Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 778
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Темы докладов (рефератов)
3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
Тема 2. Государство и право Древнего Востока
2.1. Государство Древнего Египта
2.3. Государство Древней Месопотамии
2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
Тема 3. Государство и право Античного мира
3.1. Государство Древней Греции
3.3. Государство Древнего Рима
Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
4.1. Франкское государство V–IX вв.
4.2. Франкское право. Салическая правда
Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.
5.1. Средневековое государство и право во Франции
5.2. Средневековое государство и право в Англии
5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
6.1. Государство Арабского Халифата
Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.
7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.
Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.
8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.
8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.
8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.
8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи
Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.
9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.
Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)
10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
Раздел 3. Структура контрольной работы
Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы
Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
Основная цель выполнения контрольной работы заключается в том, чтобы дополнить познания, полученные в лекционном курсе, и приобщить студента к самостоятельной работе над отдельными вопросами дисциплины. Тематика контрольных работ соответствует общей тематике курса и представляет различные аспекты изучения истории государства и права. Выполнение контрольной работы способно решить ряд задач образовательной подготовки. Оно позволяет развить навыки владения юридическим понятийным аппаратом, методами сравнительного и системного анализа. Оно направлено на развитие способностей к самостоятельному логическому мышлению, выработку у студента собственной позиции по актуальным научным проблемам. Работа с первоисточниками дает возможность непосредственно соприкоснуться с правовым наследием прошлых эпох. В целом такая деятельность способна обогатить общую правовую культуру студента и подготовить его к освоению специальных юридических дисциплин.
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
Контрольная работа включает в себя выполнение заданий двух типов: двух ситуационных (практических) задач и десяти тестовых заданий.
Ответы на вопросы ситуационной части предполагают работу студента с литературой, соответствующей теме вопроса. На основе изученной учебной и специальной литературы, а также первоисточников необходимо составить текст, который должен с достаточной полнотой осветить поставленную проблему. Результаты исследования проблемы отражаются в выводах в конце каждого ответа. Текст ответа должен отличаться логикой и последовательностью в раскрытии отдельных вопросов, выводы – аргументированными и подкрепленными ссылками на необходимые источники информации. В этой части студент должен продемонстрировать навыки исследования и сопоставления материалов по истории государства и права и приведения их в определенную логическую систему.
Варианты тестовых заданий построены по одной схеме. В задании дается вопрос и три варианта ответа к нему, только один из них является правильным. Студенту необходимо определить правильный ответ. Эта часть контрольной работы также предполагает знакомство студента с литературой по изучаемой дисциплине (прежде всего с УМК и учебниками). Здесь студент
должен показать знание терминологии курса, свое умение ориентироваться в массе фактов и явлений истории государства и права, что позволяет выявить правильный ответ.
2.1. Требования к объему текста контрольной работы
Текст контрольной работы может быть выполнен от руки или набран на компьютере и отпечатан. При рукописном варианте объем текста не должен превышать 16 страниц тетрадного формата или 10 страниц формата А4 (210 х 297 мм). При этом текст работы должен быть написан четким разборчивым почерком на обеих сторонах листа тетрадного формата или на обеих сторонах листа формата А4. При наборе текста на компьютере – 8 страниц, причем текст печатается на одной стороне листа бумаги формата А4. При наличии в контрольной работе таблиц и графических изображений объем работы может превышать указанные параметры.
2.2. Правила выбора варианта контрольной работы
Для выполнения контрольной работы необходимо выбрать один из вариантов, соответствующий последней цифре номера зачетной книжки студента.
Таблица выбора варианта контрольной работы
Номер варианта контрольной работы | Последняя цифра номера зачетной книжки | Номера ситуационных (практических) задач | Номера тестовых заданий варианта |
1 | 1 | 1, 11 | 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91 |
2 | 2 | 2, 12 | 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92 |
3 | 3 | 3, 13 | 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 73, 83, 93 |
4 | 4 | 4, 14 | 4, 14, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84, 94 |
5 | 5 | 5, 15 | 5, 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85, 95 |
6 | 6 | 6, 16 | 6, 16, 26, 36, 46, 56, 66, 76, 86, 96 |
7 | 7 | 7, 17 | 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 77, 87, 97 |
8 | 8 | 8, 18 | 8, 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, 88, 98 |
9 | 9 | 9, 19 | 9, 19, 29, 39, 49, 59, 69, 79, 89, 99 |
10 | 0 | 10, 20 | 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 |
Контрольная работа, выполненная без соблюдения данного правила, к проверке приниматься не будет.
Раздел 3. Структура контрольной работы
Текст контрольной работы должен включать в себя следующие составляющие:
1. Титульный лист.
2. Ситуационная (практическая часть):
2.1. Текст ситуационной (практической) задачи № 1.
2.2. Ответ на задачу 1.
2.3. Текст ситуационной (практической) задачи № 2.
2.4. Ответ на задачу 2.
3. Тестовая часть: содержание 10 (десяти) тестовых заданий варианта (тексты вопросов) и
ответ на каждое из заданий.
4. Список литературы, использовавшейся для написания контрольной работы.
Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы
4.1. Ситуационные (практические) задачи
-
Укажите особенности варнового и кастового строя в Древней Индии. Какое влияние он оказал на развитие индийского государства и права? -
Чем города-государства Древней Греции отличаются от городов-государств Древней Месопотамии? Дайте характеристику государственного строя Афинского полиса. -
Среди полисов Древней Греции особое положение занимала Спарта. В чем уникальность Спартанского государства? Попытайтесь определить форму правления в этом государстве. -
В середине VI в. до н.э. римский царь Сервий Туллий провел реформы, имевшие важные социальные и политические последствия. Покажите роль этих реформ в складывании римской государственности. -
Основу Римского государства в период республики составляли народные собрания, сенат и магистратуры. Дайте характеристику этим органам власти и управления. Как они взаимодействовали друг с другом? -
Определяя форму правления в ранней Римской империи, одни исследователи характеризуют ее как монархию, другие – как диархию. Насколько, на ваш взгляд, правы те и другие? Дайте собственную оценку государственному строю принципата. -
Сравните общественный и государственный строй у франков и англосаксов. Каковы основные черты варварского общества и государства? -
Важным элементом уголовного права варварских народов раннего Средневековья была система композиций. Покажите ее значение для регулирования правоотношений того времени, основываясь на материалах Салической правды и других варварских судебников. -
Сопоставьте развитие государства во Франции и в Англии в период сеньориальной монархии. Как английским королям удалось провести государственную централизацию? -
Органом сословного представительства во Франции являлись Генеральные штаты. Укажите их состав, порядок созыва и формирования, определите полномочия данного органа. Чем Генеральные штаты отличаются от других сословно-представительных собраний в странах Западной Европы? -
В XI–XII вв. в Европе произошла «папская революция». В чем она заключалась и каковы ее последствия для развития канонического права? -
Принято считать французский абсолютизм XVII–XVIII вв. «классическим». Дайте характеристику государственной системы при абсолютной монархии. Наблюдалось ли во Франции такое явление, как «просвещенный абсолютизм»? -
В 1640 г. в абсолютистской Англии началась Великая революция. Насколько демократическим или авторитарным было созданное в ходе революции новое английское государство? Покажите его эволюцию до Реставрации монархии Стюартов. -
Чем парламентская монархия отличается от дуалистической? Покажите это отличие на примере Англии XVII–XX вв. -
Конституция США 1787 г. установила строй президентской республики и принципы федерализма. Какие изменения претерпели конституционные основы американского государства с конца XVIII до начала XX вв.? -
Проведите сравнительный анализ французских конституций эпохи Великой революции 1789–1799 гг. Почему якобинская конституция так и не стала действующим законом страны? -
В ходе реставрации Мэйдзи в Японии была восстановлена власть императора. Каковы были последствия этого переворота для японского государства и права? Какие реформы были проведены в Японии в эпоху Мэйдзи? -
Для тоталитарного государства характерно идеологическое и политическое господство одной партии. Покажите роль партии в нацистском государстве в Германии. -
Сопоставьте общее право и право справедливости в Англии. Как произошло слияние этих систем права? -
Самой крупной кодификацией в истории французского права стала кодификация эпохи Наполеона I. Дайте общую характеристику кодификационным работам того времени. Какие источники были использованы авторами Пяти кодексов?
4.2. Тестовые задания
1. Какая из каст считалась высшей в Древнем Египте?
а) жрецов;
б) торговцев;
г) чиновников.
-
В чем заключалась реформа общинных судов при царе Хаммурапи?
а) их стало возглавлять назначенное царем лицо;
б) вся судебная коллегия в общине стала назначаться царем;
в) общинные суды были полностью ликвидированы.
-
К какой категории лиц относились авилумы в Старовавилонском царстве?
а) к свободным общинникам;
б) к низшим царским служащим;
в) к несвободным лицам.
-
О каком преступлении вообще не говорится в Законах Хаммурапи?
а) о прелюбодеянии;
б) о грабеже;
в) о государственной измене.
-
Мог ли должник, по Законам Хаммурапи, не возвращать долг кредитору в случае неурожая?
а) он обязан его вернуть в любом случае, с уплатой процентов;
б) он обязан вернуть только сумму долга, без процентов;
в) он может не возвращать долг: договор о займе аннулируется.
-
В каком случае, по Законам Хаммурапи, допускался развод по инициативе жены?
а) грубого обращения с ней супруга;
б) ложного обвинения жены в прелюбодеянии;
в) половой неспособности супруга.
-
Кто такие периеки в Спарте?
а) чужеземцы на территории Лаконии;
б) неполноправные коренные жители;
в) рабы, занимавшиеся в Спарте ремеслом.
-
Какой орган мог судить царя (архагета) Спарты?
а) народное собрание (апелла);
б) герусия;
в) коллегия агатургов.
-
Как члены герусии могли повлиять на неугодное им решение народного собрания Спарты?
а) они могли его отменить;
б) они могли проголосовать против этого решения;
в) они могли покинуть собрание, чтобы оно прекратило работу.
-
Каким из указанных прав не обладали метеки в Афинах?
а) правом законного брака с афинскими гражданами;
б) правом покупки раба;
в) правом служить в афинской армии.
-
Где должны были предварительно готовиться дела для обсуждения в афинском народном собрании после реформы Солона?
а) в ареопаге;
б) в Совете 400;
в) в гелиэе.
-
Кто ввел процедуру остракизма в Афинах?
а) Писистрат;
б) Солон;
в) Клисфен.
-
Какие судебные дела мог рассматривать афинский ареопаг после реформы Эфиальта?