Файл: Философия Философские проблемы техники и технических наук Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
историческая альтернатива ремесленной технике, в принципе, не могла сложиться раньше, чем начало формироваться и свободно развиваться естествознание. Среди всех существенных признаков информационной техники как нового этапа в историческом развитии техники, который начал складываться примерно с середины ХХ столетия, прежде всего следует выделить следующие. Во-первых, при информационной технике не только мускульная сила человека, но и его интеллектуальные способности заменяются природными силами, связями и процессами.

Именно данное обстоятельство становится мощнейшим фактором дальнейшего ускоренного развития современной научно-технической революции

Во-вторых, информационная техника отличается более глубокой дифференциацией инженерной деятельности, в структуре которой достаточно отчетливо обозначаются границы между такими его элементами, как изобретение, проектирование и конструирование. Каждый из этих элементов превращается в относительно автономную сферу технической деятельности.

Вопрос 5


Техника, техногенный мир в работе Э. Тоффлера «Третья волна».
Тоффлер придерживался той здравой мысли, что общественное развитие идет не плавно, а постоянно рвется различными катаклизмами. Однако все эти противоречия и конфликты не образуют хаос, а вполне себе вписываются в стройную картину исторической эволюции, которая подчиняется определенным закономерностям. Тоффлер сравнил этот процесс с океаном, который сохраняет свою сущность, но при этом никогда не бывает застывшим.

Через этот океан время от времени проходят гигантские волны, трансформирующие его состав и обновляющие его.

Тоффлер выделял четыре основные сферы общественного развития - технологическую, социальную, информационную и психосферу. Но именно техносфера определяет суть очередной волны изменений. То есть, именно технологические революции влияют на сущность цивилизаций, возникающих на гребне очередной волны.

Итак, первой такой революцией (волной) была аграрная. Как результат - появление цивилизаций, в которых основой экономики и культуры стала земля. Такое общество технологически не очень развито, господствует ручной труд, есть четкая социальная иерархия, власть авторитарная и жесткая.


Вторая волна связана с промышленной революцией, которая породила индустриальную цивилизацию. Ее символ - заводская труба. Человек становится придатком машины, технологии позволяют развивать массовое производство, машины создают машины. Изменения в техносфере влияют на другие сферы общества. В частности, меняется семья, повышается уровень образования, меняется политическая жизнь, народ начинает в ней участвовать. к середине ХХ века индустриальная цивилизация начала себя изживать, и пошла Третья волна. Она связана с развитием компьютерных технологий, биотехнологий, информатики, лазерной техники и т.д. Короче говоря, Третья волна порождает постиндустриальное общество. Его характеризует использование возобновляемой энергетики, на первый план выходят интеллектуальные технологии. На смену пролетариату и его физическому труду приходит «когнитариат», этим словом Тоффлер называл интеллектуальных работников, умеющих работать с информацией. Термин, кстати, не прижился.

Тоффлер также предсказал появление «произтребителя», то есть работник одновременно - потребитель, вовлеченный в принятие управленческих решений. Происходит трансформация людей, а не машин.


Вопрос 6


Техника, техногенный мир в работе К.Э. Циолковского «Живая Вселенная».
Техника в представлениях К.Э. Циолковского являлась прежде всего средством общественного развития, культурной составляющей цивилизации. Она должна была освободить человека от тяжелого механического труда, связать народы земного шара в единую дружную семью, предоставить в распоряжение общества ресурсы космического пространства. Склонный к социалистическим идеалам ученый представлял себе материальное благосостояние человечества как совокупный общественный продукт, не имеющий ограничений. Конечной целью являлось создание материально-технической базы общества общепланетарного и космического диапазона. Обосновывая свои собственные изобретения, Циолковский ставил перед человечеством целый комплекс технических задач. Это и создание скоростного наземного транспорта, и освоение атмосферы с помощью надежных воздухоплавательных и авиационных аппаратов, и достижение космических скоростей для выхода в межпланетное пространство. Сюда примыкают и проблемы обеспечения жизнедеятельности человечества, функционирования промышленности и транспорта в космических просторах. Это и выход на новый энергетический уровень с помощью применения лучистой энергии Солнца, энергии ветра, водопадов и морских волн. Средствами для этого должны были стать скорый поезд на воздушной подушке и системы наземно-космических поездов; цельнометаллический дирижабль и поезда дирижаблей; ряд аэродинамических летательных аппаратов – цельнометаллический самолет классического типа, реактивные и полуреактивные стратосферные самолеты, многофюзеляжный самолет-крыло большой грузоподъемности, гидроплан-крыло; пассажирские и грузовые ракетно-космические комплексы, эфирные поселения в межпланетном пространстве; солнечные моторы и нагреватели, ветряные и волновые энергетические установки и многое другое.

Таким образом, Циолковский предполагал такой индустриально-технологический сдвиг, при котором революционная и революционизирующая роль техники базируется исключительно на фундаменте социальных преобразований. Только «счастливое
общественное устройство, подсказанное гениями, заставит технику и науку идти вперед с невообразимой быстротою…».

Вопрос 7

Техника, техногенный мир в работах Н. Бердяева («Человек и машина») и М. Хайдеггера («Время картины мира», «Вопрос о технике»).
Статья Бердяева «Человек и машина» посвящена проблеме социологии и метафизики техники. Появление этой статьи произошло в основном из-за почти полного отсутствия философских разработок по этой теме, того факта, что философия техники еще существовала. Чтобы создать такую философию, сначала необходимо было осознать, что это духовная проблема, это «тема философии человеческого существования». Статья Бердяева Н.А. «Человек и машина» освещает остроту проблемы техники в свете современности.

В своей статье Бердяев особо оценил точку зрения на проблему кризиса человека и общества, вызванную бурным развитием технологий и натиском научно-технократической идеологии, представленной с безусловной последовательностью, хотя и довольно противоречиво, поскольку общество может только развиваться, а развитие, в свою очередь, неизбежно ведет к цивилизационным «плюсам и минусам».

Бердяев, несомненно, хотел примирить две реальности: «техническую» и «органическую». Конечно, поскольку технологии созданы человеком, они не могут быть причиной духовных проблем человечества. В этом виноват сам человек. Но технологии могут кардинально повлиять на сознание масс. Бердяев предлагал решение этой проблемы, предвидя будущие метаморфозы; он верил, что дух покорит мир машин на благо человечества, но человеку придется обратиться к самоанализу, чтобы восстановить свою духовность. Только это может спасти его и освободить от зависимости от машин. Бердяев был уверен, что технологии снова будут подчиняться людям. В этом прослеживается ностальгия по потерянному раю, что соответствует христианскому видению Бердяева. Мечта о победе над заблудшим неизбежно закончится победой духа в истории человечества. Цель прогресса, по словам Бердяева, именно в этом.

Многие исследователи (Х. Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер) обращают внимание на то, что усиление влияния средств массовой коммуникации, стереотипное поведение связаны с возрастающей унификацией взглядов и представлений людей. Случается, что человек, сознательно уклоняющийся от
воздействия средств массовой коммуникации, воспринимается окружающими как патало-гический субъект. Возрастающая унификация взглядов, которую часто называют индоктринацией, ведет к тому, что все большее число людей предпочитают быть «человеком массы», а не индивидуальностями. При этом «человеком массы может быть представитель любой социальной группы, общества» [2, с. 159]. Человек «этот единственный», по определению С. Кьеркегора, встречается все реже. Быть человеком массы безопасно, удобно, выгодно и полезно. Лишенный всяких представлений об ответственности, человек массы всегда «доволен тем, что он такой же, как все» [2, с. 160], доволен своим существованием, стремится избежать ситуаций, которые требуют принять какое-то решение, нести всю полноту ответственности за свои действия и поступки. Основное стремление человека массы состоит в том, чтобы быть как все, думать как все, поступать как все. Именно поэтому людям массы, чтобы существовать, «надо держаться кучно» (М. Хайдеггер).

В работе «Время и бытие» М. Хайдеггер замечает, что «поскольку действительность состоит в единообразии планомерного расчета — то и человек должен унифицироваться, чтобы остаться на высоте действительного». Усиление индоктринации общества нивелирует индивидуальные вкусы и представления. Поглощенность людей сиюминутными вопросами, практическими проблемами текущего дня ставит под вопрос связь с культурной традицией, усиливает тяготение к массовой культуре. Массовая техника в сочетании с массовой культурой ведут к ослаблению социальных связей, порождают стремление уйти от ответственности, ссылаясь на «авторитет» компьютерных распечаток, равно как и на другие авторитеты.

Техника всегда направлена на достижение наибольших результатов при минимальных затратах. Человек, одержимый стремлением к техническому творчеству, рассматривает все, что его окружает, с точки зрения пользы. Однако достижение сиюминутной выгоды в будущем может обернуться серьезными проблемами, вполне способными потребовать больших усилий для контроля, или вообще привести к неконтролируемой ситуации. В связи с этим философия предлагает среди погони за пользой и выгодой остановиться и подумать над смыслом всего того, что существует в современном мире.