Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 739

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

1.4. Формы контроля

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)

2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Темы докладов (рефератов)

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

3.3. Список литературы

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права

Тема 2. Государство и право Древнего Востока

2.1. Государство Древнего Египта

2.2. Право Древнего Египта

2.3. Государство Древней Месопотамии

2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи

Тема 3. Государство и право Античного мира

3.1. Государство Древней Греции

3.2. Афинское право

3.3. Государство Древнего Рима

3.4. Римское право

Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья

4.1. Франкское государство V–IX вв.

4.2. Франкское право. Салическая правда

Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.

5.1. Средневековое государство и право во Франции

5.2. Средневековое государство и право в Англии

5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе

Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века

6.1. Государство Арабского Халифата

6.2. Мусульманское право

Тема 7. Абсолютистские государства в Европе

7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.

Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.

8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.

8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.

8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.

8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи

Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии

9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.

Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право

10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)

10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (Глоссарий)

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

тема 1

тема 2

тема 3

тема 4

тема 5

тема 6

тема 7

тема 8

тема 9

тема 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы

Раздел 3. Структура контрольной работы

Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы

Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы



Обращает на себя внимание то, что религиозные преступления квалифицировались как государственные. К государственным преступлениям могло быть отнесено и преступление против личности, например, убийство, совершенное в храме. Оно считалось очень тяжким деянием, в случае его совершения проклятие распространялось даже на потомков преступника. При оценке преступных деяний право уже различало умысел и неосторожность, выделяло подстрекателя и исполнителя преступления, ему было знакомо понятие самообороны. Вместе с тем в афинском праве можно обнаружить еще архаичные черты, унаследованные от эпохи первобытности. Долго сохраняются пережитки кровной мести. Право преследования убийцы принадлежало близким родственникам жертвы. Вполне допускалась их сделка с убийцей: виновный мог выплатить им денежную компенсацию или удалялся в изгнание. Применялся и принцип талиона. В частности, закон Солона гласил: «кто выколет глаз одноглазому, тому за это выколоть оба глаза» (в изложении Диогена Лаэртского). Наказания различались для свободных и рабов. К свободным вообще не применялись телесные наказания, но они широко использовались в отношении рабов. Рабов подвергали бичеванию, клеймили, отправляли на каторжные работы в рудники. По афинскому праву наказания могли применяться также к животным и неодушевленным предметам. Животное, причинившее смерть человеку, убивали, а труп вывозили за пределы Аттики. Предметы, оскверненные человеческой кровью, также подлежали удалению с афинской земли.

Система наказаний, применявшихся к свободным лицам, включала в себя: смертную казнь, изгнание, лишение прав, продажу в рабство, конфискацию имущества, денежный штраф и тюремное заключение. В качестве дополнительных наказаний могли быть применены позорящие наказания: запрет носить украшения и посещать храм; отказ в погребении; надпись на стеле, содержащая проклятие. Смертная казнь часто приводилась в исполнение путем самоубийства: на выбор осужденному давались меч, веревка и яд и трехдневный срок для приведения казни в исполнение. Казнь могла совершаться также палачом или особыми служителями. Применялись такие виды смертной казни, как побивание камнями и сбрасывание в пропасть (баратрон). Лишение прав, атимúя, являлось наказанием за большинство преступлений. Атимия могла быть полной или частичной (лишение отдельных прав: избираться в Совет 500, выступать на народном собрании, быть жрецом и т.д.). В случае, если осужденный самовольно начинал пользоваться утраченными правами, его могли приговорить к смерти. Для снятия атимии требовалось решение народного собрания с участием не менее 6 000 граждан. Тюремное заключение в Афинах применялось редко, обычно для государственных должников, не представивших поручительства.


Судебный процесс. В афинском праве отсутствовали четкие различия между гражданским и уголовным процессом. Одни уголовные дела рассматривались в частноправовом порядке, другие –
в государственно-правовом. Так, дела об убийствах относились к частноправовому разбирательству. Они могли возбуждаться только лицами, близкими к жертве. То же самое касалось мелких хищений частного имущества: дело возбуждалось самим потерпевшим. Но дела о нарушении супружеской верности или дела о крупных хищениях частного имущества, в которых афиняне усматривали угрозу общественным интересам, а равно дела о государственных или должностных преступлениях подлежали государственно-правовому разбирательству. В этом случае дело мог возбудить любой гражданин, даже не имевший к нему личного касательства. В связи с таким разграничением выделяли два типа процессов: дúке (δίκη) и графé (γραφή), соответственно частноправовое и государственно-правовое судебное разбирательство. Процесс дике мог быть прекращен его инициатором на любой стадии, процесс графе обязательно должен быть доведен до конца. В процессе дике истец мог рассчитывать на получение какой-либо материальной выгоды, в процессе графе (за редкими исключениями) выгода не предполагалась, истец должен был действовать бескорыстно. Более того, проигрыш такого процесса (при голосовании в пользу истца менее пятой части судей) мог завершиться для истца выплатой штрафа.

В общем виде афинский процесс был обвинительным. Стороны сами заботились о движении дела в суде, обеспечении его необходимыми доказательствами, они сами вели защиту своих интересов. Возбудить дело мог лишь полноправный гражданин. За женщину иск вчинял глава семьи (или ее опекун), за метека – его простат, за раба – его господин. Ответчиками же выступали мужчины и женщины всех званий. Сбор доказательств производился на стадии предварительного следствия.
В качестве доказательств привлекались документы, показания свидетелей, они составлялись заранее и скреплялись клятвами. Все доказательства фиксировались в письменной форме и помещались в медные или глиняные сосуды (ехины), которые затем опечатывались. Во время судебного разбирательства можно было ссылаться только на те доказательства, которые находились в сосуде (даже в случае обнаружения новых доказательств по делу). Из числа свидетелей исключались женщины, несовершеннолетние и близкие родственники сторон. Показания у рабов снимались под пыткой (только «голос тела» заслуживал доверия), но в делах об убийствах рабы могли давать показания наравне со свободными. По закону использовать адвокатов было запрещено, но на практике закон обходили. Стороны должны были выступать на суде с речами самостоятельно, поэтому такие речи сочиняли заранее (с помощью искусных ораторов) и заучивали наизусть.


В частных делах обе стороны могли произнести две речи, в государственных – одну. Время выступления строго фиксировалось. Решение по делу принималось путем голосования судей. После вынесения обвинительного приговора, судьи приступали к обсуждению меры наказания. По обычаю меру наказания мог предложить и сам подсудимый.

3.3. Государство Древнего Рима


Периодизация римской истории. Традиционно считается, что город Рим основан царем Ромулом в 754 или 753 г. до н.э. (по Варрону). Римская история с этого момента до падения Западной Римской империи в V в. н.э. делится на три периода:

754/753 – около 509 гг. до н.э. – царский Рим;

около 509 – 27 гг. до н.э. – Римская республика;

27 г. до н.э. – 476 г. н.э. – Римская империя.

Рим в эпоху царей


Социальная структура. Римский полис возник в результате объединения трех племен (триб) разного этнического происхождения: латинов, сабинян и этрусков. Это родоплеменное объединение составило в совокупности «римский народ» (populus romanus). Видимо, первоначально оно включало в себя 100, а позже 300 родов. Мужское население этих родов входило в военные объединения – курии, которые нельзя полностью отождествлять с фратриями у греков, но курии были генетически связаны с фратриями. На каждую трибу приходилось по 10 курий, каждая курия представляла 10 родов. Члены рода вели свое происхождение от общего предка и имели общее родовое имя. Их стали называть патрициями («имеющими отцов (patres)»). Патриции являлись полноправными членами римской общины, они владели наследственными участками земли и могли пользоваться общей землей общины («общественной землей» – ager publicus). Они обладали политическими правами: могли участвовать в народных собраниях, занимать общественные должности и служить в куриатном ополчении. Патрициям противостояло неполноправное население, находившееся вне рамок родоплеменной организации и первоначально не входившее в состав «римского народа» – плебеи (собирательное plebs, что значит «толпа, множество»). Плебеи были лишены политических прав и права на пользование «общественной землей», но обладали другими имущественными правами. В литературе также отмечается отсутствие у них права на брак с патрициями. Юридически такого запрета не существовало до издания Законов XII таблиц (около 450 г. до н.э.), но, очевидно, что подобные браки не поощрялись.

Римское общество раннего времени знало разные формы зависимости. Одной из них был патронат, отношения личной связи между покровителем – патроном и опекаемым лицом – клиентом, основанной на их верности друг другу. Патрон обязывался обеспечить защиту своего клиента, а клиент должен был оказывать ему послушание, служить в доме патрона, сопровождать его в военном походе. Позднее в первых законах римского полиса – Законах XII таблиц нарушение патроном верности расценивалось как религиозное преступление. В Царский период существует и рабовладение, но оно не получило еще широкого распространения и носило патриархальный характер: рабы считались низшими членами семьи господина и обладали ограниченной правоспособностью.


Управление римской общиной. Во главе римской общины находился царь – rex. Его положение вполне сопоставимо с положением басилея в Афинах. Он являлся военачальником, верховным жрецом и судьей. Традиция называет семь римских царей, большинство из них выбиралось общиной (за исключением, видимо, двух последних царей Сервия Туллия и Тарквиния Гордого). Царь избирался на пожизненный срок. Его власть не была абсолютной и ограничивалась волей совета старейшин и народного собрания. Совет старейшин получил название сенат (от лат. senex – «старик»). Первоначально в его состав входило 100 членов (по числу патрицианских родов), затем – 300. Сенаторы являлись советниками царя по важным вопросам. Вместе с царем они утверждали либо отклоняли решения народных собраний. Власть сената значительно возрастала в период междуцарствия, когда после смерти царя еще не выбран его преемник. Правление в это время осуществлялось членами сената попеременно (одним из них в течение пяти дней). Уже в эпоху царей в Риме появились должностные лица (магистраты; от лат. magister – «начальник»). В частности, на время своего отсутствия в Риме царь мог назначать префекта города.

Народные собрания в раннем Риме были известны только в одном виде – куриатных комиций, собраний народа по куриям (comitia curiata). Ведению комиций подлежали наиболее важные дела всей общины, вопросы религиозного культа и семьи. Комиции объявляли войну и могли избирать царя. Они обладали правом суда по тяжким преступлениям. Решения на комициях принимались открытым голосованием. При этом каждая курия имела один голос.

Реформы Сервия Туллия. Рост плебейского населения и его экономического влияния совершенно не соответствовал его приниженному в правовом отношении положению. В середине VI в. до н.э. в Риме были проведены реформы, которые были направлены на ослабление старых родоплеменных связей и включение плебеев в состав римской общины1. Царь Сервий Туллий разделил всех свободных жителей на пять классов (classis) по имущественному признаку. В основу деления, видимо, было положено обладание определенным участком земли, но в сохранившихся источниках ценз указан в денежном выражении (в ассах – медных монетах, которые появились в Риме не ранее IV в. до н.э.): 1-й – 100 тыс. ассов; 2-й – 75 тыс.; 3-й – 50 тыс.; 4-й – 25 тыс.; 5-й – 12,5 (или по другим сведениям 11 тыс.) ассов. В зависимости от имущественной состоятельности каждый класс должен был выставлять строго определенное количество