Файл: Соликамский социальнопедагогический колледж имени А. П. Раменского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель: разработка и апробация комплекса занятий с использованием аппликации из бумаги, способствующего художественно-эстетическому развитиюдетей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Составить комплекс занятий с использованием аппликации из бумаги, способствующего художественно-эстетического развитиядетей старшего дошкольного возраста
2. Организовать просветительскую работу с родителями (законными представителями) по вопросам художественно-эстетического развитиядетей пятого года жизни.
3. Апробировать комплекс занятий, направленный на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации из бумаги.
Срок проведения 1 месяц (апрель)
В комплексе занятий используются основные методы и приемы обучения дошкольников:
1. Наглядный метод (демонстрация наглядных пособий) включающий в себя приемы показа репродукций картин, показа образца, показа приема и показа способа действий.
2. Словесный метод включает в себя: беседу, рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы. Используются приемы: объяснение, пояснение, вопросы к детям и педагогическая оценка.
3. Игровой метод (дидактическая игра, подвижная игра) включает в себя такие приемы, как: отгадывание загадок, создание игровой ситуации.
4. Практический метод основан на практической деятельности, формирует практические умения и навыки. Включает в себя творческие задания, упражнения, – многократное выполнение действий, с целью отработки умений и навыков.
Занятия, направленные на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации из бумаги проходили 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут.
Задачи комплекса занятий:
1. Познакомить с различными способами аппликации для обогащения навыков внедрения идей в продукт творчества;
2. Развить у детей способность вырабатывать максимально большое количество идей в ответ на заданную тему;
3. Развивать способность внедрения идеи в продукт творчества, детализировать продукт творчества, наполнить продукт творчества интересными подробностями, глубоко проникнуть в решаемую проблему.
4. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
Построение занятий происходило с учетом следующих дидактических принципов:
1. Принцип психологической комфортности – предполагает создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов. Именно находясь в комфортной психологической обстановке, ребенок способен получить удовольствие от творческого процесса и его результата.
2. Принцип доступности – предполагает соответствие содержанию и формы занятий возрасту детей. Материал занятий подобран таким образом, что оставаясь понятым, он одновременно является и усвоенным, благодаря предложенным детям разнообразных творческих заданий (индивидуальных или коллективных).
3. Принцип творчества (креативности) – предполагает перенос акцента на творческую деятельность дошкольников. Для развития творческих способностей детей, их фантазии и воображения, развития эстетического вкуса, весь процесс занятий выстроен таким образом, что у детей одновременно задействованными являются левое (логическое) и правое (творческое) полушария головного мозга.
4. Принцип деятельности – предполагает включение всех детей на занятии в практическую творческую деятельность. Данный принцип осуществляется посредством различных методов и приемов взаимодействия с детьми при решении проблемного вопроса, задачи как в индивидуальной, так и в групповой форме работы.
5. Принцип целостности – предполагает раскрытие темы занятия с различных сторон, но при сохранении их тематического единства. Единство целей, понимание задач, методов, приемов определяют целостное развитие личности дошкольника. Формирующиеся знания, умения и навыки детей должны быть в неразрывности с их впечатлениями, что способствует их эффективному закреплению.
6. Принцип индивидуального подхода позволяет учесть индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка по восприятию и усвоению информации, психологическим характеристикам личности.
Комплекс занятий, с использованием аппликации из бумаги, способствующего художественно-эстетическому развитиюдетей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Апрель | № | Тема | Цель | Материалы | Предварительная работа |
1 | «Ветка мимозы» в технике квиллинг | Формирование навыка выполнить объёмную композицию, используя нетрадиционную технику работы с бумагой «квиллинг». | Образец готовой работы, выполненная самим воспитателем в технике квиллинга; иллюстрация мимозы, ветка мимозы; полоски желтой и зеленой бумаги длиной 25 см, шириной 7-9 мм; инструмент для квиллинга ролл; белый картон А5; клей ПВА; кисточка для клея и салфетка; восковые мелки зеленного цвета. | Беседы об истории возникновения техники квиллинга; знакомство с элементами квиллинга; чтение литературных произведений о весне и весенних цветов; знакомство и рассматривание иллюстраций первых весенних цветов; слушание и разучивание детских песен о весне. | |
2 | «Щеночек» в технике оригами | Формирование навыка выполнить композицию, используя нетрадиционную технику работы с бумагой «оригами». | Демонстрационный материал: образец готового изделия; иллюстрации; раздаточный материал: цветная бумага квадратной формы 10х10см; белая бумага для основы; оснащение: цветная и белая бумага; клей карандаш; цветные карандаши; фломастеры; образец готового изделия; стихотворение; загадки; иллюстрации. | Рассматривание иллюстраций «Домашние животные» | |
3 | «Береза – символ России» в технике торцевание | Создание образа березы в технике торцевания. | Иллюстрации березы, березовой рощи, салфетки, изображение ствола березы на картоне, пластилин, гофрированная бумага, торцовки (стержни), сопровождение: фонограмма песни «С чего начинается Родина», русская народная мелодия, хоровод «Во поле береза стояла». | | |
4 | «Яблочко» в технике айрис-фолдинг | Развитие творческих способностей детей по средствам приобщения их к художественной работе в технике айрис фолдинг. | Картон, цветная бумага, ножницы, канцелярский нож, карандаш, трафарет, Айрис - схема, клей, образцы открыток в данной технике. | Беседа с детьми о работе почты, беседа о домашних и диких животных. |
Большинство детей набрало высокий уровень сформированности художественно-эстетического развития, поэтому с детьми мы рассматривали нетрадиционные техники аппликаций, такие как:«Ветка мимозы» в технике квиллинг; «Щенок» в технике оригами; «Береза-символ России» в технике торцевание; «Яблочко» в технике айрис-фолдинг.
Непосредственно-образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектами. Конспекты составлены самостоятельно, в соответствии с задачами образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
Занятия проводились фронтально, 1 раз в неделю во вторую половину дня по 25 минут.
На некоторых занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Занятия динамичные, они включают приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседы - сидя на стульчиках, перемещение по группе, пальчиковые гимнастики на развитие мелкой моторики рук, выполнение движений в соответствие с текстом – физкультминутки. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятий позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Занятие направленно на организацию продуктивной творческой деятельности детей
Благодаря нетрадиционным техникам, яркости материалов, детям было интересно создавать композиции. Дети активно участвовали в обсуждении иллюстраций. С удовольствием работали над заданиями, творчески подходили к его выполнению. Не боялись обратиться с вопросом. Помогали советом друг другу. Занятия организованы таким образом, что большую часть говорили и выполняли дети, умело осуществляя руководство и направляя беседу в нужное русло.
В качестве примера, приводим содержание нескольких занятий. Конспекты занятия прилагаются в приложение № 2.
На основании полученной информации нами было разработано содержание индивидуальной работы по художественно-эстетическому развитиюс детьми, имеющими средний уровень средствами аппликации из бумаги, план которой представлен в таблице 4.
Таблица 4.
Индивидуальный план
Апрель | С кем? | № | Тема | Цель | Материалы | Предварительная работа |
Миша. Б Данил. Ч | 1 | «Тарелочка для Федоры» декоративная аппликация | Совершенствование умения украшать круглую основу разными заготовками, наклеивания их в определенной последовательности по краю и середине. | Слайды «Красивая посуда», заготовки тарелки, вырезанные квадраты и прямоугольники на раздаточных тарелочках, клей-карандаш, салфетки, ножницы, аудиозапись спокойной музыки, магнитофон. | На занятиях по ФЭМП закрепляли геометрические фигуры, рассматривание иллюстраций посуды | |
Миша. Б Данил. Ч | 2 | «Животные» силуэтная аппликация | Расширение знаний детей о диких животных используя силуэтное вырезание | Альбомный лист, картинки с изображением диких животных для показа и для вырезания, ножницы, клей, кисточки, салфетки. | Рассматривание иллюстраций диких животных, чтение художественной литературы про диких животных | |
Миша. Б Данил. Ч | 3 | «Лебедь» объёмная аппликация | Закрепление знаний о лебеде как о перелётной птице | Белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры. | Беседы о птицах, чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди», рисование «Лебедь», слушание записи «Голоса птиц». | |
Миша. Б Данил. Ч | 4 | «Бабочки летают» симметричная аппликация | Совершенствование у детей приём симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам. | Цветная бумага, готовые бумажные формы-цветные квадраты и прямоугольники разной величины и расцветки; ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеёнки, фломастеры. Лепная панорама «Наш луг», незавершенная композиция «Бабочки-красавицы». | Рассматривание иллюстраций, фотографий, изображающих летний луг; рассматривание изображений насекомых и других обитателей луга, беседа на природоохранную тему (почему нельзя рвать цветы, уничтожать насекомых); подготовка композиционной основы наш луг. |
По результатам диагностики был составлен индивидуальный план с детьми, набравшими средний уровень сформированности художественно-эстетического развития.
В план индивидуальной работы мы включили аппликации в традиционных техниках, для того чтобы повысить уровень художественно-эстетического развития, в критериях где есть проблемы: декоративная аппликация «Тарелочка дляФедоры»; силуэтная аппликация «Животные»; объёмная аппликация «Лебедь»; симметричная аппликация «Бабочки летают».
Индивидуальная работа с детьмиорганизуются преимущественно в разные режимные моменты 1 раз в неделю.
Индивидуальная работа проводилась в форме совместной деятельности. Совместная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектами. Конспекты составлены самостоятельно в соответствии с задачами основной образовательной программы «От рождения до школы», соответствующими данному возрасту детей. Для реализации задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной форме программные задачи.
В работе с детьми использовались разные методы и приемы, такие как: беседы, художественное слово, вопросы детям на сообразительность и логическое мышление.
Содержание работы, использованные методы и приёмы, технологии, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило создать атмосферу взаимопонимания и доброжелательности, обеспечить активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач.
Затруднений у ребят не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей.
В нашей выпускной квалификационной работе одним из условий в гипотезе была просветительская работа с родителями.
Мероприятия, отнесенные к взаимодействию с родителями:
- Консультация «Нетрадиционные техники аппликации»
(приложение 3)
- Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники аппликации» (приложение 4)
- Папка-передвижка «Аппликация – хорошо или плохо?»
(приложение 5)
- Буклет для родителей «Аппликация в развитии детей» (приложение 6)
В практической значимости мы отметили, что материалы могут быть использованы педагогами дошкольного образовательного учреждения. Для этого мы опубликовали на сайте «Образовательная социальная сеть nsportal.ru» публикацию «Методическая разработка для воспитателей «Аппликация из бумаги как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного образовательного учреждения». В данной методической разработке представлены материалы, такие как: перспективный план включающий в себя непосредственно-образовательную деятельность с использованием нетрадиционных техник аппликаций, к плану прилагаются 4 конспекта; план индивидуальной работы, к индивидуальной работе прилагаются конспекты совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; консультация для родителей "Нетрадиционные техники аппликации"; мастер-класс "Нетрадиционные техники аппликации"; папка-передвижка "Аппликация - хорошо или плохо?"; буклет "Аппликация в развитии детей" (приложение7) [22].