Файл: Философия Философские проблемы техники и технических наук Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Вопрос 8


Техника, техногенный мир в работе Г. Маркузе «Эрос и цивилизация».
Маркузе пишет о том, что в современной цивилизации подавляются естественные (природные) влечения человека к удовольствию, прежде всего к сексуальному. Подавление этих влечений или "модификация" инстинктов требуется для поддержания человеческого рода в цивилизованном состояние. Однако избыточность подавления ведет к тому, что преобладающей исторической формой принципа реальности является принцип исполнения.

Основная сфера сублимации в условиях современной цивилизации - экономика. пираясь на концепцию З. Фрейда, Маркузе анализирует стратегию развития западной цивилизации и выявляет ее репрессивный характер. Имея фундаментом подавление инстинктов и питаясь отнятой у них энергией, культура делает индивида несчастным; на социальном уровне репрессия усилена многократно господствующей властью и становится тотальной.

По мнению Маркузе, репрессивность как основополагающая черта западной культуры неизбежно ведет к краху цивилизации: атомная бомба, концентрационные лагеря, массовое истребление людей при высоком уровне развития индустриального общества - предвестники ставшей реальной угрозы самоуничтожения человечества. Единственный путь спасения для западного мира - переход к альтернативному типу культуры - "нерепрессивной цивилизации".

Маркузе полагает, что техника «ограничивает всю культуру, она проектирует историческую тотальность — «мир»». Машина, по его мнению, порабощает человека, поскольку она навязывает ему «свои экономические и политические требования». Точнее говоря, настоящим поработителем человека выступает не сама машина, а лишь ее хозяин, который как раз и определяет ее «место в жизни». Поэтому можно сказать, что Г.Маркузе в данном вопросе остается в рамках марксистской традиции, согласно которой подавляет человека не сама машина, не техника как таковая, а именно капиталистический способ их применения. Следовательно, только благодаря данному способу применения техники, человек в современном обществе оказывается прямым придатком к машине и становится, таким образом, простым «сырьем» для производства.

Все это стало не только эффективным средством тонкого

манипулирования личностью и ее подавления, но и действенным инструментом формирования у человека иллюзорного сознания, в соответствии с которым он стал отождествлять себя, свою сущность, свое подлинное существование с отчужденными формами своего бытия.

Вопрос 9

Техника, техногенный мир в работах О. Шпенглера («Закат Европы», «Человек и техника»).
С годами скепсис Шпенглера во взгляде на смысл человеческой истории, на ее судьбы становился все глубже. Одна из наиболее значительных его работ 30-х годов — "Человек и техника" (1932)5.

"Человек и техника" — произведение совершенно иного рода, нежели "Закат Европы": это идеологическое выражение периода между двумя мировыми войнами, подчас трагически-неосознанная перетасовка философом собственных идей, стремление, исходя из жестокой и убогой атмосферы, в которой осуществился приход к власти нацистов, покончить с эстетическим восприятием истории как бесконечного воспроизводства культурных форм...

Наряду с горьким скепсисом многое здесь звучит как панегирик в адрес брутальносте "человека-хищника", милитаристски-экспансивной техники. Ложный пафос героического, "готовность" принять на себя последствия "своей" цивилизации очевиден при всем том, что в каждой строке выявляется, обнажается сущностная враждебность этой техники человеку и культуре.

В работе "Человек и техника" на смену шпенглеровской концепции эквивалентных высоких культур приходит упрощенно-монистическая картина всемирного развития, вульгаризированные мотивы "воли к власти", борьбы за существование. Антиномия "культура — цивилизация" фактически снимается, поскольку всемирная культура в ее истории трактуется теперь только как "искусственность", противоестественность. Тем самым за развитием человечества отрицается культурно-духовное значение. Исключением Шпенглер считает лишь триумф научных открытий в истории, порожденных техническим гением Запада, — сюда он перемещает центр тяжести духовности "фаустовского человека". В то же время Шпенглер первый — на фоне недооценки фактора техники западной мыслью — поставил вопрос о месте и роли техники в истории, об универсальном воздействии техники на природу и общество, с необыкновенной проницательностью
проанализировал многие феномены науки и техники, предупреждал о катастрофических экологических последствиях, грозящих Западу в самом близком будущем


Вопрос 10


Проблема объекта философии техники. Узкое и широкое определение техники. Техника, техносфера, техногенная цивилизация.
Философия техники – важнейший раздел философии, дающий системный анализ техники в социально-историческом контексте.

Исходным методологическим принципом философии техники выступает технологический детерминизм как учение об определяющей роли техники в социальном процессе. Он предполагает автономию развития техники и непрерывный технический прогресс, воздействие техники на природу, общество и человека.

Разновидностями технологического детерминизма являются техницизм и антитехницизм. Первый полагает общественный прогресс прямым следствием и результатом технического прогресса. Согласно техницизму, социальные и антропологические проблемы можно решить с помощью современных технологий.

Многие современные философы пытаются преодолеть узкие рамки техницизма, рассматривая технику в системе природа – общество. Если в прошлом среда обитания человека делилась на естественную (природную) и искусственную (социальную), то в настоящее время создана новая среда обитания, где естественное и искусственное слиты в единое целое. Более того, человеку представляется, что естественная среда как бы отступила на задний план, а искусственно созданная техническая среда имеет первостепенное значение. Техника отдаляет человека от природы, но она и приближает его к природе, открывая новые технические возможности на основе познания природных закономерностей.

Проблема отношения «человек – техника – природа» изучалась многими мыслителями. Для обозначения сферы взаимодействия общества и природы, где определяющим фактором становится разумная человеческая деятельность, было введено понятие «ноосфера».

Итак, техносфера – доминирующий и систематизирующий фактор общественной жизни, своеобразный симбиоз естественного и искусственного, созданный для удовлетворения потребностей общества и человека. Природная среда обитания всего приобретает в техносфере иное качество – очеловеченная природа.