Файл: Методика и технология профилактической работы с учащимися с девиантным поведением.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- оптимистический взгляд на ребёнка: вера в его наилучшие качества, в наступление положительных эффектов сотрудничества, в позитивные перемены в поведении, судьбе,

- стремление проявлять подчеркнутое внимание к личности, нуждающейся в психолого-педагогической помощи,

- готовность педагога относится к ребёнку не менее уважительно, чем к себе,

- доброжелательность и чистосердечность,

- понимание сложности воспитательной задачи при взаимодействии с учащимися, в том числе и со сложными характерами.

В заключение хотелось бы отметить, что воспитание ребенка является динамическим, противоречивым, творческим процессом, при котором не может быть каких — либо застывших рекомендаций. Только обращение к личности ребенка, его интересам, принятие во внимание особенностей его развития и индивидуальности поможет педагогам и родителям найти подход к «трудному» ребенку.

Главное в работе с детьми девиантного поведения — это толерантное отношение к особенностям их личности. Вот те главные слова, которые сегодня мы должны сказать своим ученикам: "Я вас понимаю, ценю и принимаю, когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем".


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Донецкая Народная Республика. Закон «Об образовании». № 55-IHC от 19.06.2015 г., действующая редакция по состоянию на 17.12.2019. – 207 с. – URL:https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/(дата обращения: 19.04.2021).

  2. Донецкая Народная Республика. Закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Донецкой Народной Республике». № 259-IHC от 09.11.2018 г., действующая редакция по состоянию на 16.03.2020. – 21 с. - URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-ob-osnovah-sistemy-profilaktiki-pravonarushenij-v-donetskoj-narodnoj-respublike/ (дата обращения 08.05.2021).

  3. Донецкая Народная Республика. Закон «О СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ». Принят Постановлением Народного Совета 30 апреля 2015 года (с изменениями, внесенными Законом от 14.04.2017 № 175-IНС) – 34 с. – URL: http://donvospitanije.ucoz.net/_ld/0/96_____.pdf (дата обращения: 09.05.2021).

  4. Донецкая Народная Республика. Министерство образования и науки. Об утверждении Инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении: приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики: от 15.12.2015 г. № 905. - 2 с.

  5. Алмазова, С. Л. Методы психологической диагностики: учеб. пособие / С. Л. Алмазова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. – 116 с.

  6. Вахремеева, О. А. Меры по профилактике девиантного поведения детей-сирот / О. А. Вахремеева. – URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-35.pdf (дата обращения: 23.04.2021).

  7. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007

  8. Власенко, В. В. Учитель-ученик: психология взаимных оценочных состояний / В. В. Власенко. – Киев: 1995. – 184 с.

  9. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением : учебно-методическое пособие / М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, И. В. Кузнецова [и др.]; ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. — Москва: Владос, 2015. — 238 с.

  10. Голубева, Е. В. Психологическое сопровождение неблагополучной семьи: учебно-методическое пособие по курсу «Психологическое сопровождение профессионального становления личности» / Е. В. Голубева, О. Н. Истратова, А. И. Кошель. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. – 64 с.

  11. 3мановская, Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие / Е. В. Змановская . – Москва : Издательский центр «Академия», 2016. – 288 с.

  12. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – Питер : СПб , 2012 – 464 с.

  13. Клейберт, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберт. – Москва: Сфера, 2015. – 219 с.

  14. Кулаков, С.А. Аддиктивное поведение подростков / С. А. Кулаков. - Москва: Красико-Принт, 2016. – 128 с.

  15. Лаврентьева, Г. П. Практическая психология для воспитателя / Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титоренко. – Киев: Випол, 1993. – 124 с.

  16. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) : Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б.Дерманова. - Питер : СПб., 2002. С.126-128.

  17. Любякин, А. А. ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / А. А. Любякин. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. – 51 с.

  18. Нагорнюк, Г. , Пасинев Б. - Харьков: «Школьный мир» май 2001. - №19(99)

  19. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — Москва : ТЦ Сфера, 2004. — 480 с.

  20. Пантелеева, И. Т. Комплексная программа по профилактике правонарушений среди учащихся школы / И. Т. Пантелеева. – Питер: СПб, 2018. – URL: http://www.kirov.spb.ru/sc/504/docs/kpr%20po%20prof.pdf (дата обращения: 23.04.2021).

  21. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 507 с.

  22. Рудакова, И.А Девиантное поведение / И. А. Рудакова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 156 с.

  23. Соколов, И. С. Педагогическая профилактика ассоциального поведения обучающихся общеобразовательных организаций / И. С. Соколов. – Калуга: Воен. ун-т МО РФ, 2015. – 152 с.

  24. Социально–педагогическая поддержка детей группы риска : учебное пособие / Под. ред. Л.Я. Олифренко. – Москва: Академа, 2002. – 254 с.

  25. Стреляу, Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Ян Стреляу. – Москва : Прогресс, 1982. – 231 с.

  26. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. С. Скхомлинский. – Москва: Просвещение, 1981. – 192 с.

  27. Таранова, А. Е. Социокультурные механизмы ценностной легитимации девиантного поведения молодежи / А. Е. Таранова. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2014 №2.

  28. Харлинская, Д.А. Девиантное поведение как асоциальное проявление креативности / Актуальные проблемы педагогической психологии в студенческих и аспирантских исследованиях: материалы Научно-практической конференции студентов и аспирантов / Д. А. Харлинская. – Минск: БГПУ, 2014. - 565 с.

  29. Харченко, С. Я. Социально-педагогические технологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Я. Харченко, Н. П. Краснова, Л. П. Харченко. - Луганск: Альма-матер, 2005. - 552 с.

  30. Шемякина, О. О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков / О. О. Шемякина // Психология и право. – 2012. – №4. – URL: https://psyjournals.ru/files/49305/psyandlaw_2011_4_Shemyakina.pdf (дата обращения: 23.04.2021).

  31. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. - Москва: Академический Проект «Трикста», 2015. – 336 с.


Приложение 1

Карта определения типа трудновоспитуемости

В таблице представлены показатели характерологических особенностей ребенка, его поведения, общения, которые свидетельствуют о наличии конкретного типа трудновоспитуемости.

Заполняя карту, учитель должен определить степень выраженности каждой особенности (нет - 0 баллов, да - 2 балла, может быть - 1)



п/п

Критерии определения трудновоспитуемости

Степень выявления критерия

(0 – 2 балла)

1

Неуверенный в себе




2

Плохая дисциплина




3

Чутко реагирует на воспитательные действия




4

Низкий уровень усвоения учебной программы




5

Низкий уровень интеллектуального развития




6

Непопулярный, отвергнутый




7

Несформированность навыков общения




8

Низкий уровень культуры в семье




9

Неблагополучная, неполная семья




10

Родители не занимаются воспитанием ребенка




11

Импульсивный, непоседливый, задиристый




12

Упрямый




13

Склонен к лидерству, доминирующий




14

Самолюбивый




15

Неорганизованный




16

Недисциплинированный




17

Слабовольный




18

Раздражающий




19

Невнимательный




20

Опережающее физическое развитие




21

Частые изменения самочувствия




22

Нормальный уровень интеллектуального развития




23

Повышенная заинтересованность сексуальной жизнью




24

Выборочная конфликтность




25

Самостоятельность




26

Стремление казаться взрослее, чем есть на самом деле




27

Повышенная критичность к другим




28

Повышенная самокритичность




29

Склонность к перепадам активности




30

Смысловая закрытость относительно педагогических воздействий




31

Неадекватно высокие притязания




32

Неблагоприятное положение в коллективе




33

Неадекватное спокойствие относительно отчуждения в общении




34

Повышенная уязвимость




35

Злопамятность




36

Циничность




37

Лживость




38

Негативная реакция на замечания. Уверенность в несправедливости требований, к нему предъявляются.




39

Грубые нарушения дисциплины. Злонамеренная агрессивность





Приложение 2


Типы трудновоспитуемости детей и подростков:

1. педагогически запущенных детей - низкий уровень развития нравственных представлений и социально одобренных навыков поведения.

2. конституциональный тип - затруднение в воспитании, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями личности.

3. Ситуативный тип - неумелые воспитательные действия, которые приводят к конфликтам.

4. Тип трудновоспитуемых детей - затруднение в воспитании, вызванные функциональными новообразованиями личности:

-феномена «смыслового барьера»; «Аффекта неадекватности», «разветвленность взаимоотношений» в доминирующих сферах воображения и действительности.

Подсчитать количество баллов по шкале и установить тип и степень трудновоспитуемости:

Тип трудновоспитуемости

Имеющиеся показатели каждого типа трудновоспитуемости

Сумма баллов

Педагогически запущенных детей

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Конституциональный

11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20




Ситуативный

21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30




Трудновоспитуемых детей

31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Итог:

• тип трудновоспитуемости определяется по наибольшей сумме набранных баллов (по таблице) Если различные типы трудновоспитуемости оценены одинаковым количеством баллов, определяется смешанный тип (например 7 баллов - ситуативный и 7 баллов - конституциональный, тип трудновоспитуемости - ситуативно-конституциональный).

• уровень трудновоспитуемости

0 - 6 баллов - низкий, 7 - 12 баллов средний, 13-20 баллов - высокий.
Приложение 3

Методика «Ситуация успеха»

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:

1. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

2. «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».


3. «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

4. Авансирование успешного результата помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться.», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

5. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…». «Выполняя работу, не забудьте о…».

6. Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…».

7. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….». «Только тебе я и могу доверить…». «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

8. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…»

9. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». 10. «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Приемы создания ситуации успеха.

1. "Эмоциональное поглаживание".

Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.