ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому важно научиться преподносить себя, свою работу и свои идеи в наиболее привлекательном виде для конкретного лица или группы людей. Необходимо научиться приспосабливать свой имидж и к ситуации, и к участвующим в ней людям, т.е. в каждой конкретной ситуации и для разных групп людей имидж должен быть им адекватен и складываться из множества форм его выражения: модели поведения, соблюдении правил делового этикета, искусства речи, внешнего вида. Образ зависит от целей и характера коммуникации. Имидж, в сущности, может явиться олицетворением, персонификацией социальной потребности людей в определенных духовных ценностях и личных качествах, к которым люди стремятся.
Но при построении имиджа нужно помнить, что основой в любых ситуациях общения является, в первую очередь, ваше настоящее, внутреннее «Я», а не искусственная модификация вашей личности. Наше внутреннее содержание всегда проявляется через внешнюю оболочку. Поэтому имидж, как уже говорилось, это, прежде всего, отражение внутренней сути человека, и он должен базироваться исключительно на ней, на самых лучших ее чертах. Гармоничное сочетание лучших деловых и личностных качеств, формы их проявления, вызывают доверие и уважение к такой личности, формирует уверенность в её компетентности, деловитости, надежности.
В.М. Шепель выделяет две группы функций имиджа: ценностные и технологические. Ценностные:
Реализация ценностных функций имиджа ориентирована, прежде всего, на создание в самой личности своеобразной подъемной силы, благодаря которой она с меньшими психофизическими затратами общается с людьми и добивается жизненного успеха.
Технологические:
Техники формирования имиджа:
Техника самопрезентации. Самопрезентация для управленца – это своеобразный профессиональный навык, особенно для людей мотивированных на признание, успех, карьеру. Техника самопрезентации в деловом общении преследует три цели:
Самопрезентация – это умение подавать себя, привлекать к себе внимание. В английском энциклопедическом словаре самопрезентация определяется как управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям. Мотивация – произвести лучшее впечатление о себе. При негативном первом впечатлении все последующие встречи будут восприниматься на фоне первого. Так что первую встречу надо готовить особенно тщательно.
Ценностные и технологические функции имиджа – приоритетные составляющие самопрезентации. Формирование в процессе межличностного познания имиджа познаваемого человека начинается с возникновения первого впечатления о нем, создаваемого в процессе самопрезентации. Во многом позитивное восприятие зависит от общей внутренней культуры, которая, в свою очередь, требует не только высокой узкопрофессиональной квалификации, но широты и глубины образования и образованности. Эти составляющие определяют уровень культуры человека, который способен признать и осознать какую роль в формировании его имиджа играют; а) внешний вид; б) манера обращения к собеседнику; в) демонстрация расположения к себе.
1. Внешний вид как средство самопрезентации. Внешность – один из главных факторов, создающий уверенность в себе. Внешняя сторона личности является наиболее наглядным ее проявлением. Не случайно в имиджелогии существует формула «80–20», где первая цифра обозначает эффект воздействия в общении людей их визуальных характеристик, а вторая цифра – эффект речевого воздействия. Здесь заложены важнейшие механизмы восприятия.
Одним из слагаемых самопрезентации является внешний вид – визуальная привлекательность личности – осанка, походка, лицо, одежда, жесты, поза. Имиджелогия изучает не только закономерности формирования и воздействия имиджа руководителя на психику и поведение окружающих, но и дает рекомендации по технологии создания эффекта личного обаяния. Знаете ли вы, как ваша внешность влияет на окружающих? Умеете ли вы использовать свои преимущества? Приглушить недостатки? Известно, что люди с выраженными недостатками внешности испытывают чувство неполноценности, обычно замкнуты, необщительны, чрезмерно чувствительны, поэтому не умеют расположить к себе людей, не достигают успехов в карьерном росте, в общении. Первый блок в технологии личного обаяния – «бодибилдинг» – «строительство внешности». Технология личного обаяния включает «фейсбилдинг» – «строительство лица» и физиогномику («чтение лица»). Знание этой технологии позволяет определить тип лица, выявить мимические возможности и помочь их усовершенствовать не только с помощью косметологии, но и в выражении эмоций (радость, удивление, гнев, страх, грусть и пр.) Важно преодолеть заблуждение, что отработкой мимики занимаются только актеры. Это необходимость профессионального плана, для тех, чья работа связана с людьми.
Посредством мимики проявляются наши чувства, настроения. Наблюдая за мимикой собеседника можно определить его отношение к нам, к предмету разговора, его позицию, его настроение, его открытость или замкнутость. Особое внимание уделяется улыбке, которая способна преображать лицо и передавать массу эмоциональных оттенков. Обаятельная улыбка является существенным элементом имиджа. Но, работая над улыбкой, необходимо помнить, о том, что она связана с внутренними качествами личности: нравственность, порядочность, уверенность в себе, доброжелательность, т.е. она должна идти изнутри человека. Можно «поставить» улыбку, но будет ли это отражением сущности вашей личности, будет ли она привлекательна для других людей.
Нельзя забывать и о значении зрительного контакта. Осознанное использование взгляда повышает силу внушения слов на 25%. И в то же время взгляд может оказать сильное психологическое давление, что препятствует развитию человеческих отношений, поэтому старайтесь следить за выражением, как собственных глаз, так и глаз собеседника. До 80% информации человек получает посредством зрения. Глаза передают психическое и физическое состояние, настроение, отношение к разговору и собеседнику. Не видя глаз собеседника, трудно понять, слушает он вас или нет, согласен ли с вашим мнением. Глаза – наиболее чувствительный и отзывчивый канал общения. Одновременно говорить и смотреть не всем удается легко. Это зависит от психологического склада личности, навыков общения лицом к лицу. Но этому необходимо научиться, т.к. это проявление уверенности в себе, своих знаниях, самоуважения и уважения к собеседнику. Спокойный, сильный, доброжелательный взгляд свойствен уверенному в себе, знающему свое дело человеку.
Велико суггестивное воздействие голоса. Голос повышает силу внушения наших слов на 10%. Искусство убеждать людей, привлекать к себе зависит от интонации, тембра голоса. Именно голос делает человека симпатичным или несимпатичным. Голос – это выражение личности человека, раскрывающий его суть, его культуру. Голос – это рельсы, по которым наши мысли добираются до сознания и подсознания наших слушателей. Хорошо, если человек от природы наделен голосом сильным, мягким, выразительным, подвижным. Но что делать, если голос не отвечает перечисленным качествам? Прежде всего найти причину. Почти все люди от природы имеют хороший голос, но не все придают ему значение, умело им пользуются. Голос может очаровывать и отталкивать.
Тембр голоса может изменяться с помощью резонаторов, которые усиливают и обогащают звук. Помочь разработать голос могут специалисты по технике речи и соответствующие учебные пособия.
Часто люди проецируют массу стереотипов на ту или иную деятельность, и внешний вид нередко напрямую связывают с деловыми качествами личности. Особенно это касается одежды, ибо она играет немаловажную роль в конструкции облика и связана с характером и образом жизни человека. Одежда – это информация о человеке: отношение к себе и окружающим вас людям, о вашем мировоззрении и стиле жизни. Одежда не только отражает портрет человека, но и оказывает психологическое воздействие на восприятие вас другими людьми. Одежда является в некоторой степени инструментом общения, средством воздействия на поведение и отношение других людей. Стиль одежды должен подчеркивать вашу самую сильную сторону, производить благоприятное впечатление. Манера одеваться зависит от возраста, должности, характера работы, от людей, на восприятие которых мы рассчитываем, национальных традиций. Во-вторых, психологическое влияние вашего облика на окружающих. Внешний вид должен работать на вас, а не против вас, на ваши идеи, не блокируя их в последующем. Менять о себе впечатление потом очень трудно, первичные установки очень сильны и консервативны. Но при самопредставлении не должно быть фальши, т.е. резкого несоответствия между тем, что мы демонстрируем, и тем, чем мы в действительности являемся. Важна и необходима внешняя и внутренняя гармония.
Внутренний мир человека отражается и в его походке. Важно знать и уметь, как войти в кабинет к руководителю, в зал заседаний, чтобы создать нужное представление о себе. Оноре де Бальзак в трактате «Теория походки» писал о том, что походка – точное указание на образ мыслей и жизни.
Другой формой выражения имиджа является манера поведения, выражающаяся в умении использовать приемы и способы поведения, обеспечивающие наибольший успех. Манеры относятся к культуре поведения и регулируются этикетом: манера двигаться, говорить, слушать, держать ручку, очки и т.д. В манере поведения велика роль привычек. Они могут как подчеркивать достоинства человека, так и сводить к нулю его самые лучшие качества. К плохим манерам принято относить привычку громко говорить, развязность в поведении,
не тактичные жесты, неумение сдерживать раздражение, бестактность, манера дергать себя за одежду, похлопывать другого человека по плечу, по руке, жевать жевательную резинку во время разговора. Формирование положительного имиджа зависит от развитого умения создавать доброжелательную атмосферу общения, используя невербальные средства: мимику, позу, жесты. Навык искусного владения собственным телом – жесты, движения – важная часть создаваемого образа. Общепринятый образ делового человека – энергичность, подтянутость, собранность, это производит впечатление внутренней силы, надежности, деловитости. Первые минуты общения самые важные – люди вглядываются в Вас, составляют о Вас свое мнение. Поэтому, с первой минуты встречи с партнером по общению нужно всем своим видом, мимикой, взглядом, жестом показать ему: "Я хочу общаться с тобой". Данное выражение способствует установлению контакта, объединению, сближению с собеседником. Это суть взаимоотношений, это приглашение к сотрудничеству. Хотим мы того или нет, но внутренняя сущность человека выражается и в его лице. Расположение собеседника, принятие информации зависят в немалой степени от того, насколько у вас приветливое, живое выражение лица, заинтересованный взгляд. Они оказывают иногда более сильное воздействие, чем слова. Эмоции, проявляющиеся на лице, трудно скрыть, но управлять ими нужно учиться. Так что, если вы чем-то раздражены, сделайте все, чтобы этого не заметили окружающие. Исходя из профессиональной этики, вы не имеете права переносить на собеседника свои проблемы. Выражение лица – это эмоциональная связь между вами и собеседником, характеризующая степень взаимопонимания.
Не менее важным компонентом формирования имиджа являются жесты. З. Фрейд придавал большое значение языку жестов своих пациентов. Он писал, что имеющий глаза да видит, имеющий уши да слышит и убеждается, что нет такой тайны, которую бы мог скрыть простой смертный. Губы его сомкнуты, но он пробалтывается кончиками пальцев. Язык может лгать, тело же – нет. Язык телодвижений обладает высокой степенью информативности, он язык подсознания.
Но при построении имиджа нужно помнить, что основой в любых ситуациях общения является, в первую очередь, ваше настоящее, внутреннее «Я», а не искусственная модификация вашей личности. Наше внутреннее содержание всегда проявляется через внешнюю оболочку. Поэтому имидж, как уже говорилось, это, прежде всего, отражение внутренней сути человека, и он должен базироваться исключительно на ней, на самых лучших ее чертах. Гармоничное сочетание лучших деловых и личностных качеств, формы их проявления, вызывают доверие и уважение к такой личности, формирует уверенность в её компетентности, деловитости, надежности.
В.М. Шепель выделяет две группы функций имиджа: ценностные и технологические. Ценностные:
-
личностно возвышающая – духовное достоинство личности, ее лучшие душевные характеристики, демонстрирующие ее индивидуальную незаурядность; -
психофизическая: личность, обладающая обаянием, обречена на людское внимание и признание; у нее устойчивое мажорное настроение, оптимизм в достижении своих целей, уверенность в себе.
Реализация ценностных функций имиджа ориентирована, прежде всего, на создание в самой личности своеобразной подъемной силы, благодаря которой она с меньшими психофизическими затратами общается с людьми и добивается жизненного успеха.
Технологические:
-
социальная адаптация – благодаря положительному имиджу возможно быстрое вхождение в конкретную социальную среду, расположение к себе людей, установление с ними доброжелательных контактов; -
высвечивание лучших личностно-деловых характеристик, представление наиболее привлекательных качеств, вызывающих у людей симпатию, обращающих их внимание на профессиональные достоинства; -
затенение негативных личностных данных посредством макияжа, прически, одежды, манер отвлечь взгляд людей от своих недостатков; -
концентрация внимания людей на себя, другими словами, умение «светиться» людям невольно обращает их внимание к тому, кто излучает приятность и неординарность…1.
Техники формирования имиджа:
-
техника самопрезентации; -
техника речевого воздействия; техника установления взаимоотношений; -
техника обмена информацией; -
техника убеждения и внушения; -
техника восприятия; -
техника ориентации на партнера по общению.
Техника самопрезентации. Самопрезентация для управленца – это своеобразный профессиональный навык, особенно для людей мотивированных на признание, успех, карьеру. Техника самопрезентации в деловом общении преследует три цели:
-
стремление к развитию отношений; -
самоутверждение личности; -
необходимость профессионального плана.
Самопрезентация – это умение подавать себя, привлекать к себе внимание. В английском энциклопедическом словаре самопрезентация определяется как управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям. Мотивация – произвести лучшее впечатление о себе. При негативном первом впечатлении все последующие встречи будут восприниматься на фоне первого. Так что первую встречу надо готовить особенно тщательно.
Ценностные и технологические функции имиджа – приоритетные составляющие самопрезентации. Формирование в процессе межличностного познания имиджа познаваемого человека начинается с возникновения первого впечатления о нем, создаваемого в процессе самопрезентации. Во многом позитивное восприятие зависит от общей внутренней культуры, которая, в свою очередь, требует не только высокой узкопрофессиональной квалификации, но широты и глубины образования и образованности. Эти составляющие определяют уровень культуры человека, который способен признать и осознать какую роль в формировании его имиджа играют; а) внешний вид; б) манера обращения к собеседнику; в) демонстрация расположения к себе.
1. Внешний вид как средство самопрезентации. Внешность – один из главных факторов, создающий уверенность в себе. Внешняя сторона личности является наиболее наглядным ее проявлением. Не случайно в имиджелогии существует формула «80–20», где первая цифра обозначает эффект воздействия в общении людей их визуальных характеристик, а вторая цифра – эффект речевого воздействия. Здесь заложены важнейшие механизмы восприятия.
Одним из слагаемых самопрезентации является внешний вид – визуальная привлекательность личности – осанка, походка, лицо, одежда, жесты, поза. Имиджелогия изучает не только закономерности формирования и воздействия имиджа руководителя на психику и поведение окружающих, но и дает рекомендации по технологии создания эффекта личного обаяния. Знаете ли вы, как ваша внешность влияет на окружающих? Умеете ли вы использовать свои преимущества? Приглушить недостатки? Известно, что люди с выраженными недостатками внешности испытывают чувство неполноценности, обычно замкнуты, необщительны, чрезмерно чувствительны, поэтому не умеют расположить к себе людей, не достигают успехов в карьерном росте, в общении. Первый блок в технологии личного обаяния – «бодибилдинг» – «строительство внешности». Технология личного обаяния включает «фейсбилдинг» – «строительство лица» и физиогномику («чтение лица»). Знание этой технологии позволяет определить тип лица, выявить мимические возможности и помочь их усовершенствовать не только с помощью косметологии, но и в выражении эмоций (радость, удивление, гнев, страх, грусть и пр.) Важно преодолеть заблуждение, что отработкой мимики занимаются только актеры. Это необходимость профессионального плана, для тех, чья работа связана с людьми.
Посредством мимики проявляются наши чувства, настроения. Наблюдая за мимикой собеседника можно определить его отношение к нам, к предмету разговора, его позицию, его настроение, его открытость или замкнутость. Особое внимание уделяется улыбке, которая способна преображать лицо и передавать массу эмоциональных оттенков. Обаятельная улыбка является существенным элементом имиджа. Но, работая над улыбкой, необходимо помнить, о том, что она связана с внутренними качествами личности: нравственность, порядочность, уверенность в себе, доброжелательность, т.е. она должна идти изнутри человека. Можно «поставить» улыбку, но будет ли это отражением сущности вашей личности, будет ли она привлекательна для других людей.
Нельзя забывать и о значении зрительного контакта. Осознанное использование взгляда повышает силу внушения слов на 25%. И в то же время взгляд может оказать сильное психологическое давление, что препятствует развитию человеческих отношений, поэтому старайтесь следить за выражением, как собственных глаз, так и глаз собеседника. До 80% информации человек получает посредством зрения. Глаза передают психическое и физическое состояние, настроение, отношение к разговору и собеседнику. Не видя глаз собеседника, трудно понять, слушает он вас или нет, согласен ли с вашим мнением. Глаза – наиболее чувствительный и отзывчивый канал общения. Одновременно говорить и смотреть не всем удается легко. Это зависит от психологического склада личности, навыков общения лицом к лицу. Но этому необходимо научиться, т.к. это проявление уверенности в себе, своих знаниях, самоуважения и уважения к собеседнику. Спокойный, сильный, доброжелательный взгляд свойствен уверенному в себе, знающему свое дело человеку.
Велико суггестивное воздействие голоса. Голос повышает силу внушения наших слов на 10%. Искусство убеждать людей, привлекать к себе зависит от интонации, тембра голоса. Именно голос делает человека симпатичным или несимпатичным. Голос – это выражение личности человека, раскрывающий его суть, его культуру. Голос – это рельсы, по которым наши мысли добираются до сознания и подсознания наших слушателей. Хорошо, если человек от природы наделен голосом сильным, мягким, выразительным, подвижным. Но что делать, если голос не отвечает перечисленным качествам? Прежде всего найти причину. Почти все люди от природы имеют хороший голос, но не все придают ему значение, умело им пользуются. Голос может очаровывать и отталкивать.
Тембр голоса может изменяться с помощью резонаторов, которые усиливают и обогащают звук. Помочь разработать голос могут специалисты по технике речи и соответствующие учебные пособия.
Часто люди проецируют массу стереотипов на ту или иную деятельность, и внешний вид нередко напрямую связывают с деловыми качествами личности. Особенно это касается одежды, ибо она играет немаловажную роль в конструкции облика и связана с характером и образом жизни человека. Одежда – это информация о человеке: отношение к себе и окружающим вас людям, о вашем мировоззрении и стиле жизни. Одежда не только отражает портрет человека, но и оказывает психологическое воздействие на восприятие вас другими людьми. Одежда является в некоторой степени инструментом общения, средством воздействия на поведение и отношение других людей. Стиль одежды должен подчеркивать вашу самую сильную сторону, производить благоприятное впечатление. Манера одеваться зависит от возраста, должности, характера работы, от людей, на восприятие которых мы рассчитываем, национальных традиций. Во-вторых, психологическое влияние вашего облика на окружающих. Внешний вид должен работать на вас, а не против вас, на ваши идеи, не блокируя их в последующем. Менять о себе впечатление потом очень трудно, первичные установки очень сильны и консервативны. Но при самопредставлении не должно быть фальши, т.е. резкого несоответствия между тем, что мы демонстрируем, и тем, чем мы в действительности являемся. Важна и необходима внешняя и внутренняя гармония.
Внутренний мир человека отражается и в его походке. Важно знать и уметь, как войти в кабинет к руководителю, в зал заседаний, чтобы создать нужное представление о себе. Оноре де Бальзак в трактате «Теория походки» писал о том, что походка – точное указание на образ мыслей и жизни.
Другой формой выражения имиджа является манера поведения, выражающаяся в умении использовать приемы и способы поведения, обеспечивающие наибольший успех. Манеры относятся к культуре поведения и регулируются этикетом: манера двигаться, говорить, слушать, держать ручку, очки и т.д. В манере поведения велика роль привычек. Они могут как подчеркивать достоинства человека, так и сводить к нулю его самые лучшие качества. К плохим манерам принято относить привычку громко говорить, развязность в поведении,
не тактичные жесты, неумение сдерживать раздражение, бестактность, манера дергать себя за одежду, похлопывать другого человека по плечу, по руке, жевать жевательную резинку во время разговора. Формирование положительного имиджа зависит от развитого умения создавать доброжелательную атмосферу общения, используя невербальные средства: мимику, позу, жесты. Навык искусного владения собственным телом – жесты, движения – важная часть создаваемого образа. Общепринятый образ делового человека – энергичность, подтянутость, собранность, это производит впечатление внутренней силы, надежности, деловитости. Первые минуты общения самые важные – люди вглядываются в Вас, составляют о Вас свое мнение. Поэтому, с первой минуты встречи с партнером по общению нужно всем своим видом, мимикой, взглядом, жестом показать ему: "Я хочу общаться с тобой". Данное выражение способствует установлению контакта, объединению, сближению с собеседником. Это суть взаимоотношений, это приглашение к сотрудничеству. Хотим мы того или нет, но внутренняя сущность человека выражается и в его лице. Расположение собеседника, принятие информации зависят в немалой степени от того, насколько у вас приветливое, живое выражение лица, заинтересованный взгляд. Они оказывают иногда более сильное воздействие, чем слова. Эмоции, проявляющиеся на лице, трудно скрыть, но управлять ими нужно учиться. Так что, если вы чем-то раздражены, сделайте все, чтобы этого не заметили окружающие. Исходя из профессиональной этики, вы не имеете права переносить на собеседника свои проблемы. Выражение лица – это эмоциональная связь между вами и собеседником, характеризующая степень взаимопонимания.
Не менее важным компонентом формирования имиджа являются жесты. З. Фрейд придавал большое значение языку жестов своих пациентов. Он писал, что имеющий глаза да видит, имеющий уши да слышит и убеждается, что нет такой тайны, которую бы мог скрыть простой смертный. Губы его сомкнуты, но он пробалтывается кончиками пальцев. Язык может лгать, тело же – нет. Язык телодвижений обладает высокой степенью информативности, он язык подсознания.