Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 728
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Темы докладов (рефератов)
3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
Тема 2. Государство и право Древнего Востока
2.1. Государство Древнего Египта
2.3. Государство Древней Месопотамии
2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
Тема 3. Государство и право Античного мира
3.1. Государство Древней Греции
3.3. Государство Древнего Рима
Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
4.1. Франкское государство V–IX вв.
4.2. Франкское право. Салическая правда
Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.
5.1. Средневековое государство и право во Франции
5.2. Средневековое государство и право в Англии
5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
6.1. Государство Арабского Халифата
Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.
7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.
Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.
8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.
8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.
8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.
8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи
Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.
9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.
Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)
10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
Раздел 3. Структура контрольной работы
Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы
Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
1653–1659 – протекторат;
1659–1660 – Вторая английская республика.
Начало революции. Английская революция развивалась как острый конфликт между королевской властью и парламентом. Созванный в 1628 г. парламент вынудил короля Карла I
(1625–1649) подписать Петицию о праве. Петиция устанавливала исключительное право парламента на введение налогов, предоставляла подданным свободу от военных постоев, свободу от незаконных арестов и налагала запрет на смертные приговоры, вынесенные на основании особых полномочий (вопреки общему праву). Петиция не содержала новых норм права, она лишь восстанавливала старые права и свободы, попранные абсолютистским правлением. Однако Карл I не стремился к их соблюдению. Уже в 1629 г. он распустил парламент и в течение 11 лет правил без парламента. Новый созыв парламента произошел в 1640 г. и был связан с начавшейся в 1639 г. войной против шотландских пресвитериан: казна нуждалась в средствах на продолжение кампании. Парламент, однако, отказался вотировать новые субсидии и был вскоре распущен, поэтому вошел в историю под названием Короткого парламента. Военное и финансовое положение продолжало ухудшаться, что привело к новому созыву парламента 3 ноября 1640 г. Этот парламент просуществовал затем 13 лет и вошел в историю как Долгий парламент. Его деятельность кардинально изменила облик английского государства, так что мы вправе начинать Великую революцию в Англии с созыва этого представительного органа.
Английское государство в 1640–1649 гг. Под давлением Долгого парламента король был вынужден пойти на ограничение собственной власти. Ряд законов устанавливал новое положение парламента в государстве. Согласно Трехгодичному акту от 16 февраля 1641 г., вводилась периодичность созыва парламента не реже одного раза в три года, причем созыв мог производиться против воли короля специально назначенными должностными лицами. Данный закон был дополнен изданием акта (от 10 мая 1641 г.), ограничившего право короля распускать парламент. Удовлетворяя требованиям парламента и народа, Карл I согласился на ликвидацию чрезвычайных судов и введение принципа несменяемости судей. Однако стремление парламента поставить под контроль центральную администрацию и изменить церковное управление вызвало неприятие у монарха: король отказался утвердить принятую парламентом Великую ремонстрацию, где содержались подобные требования. Попытка короля обуздать парламент и арестовать лидеров оппозиции в январе 1642 г. привела к открытому противостоянию с парламентом. Мирные
переговоры между противни-ками оказались безуспешны, и в августе началась Первая гражданская война (1642–1646 гг.). Поначалу армия парламента терпела поражения от кавалеров (сторонников короля), поэтому возникла необходимость проведения реформы в парламентских войсках. Эта реформа была с успехом проведена офицером и депутатом парламента индепендентом Оливером Кромвелем
(1599–1658). Она была законодательно оформлена принятием в январе 1645 г. Акта о «новой модели». «Новая модель» армии предполагала замену территориальной милиции на армию регулярного типа, имеющую постоянный бюджет и укомплектованную за счет принудительного призыва. Важные последствия имело также принятие Ордонанса о самоотречении в апреле 1645 г. Ордонанс запрещал совмещение командных должностей в армии с членством в парламенте (исключение было сделано для О. Кромвеля). В парламенте большинство было за пресвитерианами, а командование армией перешло в руки индепендентов. Военная реформа обеспечила победу над королем: в 1646 г. его армия потерпела поражение. Монарх бежал в Шотландию, но в начале 1647 г. был выдан английскому парламенту. Военная победа парламента была дополнена важными реформами во внутренней жизни. В 1646 г. был ликвидирован епископат. В том же году были отменены все держания на правах рыцарской службы от короля или других лиц, и режим свободного землевладения был приближен к режиму частной собственности.
После Первой гражданской войны начинается борьба за власть между пресвитерианами и индепендентами. Разногласиями в стане победителей попытался воспользоваться король. В конце 1647 г. Карлу I удалось бежать и развязать Вторую гражданскую войну (май–август 1648 г.),
в которой монарха поддержали шотландские пресвитериане. Армия Кромвеля одержала новую победу, король был схвачен, и лидеры индепендентов желали предать его суду. Однако пресвитерианский парламент выступил в защиту монарха. Тогда армия вошла в Лондон и очистила парламент от пресвитерианского большинства («Прайдова чистка» парламента 6 декабря 1648 г., названная так в честь полковника Т. Прайда, который ее произвел). В результате 143 члена парламента были исключены из палаты общин, часть из них подверглась аресту. Те депутаты, что остались после «чистки», около ста членов, составили так называемое «охвостье» Долгого парламента (rump). Суду над королем противилась и палата лордов, поэтому 4 января 1649 г. палата общин объявила себя «верховной властью Англии», чьи постановления не нуждаются в одобрении короля и лордов. Карл I был предан суду за измену и приговорен к смертной казни. Казнь совершилась
30 января 1649 г.
Первая английская республика. Индепенденты, захватившие власть, пошли дальше:
17 марта 1649 г. «ненужная, обременительная и опасная» королевская власть была ликвидирована,
19 марта упразднена палата лордов. А 19 мая 1649 г. в Англии была провозглашена Первая республика, названная Commonwealth («общее благосостояние»). Законодательная власть в республике принадлежала однопалатному парламенту («охвостью» Долгого парламента). Исполни-тельная – Государственному совету в составе 41 члена (из них 31 – депутаты парламента). Совет избирался парламентом на год. Текущее управление страной осуществлялось исполнительными комитетами по разным отраслям, подчиненными Государственному совету. Это республиканское устройство на самом деле прикрывало военную диктатуру: главную роль в Совете играл О. Кромвель и верные ему офицеры. Подавив движение радикальных индепендентов (левеллеров – «уравнителей»), выступавших за введение всеобщего избирательного права, и завоевав в 1649–1652 гг. Ирландию и Шотландию, Кромвель более не нуждался в сохранении республики. Долгий парламент был разогнан 20 апреля 1653 г. Ему на смену был созван Малый, или Бербонский парламент (Бербонский – по имени одного из депутатов), состоявший из 140 членов. Все они были индепендентами, но оказались не столь послушны воле диктатора. Малый парламент стал развивать программу реформ, которая предполагала кодификацию английского законодательства, введение гражданского брака, отмену повинностей копигольдеров и превращение копигольда во фригольд. Эта последняя мера вызвала особое недовольство у ленд-лордов, крупных землевладельцев, поддержавших Кромвеля. Поэтому Малый парламент был также распущен.
Протекторат. За роспуском Малого парламента последовало юридическое оформление диктатуры О. Кромвеля: 13 декабря 1653 г. была утверждена конституция «Орудие управления», вводившее режим протектората. Согласно конституции, Кромвель назначался пожизненным лордом-протектором «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии». Его преемник должен был избираться Государственным советом. Верховная законодательная власть вручалась лорду-протектору и «народу, представленному в парламенте», исполнительная власть – лорду-протектору совместно с Государственным советом. Лорду-протектору были предоставлены самые широкие полномочия. Он мог издавать законы и ордонансы, взимать налоги до созыва первого парламента. Ему принадлежало право созыва и роспуска парламента; право ведения войны и заключения мира
(с согласия Государственного совета); право командования армией и флотом (с согласия парламента, а в перерывах между его сессиями – с согласия Государственного совета). Лорд-протектор обладал правом помилования (за исключением случаев измены и убийства).
В Государственном совете должно было заседать не менее 13 и не более 21 члена. В самой конституции указывалось 15 членов, но лорд-протектор мог довести состав Совета до 21 члена.
Парламент состоял из одной палаты, в него входило 460 депутатов: 400 представляли Англию, по 30 депутатов Шотландию и Ирландию. Впервые в британской истории представители трех стран должны были заседать вместе в одном парламенте. Для участия в выборах устанавливался высокий имущественный ценз: Кромвель и его окружение были против политического равноправия. Избирателю необходимо было обладать имуществом (движимым и недвижимым) в размере £200. Для депутатов вводился возрастной ценз – 21 год, они также должны быть известны «своей честностью, богобоязненностью и хорошим поведением» (особый моральный ценз). Две трети парламента формировалось за счет графств и только одна треть за счет городов. Это давало зримые преимущества ленд-лордам, составлявшим главную социальную опору протектората. Парламент должен был созываться не реже одного раза в три года и не мог быть распущен до истечения срока сессии в 5 месяцев. Он обладал правом отмены законов, изданных лордом-протектором, но и лорд-протектор наделялся правом отлагательного вето на билли, принимаемые парламентом. Два парламента, созывавшиеся в период протектората О. Кромвеля, не проявляли большой покорности в отношении диктатора, поэтому лорду-протектору приходилось прибегать к «чисткам» представитель-ного органа и удалению из него неугодных депутатов.
В 1655 г., опасаясь роялистской угрозы, Кромвель ввел в стране жесткий военный режим. Территория Англии и Уэльса была поделена сначала на 10, затем на 11 округов во главе с генерал-майорами (это обозначение должности, а не воинское звание). Генерал-майоры были наделены обширными и чрезвычайными полномочиями. В стране была введена цензура, проводились слежка за нравами и преследование инакомыслящих. Впрочем, уже в 1656 г. по настоянию парламента режим военных округов был отменен. Депутаты также обратились к Кромвелю с предложением о возрождении монархии и присвоении ему королевского титула. Это предложение было оформлено в виде новой конституции под названием
«Смиренная петиция и совет». Кромвель отверг предложение стать королем, но одобрил другие пункты данной конституции, которая была торжественно утверждена 26 июня 1657 г. Конституция придавала власти лорда-протектора наследственный характер: отныне он сам мог назначить себе преемника. Была восстановлена палата лордов («другая палата»), Кромвель должен был формировать ее состав (до 70 членов). Государственный совет был переименован в Тайный совет. Все это свидетельствовало о начале возрождения старой системы управления. По сути, режим протектората остановил дальнейшее углубление и радикализацию революции и создал основу для реставрации монархического строя.
После смерти О. Кромвеля (3 сентября 1658 г.) его наследником стал сын Ричард. Однако новый лорд-протектор, не обладая авторитетом и способностями отца, не смог сохранить власть надолго. Созванный им парламент был распущен по требованию военного командования, а сам правитель отправлен в отставку 25 мая 1659 г.
Вторая английская республика. В стране была восстановлена республика, которая оказалась весьма нестабильной. Еще в апреле 1659 г. был реанимирован Долгий парламент в составе «охвостья», но его депутаты не желали подчиняться военному руководству, поэтому уже в октябре парламент был разогнан. Среди военных тоже не было согласия. На сторону «охвостья» перешел генерал Джордж Монк. Отвечая желаниям широких слоев населения, требовавших стабильности и порядка, он произвел реставрацию исторической монархии. Монк дополнил Долгий парламент депутатами, изгнанными из него во время «Прайдовой чистки». На его основе был составлен парламентский Конвент, заявивший 25 апреля 1660 г. о ликвидации республики.
Таким образом, революция, которая смела до основания монархический строй, снова пришла к необходимости его возрождения. Но монархия уже не могла быть прежней: отныне она была прочно связана с парламентским правлением. В этом заключается важный итог двадцатилетней политической борьбы в Англии середины XVII в.
Складывание конституционной монархии в Англии
во второй половине XVII – начале XVIII вв.
Английское государство в эпоху Реставрации Стюартов. Новым королем Англии в 1660 г. стал сын казненного монарха Карл II (1660–1685). Реставрация Стюартов явилась своего рода компромиссом между королевской властью и парламентом, между старой аристократией и новыми ленд-лордами эпохи революции. Бредская декларация короля (выпущенная в г. Бреда, Нидерланды) гарантировала всеобщую политическую амнистию при условии признания новой власти в течение сорока дней, свободу совести и веротерпимость. Вопрос о судьбе имуществ, конфискованных во время революции у роялистов, был оставлен на решение парламента.