название одного предмета и пользуется им для обозначения другого и каковы основания дл такого переноса, а потом сгруппировать сходные, с точки зрения психологии, случаи.

Так, рядом исследователей (Р.Е. Левина, 1961, 1968; Л.Ф. Стшрова, 1959, 1962) установлено, что у детей с недоразвитием речи перенос названия одного предмета на другой может происходить на основе:

- звуковой близости слов (куст винограда кисть виног рада; клубок колобок);

  • отождествления наглядной ситуации — замещения на­
    звания предмета внешне сходным (сарафан — платье);

  • сходного назначения (тарелка — вилка);

  • ситуационной связи предметов друг с другом (клумба —
    цветы; марка конверт);

  • обозначения вместо предмета всей ситуации, что ведет к
    перифразу (душ из крана льется вода);

  • замещения на основе родственных семантических групп —
    расширения смыслового содержания (идет черепаха —
    идет по песку};

  • сужения смыслового содержания (зашивает швея —- за­
    шивает платье);

  • смещения лексико-грамматических признаков сходных
    слов {вместо приземлился самолет заземлился; вместо смотрел — засмотрелся на интересный фильм) и т.д.


Тип замены фиксируется в протоколе обследования. В ходе анализа следует выяснить также, какие части речи чаще всего подвергаются замене.

Обследование грамматического строя языка

Исследование состояния сформированности грамматического строя языка является одним из центральных моментов в установ­лении речевого диагноза и определении путей дифференцирован­ного обучения.

Первые ориентировочные представления об этом, как уже упо­миналось, обследующий получает в процессе предварительной беседы с ребенком. Однако выявить аграмматизм при этом удает­ся далеко не всегда. Поэтому обычно в практике логопедического обследования приходится использовать и другие, специальные приемы, выявляющие, каков уровень грамматического (синтакси­ческого и морфологического) оформления высказывания характе­рен для ребенка. Среди них особенно часто практикуется прием составления предложений по опорным словам, а также по отдель­ным словам, расположенным в беспорядке (деформированные предложения).

В первом случае ребенку предлагаются (устно или на карточке) -3 изолированных слова и инструкция: «Составь предложение, Дополнив его соответствуюхцими словами». Обычно предъявляемые слова даны в начальной форме, с тем чтобы при включении в предложение ребенок самостоятельно преобразовал их в нужную грамматическую форму.

Во втором случае ребенку предлагаются слова, из который можно составить предложение, например: С, ветки, перепрыгивала, на, белка, ветку. Инструкция: «Восстанови нужный поря­док слов и произнеси составленную фразу». Слова этого задания могут быть даны на отдельных карточках. Ребенок, оперируя этими карточками, размещает их в нужном порядке и прочитывает. Усложнение данного приема — написание всех слов сплошным текстом на одной карточке или предъявление задания в уст­ной форме.

Указанные приемы позволяют обследующему установить наличие у ребенка аграмматизма. Он должен также определить, какое именно из звеньев, принимающих участие в формировании грамматического строя языка, является нарушенным. Исходя из это-1 го, обследование должно быть направлено на изучение построения предложения, либо грамматических изменений слов в нем, л лба
морфологических форм слова.

Одним из показателей уровня сформированное™ грамматичес-1 кого строя языка является владение навыками построения предложения.

При обследовании грамматического строя важно установить, какие именно грамматические конструкции, выражающие различные виды связей и отношений, доступны ребенку.

Прежде всего выявляется умение ребенка построить простоя нераспространенное предложение; затем — умение пользовать! ся простым распространенным предложением, состоящим на 3-4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (I предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выясняется умение детей строить предложения с однородными членами.

Более сложный вариант этого приема нацелен на выявление возможностей ребенка строить предложения с большим распространением (с 6-7 различными членами), а также изменять структуру исходного предложения.

В процессе обследования необходимо обращать внимание на соотношение простых предложений без распространения и с распространением; количество слов, объединяемых ребенком в предложение; умение выразить в одном предложении различные объективно существующие отношения (объективные действия или обстоятельства, в которых действует субъект, качественную харак­теристику субъекта).

Результаты обследования, полученные с помощью данных при­емов, позволяют оптимальным путем выявить уровень сформиро­ванное™ грамматического строя языка ребенка и могут иметь важное значение в определении конкретных коррекционно-педагогических задач обучения.

Если результаты выполнения детьми упомянутых выше зада­ний положительные, то с помощью определенных приемов выяв­ляется их умение строить сложные предложения. Например:

1) Составить предложения по картинке, на которой изображе­но выполнение двух или нескольких действий;

2} Закончить сложноподчиненное предложение по данному главному.

С этой целью ребенку предлагаются карточки с записью неза­конченных сложноподчиненных предложений, например таких:

Поезд остановился, потому что ...

Я буду смотреть телевизор, когда ...

Более сложный вариант этого приема — выполнение его устно.