Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 797

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

1.4. Формы контроля

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)

2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Темы докладов (рефератов)

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

3.3. Список литературы

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права

Тема 2. Государство и право Древнего Востока

2.1. Государство Древнего Египта

2.2. Право Древнего Египта

2.3. Государство Древней Месопотамии

2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи

Тема 3. Государство и право Античного мира

3.1. Государство Древней Греции

3.2. Афинское право

3.3. Государство Древнего Рима

3.4. Римское право

Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья

4.1. Франкское государство V–IX вв.

4.2. Франкское право. Салическая правда

Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.

5.1. Средневековое государство и право во Франции

5.2. Средневековое государство и право в Англии

5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе

Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века

6.1. Государство Арабского Халифата

6.2. Мусульманское право

Тема 7. Абсолютистские государства в Европе

7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.

Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.

8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.

8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.

8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.

8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи

Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии

9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.

Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право

10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)

10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (Глоссарий)

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

тема 1

тема 2

тема 3

тема 4

тема 5

тема 6

тема 7

тема 8

тема 9

тема 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы

Раздел 3. Структура контрольной работы

Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы

Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы

синхронистический метод, который предполагает изучение явлений государства и права разных стран, взятых для одного исторического периода или момента, что позволяет установить их взаимосвязи и закономерности, определяющие их существование; системно-структурный метод, позволяющий рассмотреть явления государства и права как обособленные целостные системы, выявить их структуру, внутренние связи и закономерности развития (разновидностью метода является структурно-функциональный анализ, направленный на выявление механизмов функционирования системы); формально-юридический метод, предполагающий изучение государственных и правовых явлений с помощью юридических конструкций, особых юридических терминов и формальной логики. В рамках истории государства и права возможно также применение статистического метода, основанного на исследовании количественных характеристик того или иного процесса (обычно применяется при изучении массовых явлений).

Речь в курсе будет идти не обо всех государствах, существовавших в истории, но лишь о тех, которые оказали наибольшее воздействие на ход эволюции государства и права. Поэтому главная задача заключается в том, чтобы показать основные тенденции этого развития в мире. В курсе используется традиционная периодизация, основанная на выделении культурно-исторических эпох: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Их датировки достаточно условны. Переход от Древности к Средневековью датируется V в. н.э. и связан с падением Западной Римской империи, концом античной цивилизации и государственности. Переход от Средневековья к Новому времени приходится на эпоху Возрождения XV–XVI вв. и связан с образованием централизованных абсолютистских государств в Европе. Переход от Нового времени к Новейшему падает на начало XX вв. и связывается с созданием современных национальных государств. В значительной мере такая периодизация привязана к европейской истории и европейскому мышлению. Только с большими оговорками она может быть применена к истории восточных государств, где многие древние традиции государства и права сохранились вплоть до современности.

Предыстория государства и права. Исторически государство возникает сравнительно поздно. Самые древние государства в мире складываются в IV–III вв. до н.э. (государства Древнего Египта и Двуречья). Образованию государства предшествует длительный период первобытности, для которого характерна
родовая организация общества. Под родом можно понимать такую форму общности людей, которая возникает в первобытных общинах и основана на кровной связи. Род может иметь две формы: мужскую и женскую, соответственно патриархат и матриархат. Они различаются ведением счета родства по мужской или по женской линии и разным распределением ролей между мужчинами и женщинами в хозяйственно-бытовой жизни. На практике в истории разных народов наблюдаются также смешанные типы родовой организации, которые предполагают как наличие патриархальных черт, так и присутствие черт матриархата. Рост численности родового коллектива приводит к появлению новых форм общностей, основанных на кровных связях. Роды соединяются во фратрии (греч. «братства») – объединения близкородственных родов, а фратрии –
в племена. Возможно также складывание на их основе союзов племен. Родоплеменная организация характеризуется двумя основными признаками: наличием потестарной власти и использованием мононорм. Потестарная власть (от лат. potestas – «сила, могущество») – власть, основанная на личном авторитете и не имеющая политического характера. Это власть, которая распространяется на членов родового сообщества, равных между собой. Между ними отсутствует деление на управляющих и управляемых, они совместно участвуют в ведении хозяйства и без всякого принуждения. Обычно такая власть принадлежит вождям родов, фратрий, племен либо советам старейшин. Что касается мононорм, то это правила, регулирующие поведение членов родового коллектива. В них религиозные и нравственные предписания, принятые обычаи представлены в неразрывном единстве. Мононормы не разделяют прав и обязанностей лица, они слиты вместе. Характерным примером мононормы являются разнообразные табу – запреты на совершение тех или иных действий. В частности, это запреты в сфере брачных отношений. Так, обычаи экзогамии предполагают вступление в брачную связь вне своей родовой группы и запрет на такую связь внутри ее. Экзогамия была направлена на преодоление кровосмешения внутри рода и его негативных последствий. Многие исследователи считают, что возникновение древнейшего права предшествовало возникновению государства. Они связывают его с необходимостью регулировать конфликты внутри племени, на межродовом уровне, как право примирения. В частности, известный принцип талиона (от лат. talionis – «возмездие») появляется как реакция племени на распространение кровной мести. Поначалу месть носит неупорядоченный характер. За убийство одного члена рода его сородичи могут уничтожить многих родственников убийцы, а то и весь его род. Но племя не заинтересовано в гибели своих членов, поэтому межродовой конфликт пытаются решить путем переговоров. В результате вводится ограничение кровной мести – принцип талиона, предполагающий равное воздаяние за совершенное преступление. Наказание по данному принципу должно в точности соответствовать причиненному вреду («око за око, зуб за зуб»). Теперь при совершении убийства родичи жертвы могут требовать смерти только одного члена из рода убийцы. Дальнейшее регулирование межродовых отношений приводит к изживанию и данного принципа. Кровная месть заменяется выплатой штрафа – композиции за причиненный ущерб (в том числе и за убийство).



На определенном этапе родовая организация общества начинает распадаться и уступает место территориальной организации. Переходу к ней способствуют разные факторы: рост и миграции населения; ведение войн между племенами и подчинение одних племен другими; совершенствование хозяйственного уклада, позволившего отдельным семьям существовать вне родовых рамок. Одновременно с процессом установления территориальных связей идет процесс складывания социальной иерархии. На смену прежним отношениям равенства приходят отношения господства и подчинения. Прежнее родовое сообщество начинает делиться на тех, кто управляет, и тех, кем управляют. Возникает аппарат власти, стоящий над общиной. Общество, таким образом, идет по пути образования государства. Исследователи полагают, что промежуточной формой между родоплеменным строем и государством является протогосударство. Речь идет обычно об объединении нескольких общин (прежних родов или племен), существующих на одной территории и подчиненных одному вождю (отсюда и английское название протогосударства – chiefdom).
В отличие от государства власть в протогосударстве еще нестабильна, она редко носит наследственный характер. Обладание ею зависит от исхода борьбы между общинными группами, поэтому характерной является не фигура выборного вождя, а узурпатора власти. Административный аппарат в протогосударстве еще недостаточно разветвлен и многофункционален. Из протого-сударства неизбежно формируется государственная структура. Как правило, государства и крупнее, и населеннее протогосударств. Впрочем, в Древности, в отличие от Средневековья, государства обычно складываются на небольших пространствах, в рамках города и прилегающей к нему сельской округи. Государствообразование идет через создание городов-государств, поэтому в западной науке даже появился особый термин «городская революция» для обозначения данного процесса. Объединение общин развивается по пути централизации власти, создания особой администрации, не зависящей от населения. В результате складываются три уровня административной иерархии:

    1. центральная, полностью оторванная от прежних структур власти;

    2. региональная, унаследовавшая структуры протогосударства;

    3. низовая, совпадающая с прежней общинной и представленная органами самоуправления.


Администрация в возникшем государстве становится многофункциональной. Она приобретает помимо собственно управленческих функций также функции суда и полицейского надзора. Начинает собирать налоги, идущие на содержание властных структур и обеспечение их работы, а также вводит в жизнь и следит за применением норм права.

Контрольные вопросы


  1. В чем заключается предмет «Истории государства и права зарубежных стран»?

  2. Какие методы исследования применяются в данной дисциплине?

  3. Каковы особенности родового общества? Что такое потестарная власть и мононормы?

  4. Что такое протогосударство? Чем оно отличается от государства?





Тема 2. Государство и право Древнего Востока

2.1. Государство Древнего Египта


Цивилизация и государство в Египте возникают в прямой связи с использованием водных ресурсов. Река Нил создала очень благоприятные условия для развития земледелия: она приносила плодородный и легкий для обработки речной ил, а ее регулярные разливы гарантировали ежегодное восстановление плодородия земли. Нил обеспечил условия для естественной ирригации полей, задача человека заключалась только в удержании воды на полях посредством возведения дамб. Общественная организация была связана с поддержанием ирригационной системы в рабочем состоянии и сбором урожая. Для этой цели вдоль течения реки складываются объединения общин. Место локализации такого объединения на территории Египта получило в науке обозначение ном (из греч. яз.; по-египетски, сепат). Всего к началу образования египетского государства насчитывалось около 40 номов (позже, когда номы превратятся в административно-территориальные округа, их число будет составлять 42). Каждое такое номовое объединение, по сути, представляло собой протогосударство. Во главе его находился единый вождь – номарх, который являлся верховным жрецом и военачальником в номе, он же выступал организатором полевых работ общинников. Номарх возглавлял местный культ, культ бога-покровителя нома или целой семьи божеств. Храм главного бога находился в укрепленном поселении, к которому тянулись окрестные селения и поля.

Номы в Египте были расположены довольно компактно вдоль течения реки, и это способствовало их взаимодействию и быстрой интеграции в единое государство. Реальный процесс объединения общин слабо отражен в источниках, видимо, он мог идти как мирным, так и военным путем. В результате во второй половине IV тыс. до н.э. номы Юга и Севера Египта объединились в два царства: соответственно Царство Верхнего и Царство Нижнего Египта (вверх и вниз по течению реки Нил). Далее происходит объединение двух царств в единое государство. Оно шло путем завоевания Нижнего Египта царями Верхнего. Первый царь, которого египтяне стали изображать в коронах двух царств, был Нармер. Его, видимо, и следует считать объединителем страны. Впрочем, позднейшая летописная традиция (запечатленная в сочинении жреца Манефона, III в. до н.э.) называет первым известным царем Мину (или по-гречески Менеса).