Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 733

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

1.4. Формы контроля

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)

2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Темы докладов (рефератов)

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

3.3. Список литературы

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права

Тема 2. Государство и право Древнего Востока

2.1. Государство Древнего Египта

2.2. Право Древнего Египта

2.3. Государство Древней Месопотамии

2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи

Тема 3. Государство и право Античного мира

3.1. Государство Древней Греции

3.2. Афинское право

3.3. Государство Древнего Рима

3.4. Римское право

Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья

4.1. Франкское государство V–IX вв.

4.2. Франкское право. Салическая правда

Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.

5.1. Средневековое государство и право во Франции

5.2. Средневековое государство и право в Англии

5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе

Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века

6.1. Государство Арабского Халифата

6.2. Мусульманское право

Тема 7. Абсолютистские государства в Европе

7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.

Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.

8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.

8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.

8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.

8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи

Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии

9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.

Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право

10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)

10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (Глоссарий)

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

тема 1

тема 2

тема 3

тема 4

тема 5

тема 6

тема 7

тема 8

тема 9

тема 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы

Раздел 3. Структура контрольной работы

Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы

Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы



в) Органический сенатус-консульт 1804 г.

  1. Какое новое положение предусматривала французская Конституционная хартия в редакции 1830 г.?

а) неприкосновенность собственности;

б) законодательную инициативу короля и обеих палат парламента;

в) свободу печати.

  1. Как принц-президент Луи-Наполеон стал императором во Франции?

а) был назначен Конституцией 1852 г.;

б) разогнал Национальное собрание и объявил себя императором;

в) был утвержден в этом титуле в результате плебисцита.

  1. Какой из органов власти в эпоху Второй империи во Франции обладал правом конституционного надзора?

а) Государственный совет;

б) Кабинет министров;

в) Сенат.

  1. Лидером какого союза являлась Австрия?

а) Рейнского 1806 г.;

б) Германского 1815 г.;

в) Таможенного 1834 г.

  1. Какой признак учитывался при формировании куриальной системы выборов в Пруссии во второй половине XIX в.?

а) размер уплачиваемых налогов;

б) величина земельного надела;

в) сословная принадлежность.

  1. Какое право не было предусмотрено в Конституции Германской империи 1871 г.?

а) право депутатского запроса;

б) право имперской экзекуции;

в) право граждан на собрания.

  1. Какой пост занял вождь нацистской партии А. Гитлер в 1933 г.?

а) рейхспрезидента;

б) рейхсканцлера;

в) министра-президента Пруссии.


  1. Какой акт предоставил законодательные полномочия нацистскому правительству в Германии?

а) Закон «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств»
1933 г.;

б) Закон «Об устранении бедственного положения народа и государства» 1933 г.;

в) Закон «О ликвидации рейхсрата» 1934 г.

  1. Какой орган осуществлял сбор информации о политических преступниках в Третьем рейхе?

а) крипо;

б) СД;

в) СА.

  1. Когда женщины во Франции были наделены избирательными правами?

а) в 1919 г.;

б) в 1935 г.;

в) в 1944 г.

  1. Какого права было лишено Национальное собрание Французской республики по Конституции 1946 г.?

а) права принятия законов;

б) права рассмотрения бюджета;

в) права делегирования законодательных полномочий правительству.

  1. Кто мог распустить Национальное собрание Четвертой республики во Франции?


а) президент единолично;

б) президент по решению Совета министров;

в) роспуск парламента не предусматривался.

  1. Что такое «Французский союз» в эпоху Четвертой республики?

а) политическая партия консервативного направления;

б) объединение профсоюзных организаций;

в) объединение метрополии и ее колоний.

  1. Какая форма правления характерна для Пятой республики во Франции?

а) парламентская республика;

б) президентская республика;

в) полупрезидентская республика.

  1. Какие акты Пятой Французской республики издаются на основе регламентарной власти?

а) декреты;

б) ордонансы;

в) законы.

  1. К какой категории недвижимых вещей относятся сервитуты по Кодексу Наполеона?

а) к недвижимым вещам по их природе;

б) в силу назначения;

в) вследствие предмета, принадлежность которого они составляют.

  1. Допускает ли Кодекс Наполеона ограничения прав собственника?

а) да, но только в интересах общества;

б) да, в интересах общества и третьих лиц;

в) нет, не допускает вообще.

  1. В чем проявляется дееспособность замужней женщины по Кодексу Наполеона?

а) в возможности заключать сделки без согласия мужа;

б) в возможности самостоятельно выступать в суде;

в) в возможности составлять завещание без участия супруга.

  1. Что лежит в основе классификации преступных деяний по французскому Уголовному кодексу 1810 г. (деление на нарушения, проступки и преступления)?

а) применяемая при расследовании преступления судебная процедура;

б) характер наказания;

в) исторически сложившееся деление.

  1. К какой категории преступлений и проступков французский Уголовный кодекс 1810 г. относит подкуп должностных лиц?

а) против безопасности (внешней или внутренней);

б) против имперской конституции;

в) против общественного спокойствия.


  1. В каком случае по французскому Уголовному кодексу 1810 г. наступает состояние гражданской смерти?

а) присуждения лица к депортации;

б) присуждения лица к срочным каторжным работам;

в) присуждения лица к тюремному заточению.

  1. Какой общий характер носит французский судебный процесс по Кодексу уголовного расследования 1808 г.?

а) состязательный;

б) розыскной;

в) смешанный – состязательно-розыскной.



  1. Допускался ли к материалам дела адвокат обвиняемого по Кодексу уголовного расследования 1808 г.?

а) на стадии предварительного следствия и на стадии судебного разбирательства;

б) только на стадии судебного разбирательства;

в) не допускался вообще.

Раздел 5. Правила установления балловой оценки
выполнения контрольной работы


Для оценки результатов контрольной работы вводится 100-балльная оценочная шкала, которая на заключительном этапе переводится в шкалу «зачтено» или «не зачтено»:
Оценочная шкала Необходимое количество баллов

по 100-балльной шкале

Не зачтено………………………………………..0–70

Зачтено………………………………………..Свыше 70
Балльная шкала оценки контрольной работы


Задание контрольной работы

Количество баллов

Ситуационная (практическая) задача 1

30

Ситуационная (практическая) задача 2

30

Тестовые задания

40


При оценке ответов на ситуационные (практические) задачи будут приниматься во внимание следующие критерии:

  • теоретическая обоснованность итогового ответа;

  • стиль ответа (логичность выводов);

  • обоснованность механизма решения задачи;

  • самостоятельность изложения позиции.

Шкала распределения баллов для оценки ответа на вопросы ситуационных (практических) задач:

Критерий оценки Количество баллов

ситуационных (практических) задач

Теоретическая обоснованность

итогового ответа……………………………………………………………От 0 до 10

Стиль ответа (логичность выводов)…………………………………….....От 0 до 5

Обоснованность механизма решения

ситуации (задачи)…………………………………………………………...От 0 до 5

Самостоятельность изложения позиции студента ………………………От 0 до 10
Общее возможное количество баллов по заданию – 30.
Тестовые задания оцениваются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 4 балла (максимальное количество баллов – 40), в случае неправильного ответа начисляется 0 баллов.

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы


Срок для проверки контрольных работ – 10 календарных дней. Начало течения срока для студентов ИЗО – дата поступления контрольной работы на кафедру государственно-правовых наук. Результатом проверки контрольной работы является суммарное изложение балловой оценки ее различных элементов. В случае неудовлетворительной оценки преподавателем составляется рецензия, которая содержит следующие элементы:


  • общая характеристика работы с изложением данных по балловой оценке каждого элемента заданий;

  • указания на невыполненные элементы задания;

  • оценка степени самостоятельности автора при написании работы;

  • указания на характер ошибок, выявленных при проверке работы;

  • недостатки незачтенной работы и пути их устранения.

Рецензия остается на кафедре – для студентов, обучающихся в Новосибирске, или передается в ИЗО – для иногородних студентов.

Содержание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ 3

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине 3

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины 3

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины 3

1.4. Формы контроля 4

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов) 4

2.2. Содержание отдельных тем 5

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10

3.1. Темы докладов (рефератов) 10

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену 11

3.3. Список литературы 12

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ 16

Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права 16

Тема 2. Государство и право Древнего Востока 18

2.1. Государство Древнего Египта 18

2.2. Право Древнего Египта 21

2.3. Государство Древней Месопотамии 23

2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи 25

Тема 3. Государство и право Античного мира 28

3.1. Государство Древней Греции 28

3.2. Афинское право 36

3.3. Государство Древнего Рима 39

3.4. Римское право 49

Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья 55

4.1. Франкское государство V–IX вв. 55

4.2. Франкское право. Салическая правда 60

Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв. 64

5.1. Средневековое государство и право во Франции 64

5.2. Средневековое государство и право в Англии 72

5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе 79

Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века 81

6.1. Государство Арабского Халифата 81

6.2. Мусульманское право 85

Тема 7. Абсолютистские государства в Европе 88

7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв. 88

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв. 92

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв. 94

Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв. 97

8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв. 97

8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв. 105

8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв. 115

8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи 128

Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв. 131

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии 131

9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв. 134

Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право 139

10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.) 139

10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г. 142

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (Глоссарий) 145

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ 152

тема 1 152

тема 2 153

тема 3 153

тема 4 154

тема 5 155

тема 6 156

тема 7 156

тема 8 157

тема 9 158

тема 10 158

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 159

Раздел 1. Общие положения 159

Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы 159

Раздел 3. Структура контрольной работы 160

Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы 161

Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы 169

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы 170