Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 798

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

1.4. Формы контроля

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)

2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Темы докладов (рефератов)

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

3.3. Список литературы

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права

Тема 2. Государство и право Древнего Востока

2.1. Государство Древнего Египта

2.2. Право Древнего Египта

2.3. Государство Древней Месопотамии

2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи

Тема 3. Государство и право Античного мира

3.1. Государство Древней Греции

3.2. Афинское право

3.3. Государство Древнего Рима

3.4. Римское право

Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья

4.1. Франкское государство V–IX вв.

4.2. Франкское право. Салическая правда

Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.

5.1. Средневековое государство и право во Франции

5.2. Средневековое государство и право в Англии

5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе

Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века

6.1. Государство Арабского Халифата

6.2. Мусульманское право

Тема 7. Абсолютистские государства в Европе

7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.

Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.

8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.

8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.

8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.

8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи

Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии

9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.

Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право

10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)

10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (Глоссарий)

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

тема 1

тема 2

тема 3

тема 4

тема 5

тема 6

тема 7

тема 8

тема 9

тема 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы

Раздел 3. Структура контрольной работы

Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы

Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы



После смерти халифа Али в 661 г. власть была захвачена родственником третьего халифа Османа и врагом Али – Муавией. Муавия был наместником в Сирии, он перенес столицу Халифата в Дамаск и основал первую династию халифов – династию Омейядов (661–750). При Омейядах власть халифа стала приобретать более светский характер. В отличие от первых халифов, ведших простой образ жизни, Омейяды завели свой двор и пребывали в роскоши. Создание громадной державы потребовало введения многочисленной бюрократии и усиления налогообложения. Налогами были обложены не только зиммии, но и мусульмане, ранее освобождавшиеся от уплаты податей в казну.
В многонациональной империи Омейяды пытались проводить проарабскую политику, что вызвало недовольство мусульман-неарабов. Широкое движение за восстановление равенства в мусульманской общине привело к падению династии. Власть в Халифате захватил потомок дяди пророка (аль-Аббаса) Абу-ль-Аббас Кровавый. Он приказал уничтожить всех принцев Омейядов. (Один из них избежал гибели и основал независимое государство в Испании.)

Абу-ль-Аббас положил начало новой династии халифов – Аббасидов (750–1258). При следующем халифе Мансуре была отстроена новая столица г. Багдад на р. Тигр (в 762 г.). Поскольку Аббасиды пришли к власти, опираясь на поддержку населения восточных областей Халифата, прежде всего иранцев, в их правление стало ощущаться сильное иранское влияние. Многое было заимствовано от династии персидских царей Сасанидов (III–VII вв.).

Центральные органы власти и управления. Первоначально халиф сам направлял и координировал деятельность различных ведомств и служб. Со временем он стал делить эти функции со своим помощником – вазиром. Сначала вазир был только личным секретарем халифа, который вел его переписку, следил за его имуществом, а также занимался обучением наследника престола. Затем вазир превратился в главного советника халифа, хранителя государственной печати и руководителя всей бюрократии Халифата. В его подчинении оказались все центральные учреждения империи. Следует иметь в виду, что вазир располагал только той властью, которую ему делегировал халиф. Так что халиф вправе был ограничить его полномочия. Кроме того, вазир не обладал фактической властью над армией: во главе войска находился эмир-военачальник. Это подрывало влияние вазира в государстве. Обычно на должность вазира Аббасиды назначали образованных персов, должность могла переходить по наследству. Центральные ведомства носили название
диваны. Сначала так обозначались реестры лиц, получавших жалованье и пенсии из казны, затем – ведомства, где эти реестры хранились. Главными диванами являлись: канцелярия, казначейство и управление армией. Выделялось также главное почтовое ведомство (Диван аль-барид). Оно ведало управлением дорог и почт, созданием средств связи. Чиновники дивана, помимо прочего, занимались перлюстрацией писем и выполняли функции тайной полиции в государстве.

Во главе каждого дивана находился сахиб – начальник, у него в подчинении были катибы – писцы. Они проходили специальную подготовку и составляли в обществе особую социальную группу со своей иерархией. Эту иерархию возглавлял вазир.

Местное управление. Для Халифата времен Омейядов была характерна сильная децентрализация власти. При завоевании новых областей туда направлялся наместник, который должен был держать в повиновении местное население и отправлять в центр часть военной добычи. При этом наместник мог действовать практически бесконтрольно. Аббасиды заимствовали опыт организации Персидской державы Сасанидов. Вся территория Арабской империи была поделена на крупные округа по образцу персидских сатрапий. В каждую такую провинцию халиф назначал своего чиновника – эмира, который нес перед ним полную ответственность за свои действия. Важное его отличие от наместника эпохи Омейядов заключалось в том, что он исполнял не только военно-полицейские функции, но и осуществлял гражданское управление в провинции. Эмиры создавали специализированные ведомства наподобие столичных диванов и осуществляли контроль над их работой. Помощниками эмиров были наибы.

Судебная система. Первоначально суд не был отделен от администрации. Высшими судьями являлись халифы, от халифов судебная власть делегировалась наместникам областей. С конца VII в. происходит отделение суда от администрации. Халиф и его наместники стали назначать особых судей, называвшихся кади («тот, кто решает»). Кади – это профессиональный судья, знаток мусульманского права (шариата). Поначалу кади не был самостоятелен в своих действиях и зависел от халифа и его наместника. Кади мог назначить себе заместителя, подчиненного ему, а заместитель имел помощников в районах. Эту разветвленную систему возглавлял кади аль-кудат («судья судей»), назначаемый халифом. При Аббасидах кади стал независим от местных властей, но сохранилось его подчинение центру. Назначение новых кади стало осуществляться особым диваном, наподобие министерства юстиции.



Кади мог вести как уголовные, так и гражданские дела (различий в судебном процессе в Арабском халифате еще не было). Он также следил за состоянием общественных зданий, тюрем, дорог, вел контроль за исполнением завещаний, ведал разделом имущества, устанавливал опеку и даже выдавал замуж одиноких женщин, лишенных попечителя.

Часть уголовных дел была изъята из ведения кади. Дела, связанные с обеспечением безопасности, и дела об убийствах подлежали ведению органов полиции – шурта. Шурта выносила по ним окончательное решение. Она также была органом предварительного следствия и органом исполнения судебного приговора. Возглавлял полицию – сахиб-аш-шурта. Дела о прелюбодеянии и употреблении спиртного тоже были изъяты из ведения кади и рассматривались городничим, сахибом ал-мадина.

Высшей апелляционной инстанцией был халиф. Вазир тоже был наделен судебными полномочиями: мог рассматривать дела о «гражданских правонарушениях». Суд вазира дополнял шариатский суд кади и действовал зачастую более эффективно.

Дальнейшая судьба Халифата. Уже в VIII в. Арабская империя начинает распадаться. Провинциальные эмиры, опираясь на свои войска, добиваются независимости. К середине X в. под контролем халифа сохраняются лишь Аравия и часть Месопотамии, примыкающая к Багдаду.
В 1055 г. Багдад был захвачен турками-сельджуками. В руках халифа осталась только религиозная власть, светская власть перешла к султану (буквально «властелин») сельджуков. Как духовные лидеры мусульман-суннитов багдадские халифы сохраняли свое значение до 1258 г., когда Багдад был захвачен монголами, а последний багдадский халиф был убит по приказу хана Хулагу. В скором времени Халифат был восстановлен в Каире (Египет), где просуществовал до 1517 г. Тогда последний каирский халиф был вывезен в Стамбул и вынужден был отречься от своих полномочий в пользу османского султана. Светская и духовная власть снова соединились в руках одного лица.
В 1922 г. последний турецкий султан Мехмед VI был низложен, обязанности халифа были возложены на Абдул-Меджида II. Он стал последним халифом в истории. В 1924 г. Великое национальное собрание Турции приняло закон о ликвидации Халифата. Его более чем тысячелетняя история завершилась.

6.2. Мусульманское право


Мусульманское право или шариат (от «шариа» – «надлежащий путь») является конфессиональным правом, которое возникло с зарождением религии ислама в VII в. на территории Аравии. Содержание шариата невозможно свести только к правовым установлениям. Шариат представляет собой сложный комплекс религиозных, этических и правовых представлений, они даны в нем в неразрывном единстве. Мусульманское право рассматривается как священное право, имеющее божественное происхождение, переданное людям посредством откровения. Ислам отрицает роль человека в правотворчестве: любая новая норма права может исходить только от Аллаха. Более того, только Аллах признается субъектом права, а верующие мусульмане являются лишь носителями установленных Богом обязанностей. В значительной мере это право являлось иррациональным, часто трудно дать логическое обоснование той или иной норме права. Оно также было казуальным, особенно в ранний период своего существования, когда правовые нормы выводились на основе конкретных случаев (казусов). По мере распространения ислама шариат стал приобретать значение мировой системы права. Она отличалась универсальностью и единством религиозных и правовых представлений. Вне зависимости от территории, где находились мусульмане, они подчинялись действию одних и тех же норм права (хотя подчас проявлялись и местные различия в применении этих норм). В шариате можно выделить две части: одна часть регулирует отношение мусульман к Аллаху (ибадат), другая – отношения мусульман друг с другом. Четкого же деления права на отрасли в шариате не существует.

Источники права. Два источника права в шариате обладают наивысшей юридической силой: Коран и Сунна.

Коран – Священное писание мусульман и главный источник права. Это Божественное откровение, ниспосланное людям через пророка Мухаммада. Коран состоит из 114 сур (глав) и свыше 6 200 айятов (стихов; их точное число может несколько варьироваться). Все суры делятся на мекканские (появившиеся до хиджры 622 г. н.э.) и мединские (622–632 гг.). Причем в Коране сначала идут длинные суры, возникшие позже, а затем короткие. Большая часть стихов Корана носит религиозно-мифологический характер, только около 200 айятов связаны с правовыми установле-ниями. В основном они относятся к сфере брачно-семейных отношений, в меньшей степени –

к уголовному праву. Еще при жизни Мухаммада суры Корана записывались или заучивались наизусть его учениками. Незадолго до кончины пророка текст Корана был записан в его доме, суры и айяты были приведены в определенное расположение. Однако существовали и другие версии Корана, хранившиеся в домах последователей пророка. В правление третьего халифа Османа (644–656) во избежание разночтений был составлен канонический текст (на основе экземпляра из дома пророка), все другие рукописные списки были уничтожены (так называемая Османова редакция Корана).

Сýнна – («обычай», «поведение») – Священное предание мусульман, второй по значимости источник права. Это сборник рассказов (хадúсов) о жизни, поступках и высказываниях пророка Мухаммада. Каждый хадис состоит из двух частей: в первой следует перечисление людей, которые устно передавали данный рассказ, во второй содержится собственно сообщение, повествовательная часть. Единого собрания хадисов под общим названием «Сунна» не существует. К Сунне можно отнести 6 канонических сборников хадисов. Наиболее известны среди них сборник аль-Бухари (умер в 870 г.) и сборник Муслима (умер в 875 г.). Шииты, в отличие от суннитов, не признают все хадисы Сунны, но лишь те, которые восходят к четвертому праведному халифу Али, зятю и двоюродному брату пророка. В дополнение к этим хадисам у шиитов есть свое Священное предание – Ахбáры. Принято считать, что хадисы призваны служить руководством к разрешению случаев, не обозначенных в Коране. Сунна, таким образом, выступает дополнением к Корану. Но согласно доктрине аль-Шафии (умер в 820 г.), айят Корана не может отменить хадис Сунны и наоборот, т.е. между двумя источниками права не может быть никаких противоречий (в принципе).

В дополнение к Корану и Сунне в шариате существуют еще два важных источника права: иджма и кийяс.

Иджмá – согласное мнение мусульманской общины, которое могут выражать не все верующие, но лишь те, кто обладают правом на иджтихад – самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам. Такое право принадлежит опытным и авторитетным ученым богословам и правоведам – муджтахидам. Иджма предназначена для решения правовых вопросов, на которые нет прямых ответов в Коране и Сунне. В суннизме сложилось четыре мусульманско-правовых школы муджтахидов (