Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 718

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

1.4. Формы контроля

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)

2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Темы докладов (рефератов)

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

3.3. Список литературы

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права

Тема 2. Государство и право Древнего Востока

2.1. Государство Древнего Египта

2.2. Право Древнего Египта

2.3. Государство Древней Месопотамии

2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи

Тема 3. Государство и право Античного мира

3.1. Государство Древней Греции

3.2. Афинское право

3.3. Государство Древнего Рима

3.4. Римское право

Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья

4.1. Франкское государство V–IX вв.

4.2. Франкское право. Салическая правда

Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.

5.1. Средневековое государство и право во Франции

5.2. Средневековое государство и право в Англии

5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе

Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века

6.1. Государство Арабского Халифата

6.2. Мусульманское право

Тема 7. Абсолютистские государства в Европе

7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.

Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.

8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.

8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.

8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.

8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи

Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии

9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.

Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право

10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)

10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (Глоссарий)

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

тема 1

тема 2

тема 3

тема 4

тема 5

тема 6

тема 7

тема 8

тема 9

тема 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы

Раздел 3. Структура контрольной работы

Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы

Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы

1351–1352 гг. королем Эдуардом III был издан Статут об измене, который вводил определение составов преступлений, квалифицируемых как измена. Данный статут продолжает действовать в Англии до сих пор. Измена наказывалась смертной казнью, часто в ее квалифицированной форме (четвертование, сожжение), и конфискацией имущества. К фелониям относили прочие тяжкие деяния, такие как: убийство, поджог, насильственное проникновение в чужой дом с целью совершения преступления, похищение имущества и др. К тяжким преступлениям относилась даже мелкая кража. Наказывались фелонии смертной казнью и конфискацией имущества. С XIV в. к мисдиминору стали относить правонарушения, которые не обнаруживали тяжести фелонии, например, в виде злонамеренного повреждения имущества. (В дальнейшем к мисдиминорам причисляли и некоторые опасные деяния, такие как изготовление фальшивых документов, лжесвидетельство и пр.). В отличие от фелоний мисдиминоры наказывались тюремным заключением и штрафом.

Суровость средневекового права смягчалась наличием в Англии особой «привилегии клира» – правом судиться церковным судом, который не выносил приговоров о смертной казни или членовредительном наказании (церковь не может проливать крови). Такой привилегией обладал любой грамотный мирянин, который мог прочесть один псалом на латинском языке и являлся потенциальным кандидатом на получение духовного звания. Правда, воспользоваться такой привилегией можно было только раз в жизни (по статуту 1487 г.).

Английское судопроизводство по общему праву допускало рассмотрение уголовного дела в трех формах: в порядке частного обвинения, по обвинительному акту с участием присяжных и в суммарном порядке (упрощенном, без участия присяжных). Процесс по обвинительному акту носил состязательный характер, доказательства должны были представляться самими сторонами. Доказательства обвинения подвергались предварительной проверке мировым судьей, в случае их основательности составлялся обвинительный акт (indictment), поступавший на утверждение большого жюри присяжных, состоявшего из 23 человек. (Большое жюри развилось из института обвинительных присяжных, введенного при Генрихе II.) В случае принятия обвинительного акта дело подлежало рассмотрению судом. При этом, если обвиняемый признавал свою вину, судебное следствие не производилось и выносился приговор. При отказе обвиняемого признать вину составлялось
малое жюри присяжных в составе 12 человек, в присутствии которого и разбиралось дело. На судебном заседании прибегали к перекрестному допросу: свидетели допрашивались последовательно стороной обвинения, затем стороной защиты. Малое жюри выносило вердикт о виновности или невиновности подсудимого. При вынесении обвинительного вердикта судья определял меру наказания.

5.3. Рецепция (возрождение) римского права
в средневековой Западной Европе


Под рецепцией (от лат. receptio – «прием», «принятие») можно понимать заимствование и усвоение норм права, созданного в одном государстве, в праве другого государства. Многие правоведы считают, что рецепцией следует обозначать заимствование только действующего права, а не права давно прошедшей эпохи. Поэтому применение данного термина в отношении римского права в средневековой Европе, когда оно усваивалось посредством изучения древних рукописей, кажется довольно спорным. Тем не менее данный термин получил широкое распространение в российской и немецкой юридической литературе. В традициях других правовых школ принято говорить не о рецепции, а о возрождении римского права.

На протяжении всего раннего средневековья римское право продолжало использоваться в ряде стран Западной Европы: в Италии, на юге Галлии (Франции) и в Испании. Варварские короли издавали сборники римского права, предназначенные, как правило, только для римского населения своих стран. Так, в Вестготском королевстве в 506 г. королем Аларихом II был издан Римский закон вестготов (lex Romana Visigothorum)или Бревиарий Алариха (от лат. brevis – «сокращенный»). Он был создан на основе сокращенного текста Кодекса Феодосия II 438 г., законов других римских императоров, Институций Гая и Сентенций Юлия Павла. В это же время на юге Галлии в Бургундском королевстве появился Римский закон бургундов (Lex Romana Burgundionum), изданный королем Гундобадом. В Италии был выпущен Эдикт Теодориха, короля остготов (493–526), также являвшийся официальным сборником римского права и предназначенный (в отличие от других сборников) не только для римлян, но и для варваров. Это римское право варварских сборников, однако, использовалось не в его классическом варианте, а фрагментарно и упрощенно, в приспособлении к нуждам примитивного натурального хозяйства. Интерес к классическому римскому праву проявился только в XI в., тогда и началось его возрождение в Европе. Этот интерес был вызван целым рядом причин. Во-первых, он был обусловлен экономическими потребностями: ростом городов, торговли, разрушением замкнутости хозяйственной жизни. Римское же право предоставляло готовые юридические инструменты для регулирования отношений собственности и товарообмена. Во-вторых, оно
содержало нормы публичного права, которые могли укрепить власть монарха. Поэтому государи Европы, прежде всего император Священной Римской империи, ощущавший себя преемником римских политических традиций, были заинтересованы в распростра-нении римского права. В-третьих, римское право могло быть использовано при разработке норм канонического права, так что внимание к нему проявила и католическая церковь, вступившая в активную борьбу за независимость от светской власти. В-четвертых, в данный период наметились новые тенденции в духовной сфере, пробудился интерес к мирским занятиям и получению светского образования. Именно с образовательной подготовкой юристов в возникающих университетах оказа-лось связано новое открытие и научное изучение классического римского права в Западной Европе.

В XI в. преподаватель школы свободных искусств в Болонье (Северная Италия) Ирнерий (умер после 1125 г.) начал исследовать Дигесты, одну из частей свода Юстиниана I. Рукопись, содержавшая Дигесты, была обнаружена около 1075 г. в Амальфи (Южная Италия). Полагают, что она была известна и раньше, но прочитана и осмыслена только Ирнерием и его последователями. При анализе копии рукописи Дигест Ирнерий и его ученики стали помещать на ее страницах глоссы – заметки на полях или между строк, содержавшие комментарии римского текста. Отсюда наименование школы Ирнерия – глоссаторы. При глоссировании применялся диалектический метод. Его суть заключалась в том, что ученые, признавая безусловный авторитет древнего памятника, считали возможным восполнять лакуны античного текста и самостоятельно устранять противоречия между его частями. Диалектический метод стал использоваться глоссаторами для сопоставления разных понятий и введения новых понятий и определений, неизвестных римскому праву. Понятия делились на роды и виды, составляя в совокупности многоступенчатую пирамиду. Благодаря этому глоссаторы смогли выработать точную систему понятий римского права и обобщить его принципы. В результате систематизация римского права перешла на новый уровень, поскольку римские юристы, сосредоточившись на решении конкретных правовых споров
, обычно не стремились к каким-либо обобщениям и построению юридических определений. Изучение римских памятников в Болонье было неразрывно связано с преподавательской деятельностью глоссаторов. По преданию, в 1088 г. Ирнерий стал преподавать право студентам, что положило начало первому в Европе Болонскому университету. Впрочем, постоянное преподавание началось только с 1140 г.
и было связано уже с деятельностью четырех учеников Ирнерия – Булгара, Мартина, Гуго и Якоба. Обучение римскому праву проводилось во время лекций и обсуждений (disputationes), в которых принимали участие студенты и их преподаватель. Болонская правовая школа обладала высоким авторитетом и стала пользоваться покровительством германских императоров, глоссаторы начали привлекаться для ведения консультаций по правовым вопросам. Деятельность ученых была связана и с написанием разнообразной юридической литературы по римскому праву. В учебных целях стали выпускаться суммы, содержавшие краткий пересказ глоссированного текста – в качестве введения к изучению определенной части Свода Юстиниана, главным образом, Кодекса или Институций (например, Сумма Рогерия, Сумма Плацентина, появившиеся в XII в., Сумма Ацо, наиболее крупная сумма, написанная к Кодексу в начале XIII в.). Своего расцвета школа глоссаторов достигла в первой половине XIII в. Именно тогда была проведена самая крупная систематизация глосс, которые были собраны в единый и цельный аппарат (apparatus glossarum). Речь идет о Глоссе Аккурсия, которую также называли «Регулярной» (ordinaria) и «Большой» (magna). Франциск Аккурсий (умер в 1263 г.) смог переработать и собрать воедино около 100 000 глосс. Такой сборник позволял намного лучше ориентироваться в массе толкований и комментариев болонских профессоров. Создание памятника имело и неблагоприятные последствия для развития школы глоссаторов. Теперь изучение римского права было уже сосредоточено не на исследовании самих частей Свода Юстиниана, а на исследовании Большой глоссы. В результате стали появляться глоссы на глоссы, деятельность ученых-юристов стала приобретать все более отвлеченный характер, далекий от классического римского наследия. Студенты тоже начали обучаться исключительно по глоссам.

Отказ от работы с первоисточниками привел к упадку школы глоссаторов. С середины XIII в. ее сменила школа постглоссаторов