Файл: Литература Основная Сапольски Р. Психология стресса. М., 2020.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функции и динамика конфликтных ситуаций
Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.
В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.
Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.
Конструктивные функции
Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. при разрешении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.
Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.
Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.
Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.
Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество деятельности повышается в 28% случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается. Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего. Не конфликтуйте с начальством!
При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Независимо от результата конфликта это происходит в четыре раза чаще, чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.
Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.
Деструктивные функции
Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта. Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов.
Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.
Конфликт формирует негативный образ другого - «образ врага» - который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.
Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований.
Динамика конфликтов
Динамика конфликтов может быть различной в зависимости от типа конфликта и его участников. Так, например, большинство конфликтов по вертикали (78%) завершается в течение трех месяцев, тогда как только 65% конфликтов между госслужащими завершается в течение полугода. Существуют и другие зависимости динамики конфликтов. Так в экстремальных условиях конфликты развиваются значительно быстрее и, следовательно, они гораздо скоротечнее.
Интересна также зависимость длительности конфликта и его результатов. Например, в конфликтах по вертикали руководитель обычно добивается своих целей в случае их скоротечности. Чем продолжительнее конфликт, тем больше шансов у подчиненного. В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоциональная составляющая.
Динамика частоты конфликтов зависит от циклических изменений характера совместной деятельности в течение года. У учащихся также существуют свои колебания уровня конфликтности. Он повышается в первом семестре, что объясняется сложностью адаптации к жесткому режиму учебы, и в период экзаменов. Частота конфликтов увеличивается приблизительно в 1,5 раза.
Вопрос 2. Конфликт в коллективе
В служебных коллективах различают эмоциональные и деловые конфликты. Эмоциональные конфликты возникают на почве несовместимости личных качеств оппонентов, в их психологической несовместимости.
Деловые конфликты основываются на вполне конкретных объектах (процедура занятия вакантной должности, распределение ограниченных ресурсов, разделение полномочий и т.п.).
Деловые и эмоциональные конфликты могут перерастать друг в друга. Любой деловой конфликт или их непрерывная череда с участием одних и тех же оппонентов имеют тенденцию перерастать в эмоциональный конфликт. Иногда затянувшийся деловой конфликт, в силу действующих в нем закономерностей, может привести к потере объекта конфликта, т.е. сам объект потеряет значимость для оппонентов, а их отношения друг к другу приобретут негативную психологическую окраску, что весьма опасно для эффективности работы организации. Поэтому весьма важно, вовремя зафиксировать возникновение конфликта, не дать ему разрастаться. Воздействовать при разрешении конфликтной ситуации нужно на причину к ней приведшую, т.е. на объект конфликта.
Распространенными способами предупреждения конфликтов в организации считаются:
1. Создание хороших условий деятельности, четкое распределение функций, прав, ответственности, согласование интересов работников.
2. Выявление потребностей работников и создание условий для максимального их удовлетворения;
3. Формирование рабочих групп с учетом личной совместимости, применения адекватного стиля руководства.
4. Своевременное обнаружение противоречий и разногласий и их разрешение на основе переговоров.
Переговоры – обсуждение спорного (конфликтного) вопроса с целью выработки согласованного решения.
Основные правила проведения переговоров
1. Сделайте разграничения между участниками переговоров и предметом переговоров.
2. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.
3. Разработайте взаимовыгодные варианты.
4. Настаивайте на использовании объективных критериев.
Предупреждение конфликтов в коллективе и их эффективное разрешение требует определенной социально-психологической информации, только при её наличии переговоры могут идти конструктивно.
К основным методам получения социально-психологической информации относят:
- наблюдение;
- устный опрос (интервьюирование);
- письменный опрос (анкетирование).
Для разрешения организационных конфликтов широко используются так называемые структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта. В группу этих методов входят:
– методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.);
– методы, связанные с «разведением» частей организации – участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям, средствам и т.д.) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений);
– методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);
– методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор и т.п.);
– методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями).
Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.
Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.
Стратегии разрешения конфликтных ситуаций
То, как будет разрешен конфликт, зависит от стратегий поведения конфликтующих сторон. Можно выделить несколько основных стратегий поведения оппонентов в конфликте: соперничество, уступка, уход, компромисс, сотрудничество.
Соперничество (борьба, принуждение)
Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, оценивает свои личные интересы в конфликте как высокие, а интересы своего соперника – как низкие. Когда человек использует стратегию соперничества, в конечном итоге это приводит его к выбору: либо борьба, либо взаимоотношения.
При использовании такой стратегии необходимо обладать ресурсами, например: власть, сила закона, связи, авторитет, сила и т.д. Она является целесообразной и эффективной в случаях, когда появляется угроза на жизненно важном уровне. В этом случае складывается ситуация «кто – кого».
Компромисс
Под компромиссом подразумевается баланс интересов конфликтующих сторон. Однако при выборе этой стратегии важно помнить, что потребности ни одной из сторон не удовлетворяются полностью. Такая стратегия поведения может способствовать позитивному развитию межличностных отношений.
При выборе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов:
-компромисс нельзя рассматривать как способ окончательного разрешения конфликта. Это промежуточный этап, на котором стороны приходят к определенному соглашению. В дальнейшем взаимный компромисс может помочь найти более приемлемое решение проблемы.
-компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса – заключение четких договоров, принятие каких-то обязательств и т.п. Пассивный компромисс – отказ от каких-либо активных действий, перемирие, отсутствие противоборства сторон.
В том случае, если дальнейшее разрешение конфликтной ситуации не происходит либо одна из сторон нарушает достигнутые договоренности, конфликт может возобновиться.
Уход
Стратегия ухода характеризуется стремлением уйти от конфликтного взаимодействия. Используя эту стратегию, важно учитывать, что уход приемлем в том случае, если предмет конфликта или его субъективная значимость не имеют существенного значения для одного из участников конфликта. В случае если предмет конфликта действительно незначим, то конфликт исчерпывается. Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.