Файл: Как спасти или погубитькомпанию за один день. Технологии глубинной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М. Розин. «Как спасти или погубить компанию за один день. Технологии глубинной фасилитации для бизнеса»
23
«Парковка» дополнительных мыслей
Участники, как мы только что увидели, нередко высказывают ценные мысли, которые не относятся к теме дискуссии. Как поступать в таком случае? Классики фасилитации рекомен- дуют держать отдельный флипчарт, куда «парковать» такие уводящие в сторону, но достаточно важные комментарии. Лично я считаю, что на первом этапе, пока группа еще не продвинулась в обсуждении основной темы, не погрузилась в нее, эти боковые полезные мысли можно и даже нужно игнорировать: надо помочь группе нарастить скорость движения по главной повестке.
В дальнейшем, когда дискуссия становится управляемой и ее темп нарастает, вполне уместно подключить технику «парковки». Например:
Иван. …Давайте сначала хотя бы ISO 9000 внедрим, а потом будем мечтать о Европе…
Фасилитатор. Тема ISO важная, но давайте мы ее пока «припаркуем»
на отдельный флипчарт.
Пишет на отдельном флипчарте:
Фасилитатор. А что касается выхода на рынок Европы, то, насколько я понял, Иван считает…
«Парковка» позволяет не терять действительно важные мысли участников, ввести в дей- ствие и подчеркнуть принцип «мы слышим друг друга» и вместе с тем не растекаться мыслию по древу.

М. Розин. «Как спасти или погубить компанию за один день. Технологии глубинной фасилитации для бизнеса»
24
Власть слова
Еще один интересный вопрос: как далеко в ходе переформулирования фасилитатор может / имеет право / должен уходить от конкретных слов («вординга») участников? Уилкин- сон, гуру фасилитации, настаивает на том, что фасилитатор должен записывать на флипчарте (а значит, и повторять вслух) именно те слова, которые сказал человек (конечно, сокращая фразу и выбирая главное, но все же не меняя самих слов). Уилкинсон объясняет это тем, что, подме- няя слова, фасилитатор «злоупотребляет властью маркера» и может исказить мысль участника,
рискуя увести дискуссию в сторону, а если группа еще и заметит подмену, это вызовет у нее раздражение и отторжение результата дискуссии. Отчасти это верно: если человек ясно изла- гает свои мысли, то, конечно, самое правильное для процедурного фасилитатора – в точности записать его слова. Ну а если мысль высказана путано и запрятана глубоко? В этой ситуации опытному фасилитатору стоит, на мой взгляд, рискнуть и подсказать участнику новые слова
(новый «вординг»), которые позволят ему точнее выразить свою мысль. А значит, фасилита- тор должен не только обладать сильным логическим мышлением, но и одновременно быть сво- его рода копирайтером (лингвистом) – помогать участникам подбирать максимально точную форму для выражения их мыслей. Если он справился с этой задачей хорошо, то в дальнейшем и автор мысли, и вся группа в целом подхватывают новую формулировку и начинают исполь- зовать ее как свою.
Представим себе, что диалог, приведенный выше, развивается следующим образом.
Кейс «Международная стратегия», часть 3
Константин. …Вы просто боитесь Европы. Но имейте в виду, что если мы останемся в России, то умрем. Рынок России стагнирует. Ограничить себя
Россией – это худшее, что мы можем сделать!
Иван. Если сунемся на Запад – спалим все деньги. У нас ограниченный ресурс, и лучше потратить его здесь, на расширение доли в России.
Что правильно делать фасилитатору при таком повороте беседы?
Обсуждение явно выходит за рамки аргументации за и против европейской экспансии. Умелый, хотя и не выдающийся, фасилитатор в этой точке предложит не отвлекаться и продолжить обсуждать выход в Европу. А
действительно умный процедурный фасилитатор заметит новую логику разговора сам и поможет группе осознать ее, подобрав точные слова.
Фасилитатор. Я вижу, что наш разговор выходит на более концептуальный, стратегический уровень. Константин и Иван поднимают вопрос не только о том, пробовать ли продавать в Европе, – они спорят о географической стратегии в целом. Константин предлагает стратегию,
которую можно назвать «глобализацией», и выдвигает важный аргумент за нее:
стагнация российского рынка. А Иван…
Прервемся на минутку. Как правильно назвать стратегию,
альтернативную «глобализации»? Сам Иван никак ее не назвал. Может быть, сказать «стратегия локального рынка»? Это будет верно по сути,
однако слово «локальный» менее привлекательно, чем «глобальный», – и эта неравноценность повлияет на дискуссию.


М. Розин. «Как спасти или погубить компанию за один день. Технологии глубинной фасилитации для бизнеса»
25
Фасилитатор. Иван предлагает стратегию, которую я бы назвал стратегией «фокусировки» – фокус на российском рынке. Согласны? Давайте тогда скорректируем наши записи (корректирует структуру и содержание
флипчарта
).

М. Розин. «Как спасти или погубить компанию за один день. Технологии глубинной фасилитации для бизнеса»
26
Возвращаясь к теме «вординга»: да, я считаю, что можно, говоря словами Уилкинсона,
«злоупотребить властью маркера», если это делается умело и в интересах дискуссии, – для того, чтобы:
• помочь участнику донести свою мысль до группы;
• помочь участникам точно назвать обсуждаемые развилки и тем самым выработать удоб- ный язык для дальнейшего разговора;
• за счет емких и точных формулировок подтолкнуть группу двигаться дальше, а не топ- таться на одном месте в попытках объяснить друг другу одно и то же;
• подобрать такие названия для альтернативных позиций, которые уравновешивают их привлекательность, и тем самым помочь группе обсуждать аргументы, а не реагировать на эмо- ции
3 3
Помните, как называются позиции противников и сторонников абортов в Америке? Первая – «Право на жизнь», а вто- рая – «Право на выбор». Красиво, правда? Каждая позиция названа позитивно, и их привлекательность уравновешена. Вот именно такие названия помогает найти хороший фасилитатор, причем делает это мгновенно, прямо в ходе разговора.

М. Розин. «Как спасти или погубить компанию за один день. Технологии глубинной фасилитации для бизнеса»
27
Резюме: сценарий процедурной фасилитации
Давайте обобщим весь процесс и навыки работы процедурного фасилитатора.

М. Розин. «Как спасти или погубить компанию за один день. Технологии глубинной фасилитации для бизнеса»
28

М. Розин. «Как спасти или погубить компанию за один день. Технологии глубинной фасилитации для бизнеса»
29
Конечно, в работе процедурного фасилитатора есть множество нюансов. Процедурный фасилитатор называется так в том числе потому, что знает много процедур и умело их чере- дует. Для обсуждения одного вопроса он попросит высказаться по кругу. Для другого пред- ложит высказаться только желающим. Для третьего поощрит к высказыванию только тех, кто может дополнить или возразить. Либо предложит сначала индивидуально записать свои мысли на карточках, а затем проведет модерацию с карточками. Либо разделит участников на группы
(двойки, тройки и т. д.) и попросит их выработать идеи. Либо проведет классический мозго- вой штурм с запретом на критику и поощрением творчества. Техник/процедур очень много, у каждой из них есть специфика, есть свои плюсы и минусы, и одна из граней мастерства проце- дурного фасилитатора состоит в точности их подбора и исполнения. Однако поскольку я обра- щаюсь к опытным фасилитаторам, то предполагаю, что они эти процедуры знают, и потому не буду углубляться в их описание.


М. Розин. «Как спасти или погубить компанию за один день. Технологии глубинной фасилитации для бизнеса»
30
Учиться или родиться?
В какой мере навыки, необходимые для процедурной фасилитации, можно развить?
Главная компетенция, как я уже сказал, – структурированное мышление, умение выделять суть, сопоставлять и лаконично формулировать, и это умение в очень малой степени поддается развитию.
Филигранное владение языком тренировке поддается, хотя настоящий талант подби- рать слова закладывается еще в школе.
За социальным весом, способностью добиться соблюдения правил и процедур стоит сила личности, энергетика, а также опыт и возраст. О последнем можно не волноваться: моло- дость, как известно, единственный недостаток, который быстро проходит. Опыт приходит с практикой. А что касается энергетики и силы личности, то эти качества внутренне присущи
(или не присущи) человеку и вряд ли могут быть развиты.
Способность сохранять нейтралитет и оставлять свою позицию при себе кому-то дается легко, а кому-то, напротив, с большим трудом. Среди моих знакомых много людей, чье мнение прорывается наружу помимо их желания. Думаю, что фасилитировать проще людям,
которые обладают плюралистичными ценностями – убеждены в том, что нет одной-единствен- ной истины и что право на существование имеют очень разные, в том числе противополож- ные точки зрения. Плюрализм относится к базовым ценностям человека и развивается тяжело,
однако научиться на уровне поведения контролировать свои высказывания и оставлять свое мнение при себе – возможно. Я знаю очень страстных фасилитаторов с ярко выраженной соб- ственной позицией, которые научились ее не показывать. Обычно они прикладывают титани- ческие усилия, чтобы сдерживаться до конца сессии, а затем им срочно нужна публика, кото- рой они могут наконец-то высказать все, что думают.
Еще одно важное качество – способность останавливать доминантных неконструк-
тивных участников. Во многом это производное от социального веса, хотя здесь есть несколько приемов, которые можно освоить. Главный из них – «присоединение и ведение»:
подхватываешь какую-то мысль человека (по большому счету любую), повторяешь ее, под- черкиваешь ее важность, записываешь (на основной флипчарт или на «парковочный», для
«левых» мыслей) – и тем самым забираешь слово, чтобы, пока выступающий не успел опом- ниться, передать его другому.
Умение фокусировать заказчиков в ходе интервью – легко развиваемый навык, этому несложно научиться. Ну и наконец последняя компетенция в нашем списке – формирование
конструктивного рационального тона разговора. Чтобы поддерживать конструктивность и гасить излишние эмоции, нужно прежде всего уметь контролировать собственные чувства –
это развиваемо, но не в бизнес-тренингах, а скорее через психотерапию или медитацию. Кроме того, этому способствуют сами процедуры фасилитации: четкая логика разговора, вычленение рационального содержания, запись на флипчарте, необходимость уложить мысль в короткую емкую фразу – все это помогает создать спокойную рациональную атмосферу.
Нередко фасилитатор сталкивается с обратной проблемой: эмоций оказывается слишком мало – всем скучно. Это может быть связано или с тем, что тема дискуссии кажется людям наду- манной (сочиняем видение – а у нас пожар), или с наличием в группе внутренних напряжений и с сопротивлением, которые выражаются в пассивности. Выглядеть это может так: фасилита- тор задает вопрос – один человек говорит (и готов говорить до бесконечности), а остальные молчат, так что слова из них нужно вытаскивать клещами. В простых случаях могут помочь процедурные техники: делим участников на малые группы и просим каждую отдельно обсудить вопрос и выписать свои ответы на флипчарт. Это может сработать, поскольку внутри малой группы сопротивление ниже, а между группами возникает конкуренция: хочется, чтобы наши


М. Розин. «Как спасти или погубить компанию за один день. Технологии глубинной фасилитации для бизнеса»
31
результаты были не хуже, чем у соседей. Однако если сопротивление сильное и консолидиро- ванное, то эта техника не поможет – все группы отделаются отписками, через пять минут ска- жут: «Мы закончили» – и устремятся на перекур.
Чтобы справиться с серьезным сопротивлением, необходимо выйти за рамки процедур- ной фасилитации и применить технологии, уходящие корнями в личностные группы: отре- флексировать происходящее, вскрыть нарыв и вывести группу на обсуждение внутренних отношений, в которых, как правило, и кроется источник проблемы. Такие технологии мы обсу- дим позже – когда разговор пойдет о глубинной фасилитации. Чисто процедурный фасилита- тор не станет все это делать – он просто проигнорирует сопротивление и двинется дальше в расчете на то, что ему удастся постепенно втянуть группу в дискуссию. При отточенных навы- ках и определенном везении он преуспеет, однако содержательный результат сессии будет в этом случае, скорее всего, средним – впрочем, за качество результата процедурный фасилита- тор по большому счету и не отвечает.

М. Розин. «Как спасти или погубить компанию за один день. Технологии глубинной фасилитации для бизнеса»
32
1   2   3   4   5   6   7   8

Глава 4
Структурная фасилитация: власть схемы
Конструктивный обмен мнениями – этого недостаточно?
Продуктивное обсуждение требует не только фокусировки на теме и наличия правил дискуссии (что может обеспечить хороший процедурный фасилитатор), но и согласованной содержательной логики, лежащей в основе движения к выводам. Именно здесь в полный рост встает барьер второго уровня, связанный с нехваткой схем анализа.
Можно, конечно, попытаться обойтись вовсе без схем и моделей. Если просто попро- сить участников поделиться своими стратегическими идеями и предложить обосновать их, то у умных и конструктивных людей вполне может состояться осмысленный полезный разговор:
один скажет, что нужно от производства продукции переходить к сервисным услугам, потому что таков современный тренд. Другой покрутит пальцем у виска и возразит: «Производство нас кормит, а сервисы мы делать не умеем, и потому они нас разорят». Третий предложит сокращать затраты, потому что это болевая точка. Четвертый скажет, что есть возможность выйти на рынок Африки – и ее нельзя упустить… Слово за слово – и постепенно на флип- чарте может собраться неплохой набор идей и предложений. Однако без единой логики этот набор окажется довольно случайным, похожим скорее на винегрет. Кроме того, когда мы про- сим людей делиться своими мыслями, не предлагая им никаких инструментов анализа, мысли чаще всего оказываются достаточно банальными, многократно звучавшими в прошлом.
Иногда логику дискуссии задает заказчик – например, говорит: «Давайте, чтобы разра- ботать стратегию, сначала послушаем презентацию о трендах рынка, затем сделаем SWOT- анализ, потом обсудим стратегические инициативы, которые позволят воспользоваться воз- можностями, предотвратят угрозы, будут опираться на сильные стороны и развивать слабые. А
когда идеи будут сформулированы, оценим их, используя матрицу “затраты/эффект”». И это вполне хороший каркас для содержательного анализа. Если заказчик предложил что-то подоб- ное, фасилитатор может записать эти пункты в повестку прямо в указанной последовательно- сти и остаться в чисто процедурной роли.
Однако в подавляющем большинстве случаев заказчики такую логику не предлагают,
и ее выстраивание берет на себя фасилитатор. Частично он делает это на предварительном этапе, готовясь к сессии, но нередко ему приходится предлагать новые, незапланированные схемы анализа на ходу, уже во время сессии. Фасилитатора, который решает эту задачу, я буду называть «структурным», поскольку он формирует содержательную структуру дискуссии.