Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 740
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Темы докладов (рефератов)
3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
Тема 2. Государство и право Древнего Востока
2.1. Государство Древнего Египта
2.3. Государство Древней Месопотамии
2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
Тема 3. Государство и право Античного мира
3.1. Государство Древней Греции
3.3. Государство Древнего Рима
Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
4.1. Франкское государство V–IX вв.
4.2. Франкское право. Салическая правда
Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.
5.1. Средневековое государство и право во Франции
5.2. Средневековое государство и право в Англии
5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
6.1. Государство Арабского Халифата
Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.
7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.
Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.
8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.
8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.
8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.
8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи
Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.
9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.
Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)
10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
Раздел 3. Структура контрольной работы
Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы
Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.
Создание государства США. Конституция 1787 г. и Билль о правах
Первые попытки создания английских колоний в Новом Свете относятся к XVI в. Королевский пират сэр Уолтер Рэли организовал экспедицию к берегам Северной Америки, которая в 1585 г. положила начало колонии Виргиния (названной в честь «королевы-девственницы» Елизаветы I: virgo– по-лат. «дева»). (Еще ранее в 1583 г. был захвачен о. Ньюфаундленд.) Эта первая колония, однако, просуществовала недолго. Более успешной стала организация колонии с тем же названием в 1607 г. на р. Джеймс. С этого момента начинается постоянное освоение англичанами Американского континента. Колонии в Северной Америке принадлежали к типу «переселенческих», их население формировалось в основном за счет прибывавших из метрополии колонистов. На жительство в колонии переселялись лица разного социального положения: мелкие буржуа и фермеры, желавшие разбогатеть на новом месте, пауперы, лица, приговоренные к высылке из Англии. Часть из них была сервентами – фактически «белыми рабами» по контракту, отрабатывавшими свой долг за проезд в колонии. Начиная с 1619 г., в колонии также стали привозить негров-рабов из Африки. Большую роль в заселении колоний играли гонимые пуритане. В 1620 г. группа пуритан, выехавших из Голландии в Америку, заключила на корабле «May flower» («Майский цветок») соглашение об объединении «в одно политическое и гражданское тело для поддержания порядка» и достижения общих целей. Данный договор утверждал идеи народовластия и справедливой законности. В будущем этих пуритан («отцов-пилигримов») стали почитать как основателей американской демократии.
В XVIII в. вдоль восточного побережья Северной Америки располагалось уже 13 английских колоний. Они различались по уровню своего социально-экономического и политического развития. На севере более интенсивно развивались ремесла и торговля, росли фермерские хозяйства. На юге же были расположены крупные плантации, где широко применялся рабский труд. Так уже в колониальную эпоху стало зарождаться будущее противостояние промышленного Севера и аграрного Юга Америки. По правовому статусу и формам управления колонии делились на три группы: 1) королевские провинции – владения английской короны (Виргиния, Джорджия, Нью-Йорк, Нью-Гэмпшир, Нью-Джерси, Северная Каролина, Южная Каролина, Массачусетс); 2) самоуправ-ляющиеся колонии, существовавшие на основе королевских хартий (Род-Айленд, Коннектикут);
3) колонии, принадлежавшие частным владельцам, также получившим хартии от короны (Пенсильвания, Мэриленд, Делавэр). Самой демократичной колонией являлся Род-Айленд. Все органы власти (включая губернатора) в нем были выборными. Здесь была провозглашена веротерпимость, запрещены рабство и долговая кабала, уважались даже права индейцев. Большую роль в управлении колониями играла местная протестантская церковь. Например, в Массачусетсе, где были особенно сильны позиции пуритан, было фактически установлено теократическое правление.
Хотя формально за жителями колоний признавались все права и свободы английских подданных, фактически же они постоянно нарушались со стороны метрополии. Англия желала превратить американские колонии в свой сырьевой придаток и рынок сбыта своих товаров. Поэтому метрополия вводила таможенные ограничения на торговлю колоний с другими странами, ограничения отдельных отраслей производства, запрещала переселения колонистов на запад. Дома колонистов не были свободны от военных постоев; нарушалось их право на суд присяжных. Колонисты совершенно не были представлены в английском парламенте. В 1760-е – начале 1770-х годов в колониях развернулось широкое движение за отмену грабительских налоговых сборов и равные права с другими английскими подданными. В Филадельфии (колония Пенсильвания) 5 сентября 1774 г. открылся Первый Континентальный конгресс из представителей колоний. Он обратился к английскому королю Георгу III с адресом о предоставлении колониям более широких прав. Однако правительство метрополии не захотело пойти на уступки. Ответом стала война колоний с Англией.
Война за независимость и создание США. Военные действия начались 19 апреля 1775 г. со столкновений с английскими войсками возле Бостона (колония Массачусетс). Население колоний раскололось на вигов (патриотов) и лоялистов (сторонников метрополии). Многие виги готовы были вести борьбу до полного освобождения от власти англичан. В Филадельфии 10 мая 1775 г. был созван Второй Континентальный конгресс. Он признал факт войны с Англией, легализовал американскую армию и назначил ее главнокомандующим богатого плантатора из Виргинии Джорджа Вашингтона (1732–1799). На Конгрессе было заметно стремление колоний к обретению независимости, особенно после того, как Северная Каролина и Виргиния заявили о своем отделении от метрополии. Уступая этим стремлениям, Конгресс
4 июля 1776 г. принял Декларацию независимости. Ее проект был подготовлен комиссией, составленной из пяти членов Конгресса. Главную роль играл Томас Джефферсон (1743–1825), адвокат и плантатор из Виргинии, будущий третий президент США. Декларация была основана на доктринах эпохи Просвещения и выражала представления о равенстве естественных прав всех людей, об общественном договоре как источнике государственной власти, о суверенитете народа и его праве на свержение деспотического правительства. Поскольку метрополия грубо попирала права и свободы английских подданных в колониях, Декларация основывалась уже не на английском праве, а на естественном праве любого человека, данном ему от природы. Она провозглашала, что «все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью». Джефферсон не отнес к ним право частной собственности, полагая, что оно возникло не от природы, а сложилось в процессе исторической эволюции. Для защиты естественных и неотчуждаемых прав люди вступают в договор, и только на его основе возникает государство. Но если правящая власть нарушает эти права, народ имеет право и даже обязанность свергнуть ее и учредить другое правительство. Декларация приводила длинный перечень обвинений против английского монарха в нарушении прав его подданных в колониях, из чего выводилось законное основание для свержения его власти. Декларация объявляла о создании свободных и независимых штатов, соединенных друг с другом, провозглашала их право объявлять войну и заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и осуществлять другие действия как всякое независимое государство.
После провозглашения независимости довольно быстро стал идти процесс государственного оформления отдельных штатов. Начиная с 1776 по 1781 гг. были приняты конституции в 11 штатах (первая – в штате Нью-Гэмпшир в январе 1776 г.). Все эти конституции закрепляли республиканскую форму правления, принципы народного представительства и разделения властей. Под влиянием идей английского философа Джона Локка авторы конституций стремились к максимальному ослаблению исполнительной власти и возвышению власти законодательной. Поэтому законодательным собраниям штатов были переданы полномочия, обычно закрепляемые за исполнительной властью: право объявления войны и заключения мира, ведения внешней политики, назначения должностных лиц, право помилования. В большинстве штатов легислатуры могли избирать губернатора – главу исполнительной власти. Они также наделялись правом его отстранения в порядке импичмента. Законодательные собрания в большинстве штатов имели две палаты: для реализации принципа «сдержек и противовесов» внутри законодательной ветви власти. Собрания должны были формироваться на основе высокого избирательного ценза. В конституции штатов были включены положения о гарантиях прав и свобод граждан. Обычно тексты законов просто повторяли традиционный набор прав и свобод английских подданных, иногда к ним добавлялись новые права, например, право на смену правительства или свобода печати. Конституции штатов выражали стремление бывших колоний существовать как отдельные государства. Ненависть к центральному правительству метрополии подпитывала их сопротивление централизации и созданию единого государства. Поэтому первичной формой государственного союза стала конфедерация независимых штатов. Тем не менее для общих нужд штаты вынуждены были сформировать общие органы власти. Они стали складываться еще в начале войны. В качестве законодательного органа действовал Конгресс, в качестве органов исполнительной власти – различные комитеты по отраслям.
Юридическое оформление союза независимых государств было закреплено в Статьях конфедерации. Проект Статей был утвержден Конгрессом в 1777 г., но ратифицирован штатами в течение трех с лишним лет и вступил в силу только в 1781 г. В соответствии со Статьями, 13 штатов образовывали «вечный союз» – конфедерацию под названием «Соединенные Штаты Америки». Каждый штат в нем сохранял свои суверенитет, свободу и независимость, власть, юрисдикцию и права, «которые не представлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс». Основное внимание в документе было уделено вопросам организации законодательной власти, исполнительная власть имела подчиненное значение. Общим органом конфедерации признавался Конгресс Соединенных Штатов. Он являлся однопалатным. В его состав входили делегаты от каждого штата в количестве от 2 до 7, избиравшиеся ежегодно. Делегаты наделялись свободой слова и прений, пользовались правом неприкосновенности. Каждый штат обладал в Конгрессе только одним голосом. Если внутри делегации штата трудно было принять единое решение (скажем, двое делегатов против двух других), то вся делегация теряла свой голос. Большинство вопросов на Конгрессе решалось квалифицированным большинством: требовалось согласие 9 штатов из 13. В ведение Конгресса входили вопросы войны и мира, другие международные дела, организация армии и назначение большей части ее командиров, расходование средств, собранных в штатах для общих нужд, почтовое сообщение и чеканка монеты. Конгресс выступал в качестве арбитра в спорах между штатами. Все остальное относилось к ведению отдельных штатов. Сессии Конгресса должны были длиться не более 6 месяцев. В перерывах между ними часть полномочий Конгресса передавалась Комитету штатов. В его состав входили делегаты по одному от каждого штата. Его полномочия носили ограниченный характер: как говорилось в Статьях конфедерации, «этому комитету нельзя предоставлять тех прав, для пользования которыми требуется… согласие девяти штатов на Конгрессе», т.е. наиболее важных прав. Конгресс был уполномочен назначать и другие комитеты, а также гражданских должностных лиц для ведения общих дел конфедерации.
Как видно, наиболее существенные прерогативы Конгресса находились в сфере внешней политики, внутри союза его влияние оказывалось слабым: Конгресс даже не обладал правом устанавливать налоги и в этом вопросе зависел от
штатов. Слабость центральной власти еще более возрастала под действием правила квалифицированного большинства при принятии решений в Конгрессе. Но дальнейшие события поставили Соединенные Штаты перед необходимостью пересмотреть стратегию государственного развития и пойти на создание единого федеративного государства.
В 1783 г. был подписан Версальский договор, победно завершивший революционную войну: Великобритания признала независимость США. Но прекращение войны породило ряд серьезных проблем. Армия была распущена, масса офицеров и солдат оказалась необеспеченной. Финансы США находились в бедственном положении: из-за громадного долга союзнику в войне – Франции и из-за инфляции, вызванной безудержной эмиссией бумажных денег. Как следствие, идет процесс обнищания населения и растет социальная напряженность. По штатам прокатывается волна народных восстаний, самым крупным из которых было восстание капитана Д. Шейса 1786–1787 гг. Справиться со всеми этими трудностями отдельные штаты и слабые силы конфедерации не могли. Поэтому встал вопрос об изменении конституционного строя Соединенных Штатов.
Конституция США 1787 г. и Билль о правах. Поначалу речь шла только о внесении поправок в Статьи конфедерации. Именно для этого в Филадельфии в мае 1787 г. собрался учредительный Конституционный конвент. Для участия в нем было избрано 74 делегата, но реально прибыло лишь 55. Они представляли 12 штатов, тринадцатый штат – Род-Айленд своих представителей не прислал1. В работе Конвента приняли участие видные политики и юристы, которых позднее назовут «отцами-основателями» США. Это, прежде всего, Дж. Вашингтон (председатель Конвента), Дж. Мэдисон, А. Гамильтон, Б. Франклин. Автор Декларации независимости Т. Джефферсон, противник создания федерации, в Конвенте не участвовал: в это время он находился в качестве посла США во Франции.
Конвент с самого начала отверг идею обновления Статей и стал обсуждать проект новой конституции. Заседания и дискуссии проводились тайно: участники Конвента опасались обвинений в заговоре против конституционного строя. За четыре месяца проект конституции был создан и утвержден 17 сентября 1787 г. Этот закон в основной своей части продолжает действовать в США до сих пор. Конституция оказалась очень гибкой и приемлемой для разных политических сил, стоявших у власти в разные периоды американской истории. Текст ее лаконичен