Файл: Соликамский социальнопедагогический колледж имени А. П. Раменского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, результаты опытно-исследовательской работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования о том, что аппликация как один из видов изобразительной деятельности является эффективным средством художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по 2 главе
Изучение и анализ художественно-эстетического развития дошкольников позволяет: конкретизировать цели художественно-эстетического развития; обеспечить индивидуальный подход к личности каждого дошкольника; обосновать выбор содержания и методов развития; соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом; видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы;
Была подобрана диагностика уровня сформированности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста из рабочей программы «Аппликация из бумаги для детей 5-6 лет», автором является Складанюк И.А. Диагностика проводилась с 27 марта по 22 апреля в два этапа: констатирующий и формирующий.
На констатирующем этапе проведена диагностика, цель которой – выявление уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
В диагностике приняли участие 17 детей: из них 88,2% - 15 детей набрали высокий уровень сформированности художественно-эстетического развития; 12% - 2 ребенка набрали средний уровень сформированности художественно-эстетического развития; низкого уровня не выявлено.
Учитывая результаты диагностики, а именно большой процент высокого уровня сформированности художественно-эстетического развития, было принято решение разработать перспективный план на 1 месяц и включить в него непосредственно образовательную деятельность с нетрадиционными техниками аппликации. Индивидуальная работа с детьми набравшими средний уровень сформированности художественно-эстетического развития проводилась в форме совместной деятельности 1 раз в неделю в разные режимные моменты.
В выпускной квалификационной работе одним изусловием гипотезы было просветительская работа с родителями. Мы подобрали разные формы работы взаимодействия с родителями: мастер-класс, буклет, папка-передвижка, консультация.
В практической значимости мы отметили, что материалы могут быть использованы педагогами дошкольного образовательного учреждения. Для этого мы опубликовали на сайте «Образовательная социальная сеть nsportal.ru» публикацию «Методическая разработка для воспитателей «Аппликация из бумаги как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного образовательного учреждения». В данной методической разработке представлены материалы, такие как: перспективный план включающий в себя непосредственно-образовательную деятельность с использованием нетрадиционных техник аппликаций, к плану прилагаются 4 конспекта; план индивидуальной работы, к индивидуальной работе прилагаются конспекты совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; консультация для родителей "Нетрадиционные техники аппликации"; мастер-класс "Нетрадиционные техники аппликации"; папка-передвижка "Аппликация - хорошо или плохо?"; буклет "Аппликация в развитии детей".
Результаты опытно-исследовательской работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования о том, что аппликация как один из видов изобразительной деятельности является эффективным средством художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
Цель исследования: теоретическое изучение и практическое подтверждение особенностей использования аппликации из бумаги как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что аппликация из бумаги влияет на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, если при этом:
-
разработать и апробировать конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник аппликации для детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии; -
систематически проводить работу с детьми старшего дошкольного возраста по использованию аппликации в художественно-эстетическом развитии; -
организовать просветительскую работу с родителями (законными представителями) по вопросам художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Художественная деятельность представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие художественного образа в целях эстетического освоения мира. Художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития.
К пяти-шести годам наступает новая фаза художественно-эстетического развития, характеризующаяся большей степенью осознанности и устойчивости эстетических представлений, чувств, оценок, деяний. Формирующийся на этом этапе эстетический опыт оказывается наиболее прочным и обретает характер установки.
В системе по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус.
Изучение и анализ художественно-эстетического развития дошкольников позволяет: конкретизировать цели художественно-эстетического воспитания; обеспечить индивидуальный подход к личности каждого дошкольника; обосновать выбор содержания и методов воспитания; соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом; видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Была подобрана диагностика уровня сформированности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста из рабочей программы «Аппликация из бумаги для детей 5-6 лет», автором является Складанюк И.А. Диагностика проводилась с 27 марта по 22 апреля в два этапа: констатирующий и формирующий.
На констатирующем этапе проведена диагностика, цель которой – выявление уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
В диагностике приняли участие 17 детей: из них 88,2% - 15 детей набрали высокий уровень сформированности художественно-эстетического развития; 12% - 2 ребенка набрали средний уровень сформированности художественно-эстетического развития; низкого уровня не выявлено.
Учитывая результаты диагностики, а именно большой процент высокого уровня сформированности художественно-эстетического развития, было принято решение разработать перспективный план на 1 месяц и включить в него непосредственно образовательную деятельность с нетрадиционными техниками аппликации. Индивидуальная работа с детьми набравшими средний уровень сформированности художественно-эстетического развития проводилась в форме совместной деятельности 1 раз в неделю в разные режимные моменты.
В выпускной квалификационной работе одним изусловием гипотезы было просветительская работа с родителями. Мы подобрали разные формы работы взаимодействия с родителями: мастер-класс, буклет, папка-передвижка, консультация.
В практической значимости мы отметили, что материалы могут быть использованы педагогами дошкольного образовательного учреждения. Для этого мы опубликовали на сайте «Образовательная социальная сеть nsportal.ru» публикацию «Методическая разработка для воспитателей «Аппликация из бумаги как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного образовательного учреждения». В данной методической разработке представлены материалы, такие как: перспективный план включающий в себя непосредственно-образовательную деятельность с использованием нетрадиционных техник аппликаций, к плану прилагаются 4 конспекта; план индивидуальной работы, к индивидуальной работе прилагаются конспекты совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; консультация для родителей "Нетрадиционные техники аппликации"; мастер-класс "Нетрадиционные техники аппликации"; папка-передвижка "Аппликация - хорошо или плохо?"; буклет "Аппликация в развитии детей".
Результаты опытно-исследовательской работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования о том, что аппликация как один из видов изобразительной деятельности является эффективным средством художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Выдвинутая нами гипотеза в ходе исследования нашла своё подтверждение, поставленная цель достигнута, задачи решены.
В перспективе планируется продолжить использовать нетрадиционные техники аппликации с детьми подготовительной к школе группы.
Список литературы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 [Текст]. Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. -
Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве [Текст]: для использования в учебном процессе в учреждениях высшего и среднего профессионального образования / Юрий Азаров. - Москва: Эксмо, 2015. - 494 с -
Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Шалва Амонашвили. - Москва :Издат. дом Шалвы Амонавили, 2001. - 463 с. -
Аппликация из бумаги. Studfile [электронный ресурс] https://studfile.net/preview/9815108/page:2/ -
АППЛИКАЦИЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРАТКО. Образовательный портал [электронный ресурс] https://obrazovanie-gid.ru/pereskazy1/applikaciya-istoriya-vozniknoveniya-kratko.html -
АППЛИКАЦИЯ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА. Инфоурок [электронный ресурс] https://infourok.ru/applikaciya-kak-odin-iz-vidov-hudozhestvennogo-tvorchestva-1129021.html -
Белинский, В.Г. О воспитании умственном и нравственном [Текст]: посвящается родителям и наставникам / В. Г. Белинский; сост. А. Н. Сальников. - Санкт-Петербург :Губинский, 1898. - 160 с -
Борев Ю.Б. Эстетика [Текст]: Учебник Автор:.Издательство: М.: Высш. шк. Год: 2002 511 с. -
Варкки. Н. Ребенок в мире творчества [Текст] : воспитание и обучение / Н. Варкки, Р.Р. Калинина // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6 2003. – 57-68 с. -
Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду М.: Просвещение. 2001 72 с. -
Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст]: / В. И. Волынкин. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007 –441 с. -
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 5: Основы дефектологии / Под. ред. Т.А. Власовой. — 1983. — 369 с. -
Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с. -
Комарова Т.С. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: Учеб. Пособ для учащихся пед.училищ. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 260 с. -
Комарова, Т.А. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Текст]: / Т.А. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2005 –№2. – С. 80-87. -
Консультация для родителей "Аппликация помогает ребёнку развиваться". nsportal.ru [электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2022/02/16/konsultatsiya-dlya-roditeley-applikatsiya-pomogaet -
Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др.–– М.: Просвещение, 1977. - 253с. -
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций [Текст] / Учеб.пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4–е изд., перераб. и доп.М.: Юрайт М, 2001 607 с. -
Логинова В.И. Дошкольная педагогика 2 часть [Текст] / Логинова В.И, Саморукова П.Г. и др. - М.: Просвещение, 1988 270 с. -
Лошкарева О.Н «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста». Курс лекций [Текст]: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018 – 119 с. -
Мастер - класс для родителей старшей группы на тему "Нетрадиционные техники аппликации". Инфоурок [электронный ресурс] https://infourok.ru/master-klass-dlya-roditelej-starshej-gruppy-na-temu-netradicionnye-tehniki-applikacii-4655581.html -
Методическая разработка для воспитателей «Аппликация из бумаги как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста». nsportal.ru [электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/06/07/metodicheskaya-razrabotka-dlya-vospitateley-applikatsiya-iz-bumagi-kak -
Некрасова В.И., воспитатель, Г. Губкин Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства. Детский сад . Все для воспитателя. № 4 2015 С. 1-5. -
Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Начальная школа.2002. №6. С. 58–63. -
Педагогический словарь. Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Климова Н. А., Москва. 2003 90 с. -
Погодина С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст]: Учебник / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2015.-272 с. -
Польза занятий на тему «Аппликация из цветной бумаги. Арт талант [электронный ресурс] https://www.art-talant.org/publikacii/3524-polyza-zanyatiy-na-temu-applikaciya-iz-cvetnoy-bumagi -
Техника IrisFolding - технология творчества (Мастер-класс для воспитателей). Инфоурок [электронный ресурс] https://infourok.ru/tehnika-iris-folding-tehnologiya-tvorchestva-master-klass-dlya-vospitatelej-6030802.html -
Традиционная аппликация: виды и техника выполнения. nsportal.ru [электронный ресурс] https://infourok.ru/tradicionnaya-applikaciya-vidi-i-tehnika-vipolneniya-2768751.html -
Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб.метод. пособие для воспитателей дошк. образоват.учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 288 с. -
Фокина Т. Программа художественно–эстетического развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1999.№1. С.35–38 -
Что нужно знать о коллаже и аппликации. Uchebnikfree.com [электронный ресурс] https://uchebnikfree.com/obrazovatelnyie-tehnologii-sovremennyie/chto-nujno-znat-kollaje-61465.html -
Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / В.Н. Шацкая Москва: Просвещение, 2017. – 98 с.
№ | Ф.И ребенка | Правильно держит ножницы | Сочетает способ вырезания с обрыванием | Режет ножницами по диагонали | Плавно срезает и закругляет углы | Вырезает симметричные изображения из бумаги сложенной пополам | Вырезает одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой | Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей | Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур | Сумма | Уровень |
1 | Камилла. А | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 13 | В |
2 | Анна. Б | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 15 | В |
3 | Миша. Б | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 | 11 | С |
4 | Тимур. Б | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 15 | В |
5 | Влада. Г | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 13 | В |
6 | Виталий. Ж | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 14 | В |
7 | Алина. К | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 15 | В |
8 | Алина. К | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 13 | В |
9 | Валерия. К | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 12 | В |
10 | Каролина. К | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 13 | В |
11 | Иван. П | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 15 | В |
12 | Ратибор. П | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 15 | В |
13 | Тимур. П | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 15 | В |
14 | Юля. С | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 | В |
15 | Ярослав. С | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 16 | В |
16 | Данил. Ч | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 11 | С |
17 | Варвара. Ш | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 14 | В |