Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 735
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Темы докладов (рефератов)
3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
Тема 2. Государство и право Древнего Востока
2.1. Государство Древнего Египта
2.3. Государство Древней Месопотамии
2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
Тема 3. Государство и право Античного мира
3.1. Государство Древней Греции
3.3. Государство Древнего Рима
Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
4.1. Франкское государство V–IX вв.
4.2. Франкское право. Салическая правда
Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.
5.1. Средневековое государство и право во Франции
5.2. Средневековое государство и право в Англии
5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
6.1. Государство Арабского Халифата
Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.
7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.
Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.
8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.
8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.
8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.
8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи
Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.
9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.
Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)
10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
Раздел 3. Структура контрольной работы
Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы
Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
Местное управление. Франция в эпоху абсолютизма не имела четкого административно-территориального деления. Даже внешние границы государства подчас были лишены твердых очертаний. Страна делилась на округа по различным отраслям управления, причем границы округов не совпадали друг с другом. В общеполитическом отношении это было деление на провинции. Во главе провинций находились губернаторы, традиционно назначаемые королем из высшей знати, обладавшие административной, судебной и военной властью. Их замещали генеральные лейтенанты (генеральные наместники). Существовало также деление на судебно-административные округа – бальяжи и сенешальства (во главе с бальи и сенешалами), делившиеся, в свою очередь, на мелкие единицы – превотажи, шателлении и др. Финансовые округа – женералитэ («генеральства»). В них действовали генералы финансов и казначеи Франции, им подчинялись сборщики налогов (элю). Их деятельность контролировалась периодически присылаемыми комиссарами правительства – интендантами. Начиная с 1630-х годов, интенданты превращаются в постоянных местных чиновников, заменив прежних финансовых служащих. Постепенно складываются новые финансовые округа – интендантства. Они подразделяются на области во главе с субделегатами, подчиненными интенданту. Полномочия интендантов были шире собственно финансовых: они стали рассматривать административные и судебные вопросы, могли выносить решения, в том числе по уголовным делам. Поэтому их стали именовать интендантами юстиции, полиции и финансов. (В конце царствования Людовика XIV во Франции был 31 интендант на местах.) Они приобрели настолько сильное влияние, что все остальные местные службы были поставлены от них в зависимость. В целом в местном управлении при абсолютизме возобладали бюрократические черты, органы самоуправления были по большей части ликвидированы. Так, в 1692 г. были отменены все выборные должности в городах.
Королевская юстиция. Абсолютизм стремился усилить свой судебный и полицейский контроль над обществом. В условиях существования конкурирующей юрисдикции сеньориальных, церковных, городских судов была расширена сфера действия королевского правосудия. Вилье-Коттрейский ордонанс 1539 г. запретил церковным судам вершить суд над мирянами по делам, относящимся к мирской жизни. Затем Орлеанский ордонанс 1560 г. и Муленский ордонанс 1566 г. передали в компетенцию королевских судов основную массу уголовных и гражданских дел.
Многие органы королевской юстиции были унаследованы от прежнего времени. На низшем уровне это были средневековые суды прево, бальи и сенешалов. Суды прево рассматривали гражданские дела простолюдинов (ротюрье), но в XVIII в. они исчезают. Сохраняются суды бальи и сенешалов, которые решали окончательно дела с суммой иска до 40 ливров. В 1552 г. было создано среднее звено судебной системы – президиальные суды. Они выносили окончательное решение по делам с суммой иска до 250 ливров. Во Франции существовала довольно разветвленная система высших судов. В нее входили прежде всего Парижский парламент и 12 провинциальных парламентов и имевшие сходное с ними значение 4 верховных совета (в Руссильоне, Артуа, Эльзасе и на Корсике). Они, однако, не были напрямую связаны между собой, и столичный парламент не являлся ни апелляционным, ни надзорным органом в отношении провинциальных парламентов. К числу высших судов относились также Счетная палата, Налоговая палата и Большой совет. Большой совет выделился из состава Королевского совета и учрежден как самостоятельный судебный орган в 1498 г. Он принимал к своему ведению дела по эвокациям из Парижского парламента, когда королю было угодно лично их рассмотреть. В дальнейшем здесь в основном разбирались дела, связанные с правом на церковные бенефиции. Высшими судами являлись и секции Королевского совета, наделенные судебными полномочиями. Такая громоздкая система высшей юстиции была, очевидно, направлена на ослабление политической роли и влияния Парижского парламента, который в XVII–XVIII вв. часто находился в оппозиции к монарху. Следует иметь в виду, что во Франции власть судебная еще не была отделена от власти административной. Поэтому административные учреждения располагали и своими судебными полномочиями.
Королевские судьи во Франции были несменяемы: король мог уволить судью только за уголовное преступление, доказанное в судебном порядке (по эдикту Людовика XI, изданному в 1467 г.). Это положение отличало французское правосудие от юстиций других стран, где такой гарантии независимого суда еще не существовало. Однако Франция была страной, где не были гарантированы личная свобода и безопасность подданных от полицейского произвола. В практике широко использовались так называемые
lettresdecachet – письменные приказы об аресте без суда и следствия. Бланк приказа был чистым, в него можно было вписать имя любого лица и арестовать его, не предъявляя ему обвинения. Заключенный мог затем сидеть в тюрьме бессрочно, не зная, за что туда посажен. В 1648 г., в период открытого столкновения высших судов с королевским правительством (Фронды), Парижский парламент настоял на введении в стране гарантий личной безопасности: никто из подданных короля «впредь не мог подвергнуться уголовному преследованию иначе как в формах, предписанных законами и ордонансами нашего королевства, а не через посредство комиссаров и назначенных судей»1. Был введен и запрет на использование приказов lettres de cachet, однако он касался только оффисье судебных учреждений. Данные положения были закреплены в ст. 15 Декларации от 22 октября 1648 г., утвержденной регентшей Анной Австрийской, матерью короля Людовика XIV. На деле это означало гарантии неприкосновенности лишь одних судебных должностных лиц, но даже такая попытка ограничения полицейского произвола говорила об осознании в обществе необходимости предоставления подданным более широких прав и свобод.
7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
В английском государстве абсолютизм имел некоторые особенности, сильно отличавшие его от французского абсолютизма. В Англии не сложилась доктрина, согласно которой монарх подчинен только Божественным законам, но не обязан подчиняться человеческим. Английский монарх должен был действовать в рамках общего права королевства и соблюдать законы страны. Свою власть король осуществлял вместе с парламентом, органом сословного представительства. Монарх рассматривался как неотъемлемая часть парламента, как одна из его корпораций (estates) наряду с корпорациями общин, светских и духовных лордов. Считалось, что только в парламенте король достигает высшего величия и его власть становится подлинно абсолютной. Без парламента власть короля менее значительна и подчинена первой власти. В отличие от Франции монарх в Англии также не располагал большой вооруженной силой, здесь не было создано разветвленной бюрократии. По-прежнему сохраняло свои позиции местное самоуправление. Все это дает исследователям основания утверждать, что абсолютизм в Англии носил «незавершенный характер», он якобы не развился до уровня классического французского абсолютизма. Некоторые ученые вообще отрицают его существование и приходят к выводу о зарождении конституционной монархии уже в этот период1.
Усилению королевской власти в Англии XV–XVI вв. способствовал ряд факторов. Прежде всего, оказала воздействие Война Алой и Белой розы 1455–1485 гг. – династическая война между Ланкастерами и Йорками. В результате войны на престоле утвердилась новая династия, связанная родственными узами с обеими династиями – Тюдоры (1485–1603). В ходе войны был уничтожен цвет английской знати, много феодалов погибло, что автоматически усиливало власть короля. Первый монарх из династии Тюдоров Генрих VII произвел пожалования званий лордов, новая знать оказалась прочно связана с короной. Желая также укрепить позиции центральной власти, король упразднил ливрейные свиты (отряды слуг, одетых в ливрею господина), широко использовавшиеся феодалами во время междоусобий, и ввел королевскую монополию на применение артиллерии. Другим фактором, который способствовал укреплению абсолютизма, стала Реформация церкви в Англии XVI в. Начавшись как личное противостояние короля Генриха VIII и папы римского Климента VII (из-за несогласия папы на развод короля с первой женой Екатериной Арагонской), этот конфликт быстро перерос в дело общенационального масштаба, затронувшее конфессиональные интересы всех англичан. Монарх разорвал отношения с римской курией и встал на путь создания самостоятельной христианской церкви –
Англиканской. В 1534 г. был принят Акт о супрематии, согласно которому король был объявлен главой новой церкви в Англии. Эта церковь сохраняла епископат, прежнее богослужение, в основном следовала старой католической догматике (отдельные лютеранские догматы вошли затем и в англиканский символ веры). Во время реформы были уничтожены монастыри, а их имущество (включая четверть всех обрабатываемых земель Англии) отошло к короне. Безусловно, распространение власти монарха на духовную сферу должно было усилить ее влияние во всем государстве. Усилению этого влияния способствовали и внешнепо-литические успехи английских монархов, территориальное расширение государства. При Генрихе VIII в состав английских владений окончательно включается Уэльс; ведется наступление в Ирландии, и в 1541 г. монарх принимает титул короля Ирландии. В 1603 г. со вступлением на английский трон Якова I Стюарта достигается личная (династическая) уния Англии и Шотландии.
Высшие органы власти и управления. Тайный совет. Незадолго до воцарения Тюдоров Королевский совет был переименован в Тайный совет. Короли стали формировать его в основном из назначенных чиновников, а не из знати. Состав совета не был стабильным и часто менялся. Так, при Генрихе VII в нем находилось более 200 членов, в царствование его сына Генриха VIII (1509–1547) состав уменьшился до 120, а в последние десять лет правления этого короля вообще не превышал
19 человек. В дальнейшем он изменялся, но не столь значительно. Непременными членами Тайного совета («великими официалами») являлись: лорд-канцлер, лорд-хранитель печати, лорд-камергер, вице-камергер, казначей двора, королевский конюший и лорд-адмирал. Почетным председателем Совета был лорд-канцлер, но неформальное лидерство в нем в XVI в. перешло к государственному секретарю (secretary of state). Такой секретарь, по сути, являлся посредником между королем и всей остальной администрацией. (Могло назначаться два государственных секретаря.) При Совете имелся ряд комитетов, которые осуществляли текущее управление страной. Совету были предоставлены широкие полномочия: он участвовал в законодательной работе, вел контроль за центральными и местными органами власти, вырабатывал внешнюю политику и управлял колониями Англии. Указы Тайного совета использовались для ареста преступников.
Парламент.