Файл: Философия Философские проблемы техники и технических наук Содержание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
новой информации.
Картина мира современного человека в значительной мере динамична, нестационарна, открыта влиянию новой информации. Чтобы ее создать, должно быть сформировано достаточно гибкое мышление, для которого естественны процессы перестройки
структуры, изменения содержания понятий и непрерывного творчества как основного типа мышления. В этом случае расширение образовательного пространства обучающихся будет происходить естественно и эффективно
Переход от доминирования формальнологических знаний и способов обучения к органическому сочетанию интуиции и дис-курсии требует дополнительных усилий по развитию образного мышления и творческих способностей. Одним из главных средств развития творческого, образного и интуитивного мышления является искусство. Нужны как пассивные формы его восприятия, так и активное овладение искусством в форме художественного творчества, а также в его использовании в профессиональной деятельности.
Отцом бионики называют великого Леонардо да Винчи. В записях этого гения можно найти первые попытки технического воплощения природных механизмов. В своё время такие идеи были слишком дерзкими, чтобы стать востребованными. Они заставили обратить на себя значительно позже. Утверждение бионики как самостоятельной науки произошло лишь в 1960 году на научном симпозиуме в Дайтоне.
Бионика-— прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги. Бионика рассматривает биологию и технику совсем с новой стороны, объясняя, какие общие черты и какие различия существуют в природе и в технике.
Основные направления работ по бионике охватывают следующие проблемы:
1. Изучение нервной системы человека и животных и моделирование нервных клеток (нейронов) и нейронных сетей для дальнейшего совершенствования вычислительной техники и разработки новых элементов и устройств автоматики и телемеханики (нейробионика);
2. Исследование органов чувств и других воспринимающих систем живых организмов с целью разработки новых датчиков и систем обнаружения;
3. Изучение принципов ориентации, локации и навигации у различных животных для использования этих принципов в технике;исследование морфологических, физиологических, биохимических особенностей живых организмов для выдвижения новых технических и научных идей.
В последнее десятилетие бионика получила значительный импульс к новому развитию. Это связано с тем, что современные технологии переходят на гига- и наноуровень и позволяют копировать миниатюрные природные конструкции с небывалой ранее точностью. Современная бионика в основном связана с разработкой новых материалов, копирующих природные аналоги, робототехникой и искусственными органами.
Вопрос 14
Проблема определения технических наук и специфика технической теории.
Специфика технической теории состоит в том, что она ориентирована на конструирование технических систем.
Научные знания и законы, полученные естественнонаучной теорией, требуют ещё длительной «доводки» для применения их к решению практических инженерных задач, в чём и состоит одна из функций технической теории.
Вопрос о специфике технического знания оказывается, таким образом, вопросом исторически обусловленным, что задает определенные методологические границы исследования, на которые стоит обратить особое внимание. Отличительные признаки любого явления, которое признано сложным и саморазвивающимся, т. е. историческим, выявляются в сравнении с неким эталоном, сущностные характеристики которого уже изучены. Логично предположить, что это оппозиционное явление будет представлять собой также сложноорганизованную, развивающуюся структуру, каковой в отношении к техническому является научное знание (представленное на примере естественно-научной теории).
Современные комплексные научно-техн. дисциплины формируются в результате широкого научного движения, конкретизации и доработки общих методологических понятий и представлений, а также обобщения на их основе практики применения научных знаний различных теорий в процессе решения комплексных научно-технических задач. В таких дисциплинах на первый план выходит проблема теоретико-методологического синтеза знания.
В системотехнической теории главная проблема заключается в переходе к однородной абстрактной теоретической схеме. Абстрактные алгоритмические схемы были обобщены в кибернетике и стали рассматриваться в плане преобразования вещества, энергии и информации. Они являются идеализированным представлением функционирования любой системы и исходным пунктом компьютерного программирования.
Современная техническая теория ориентируется на методологические представления и понятия (системные, кибернетические и др.) и «универсальные» средства компьютерного моделирования, что приводит к ускорению процесса построения современной технической теории.
Вопрос 15
История становления и основные этапы развития технических наук.
Технические науки на начальных стадиях их формирования представляли собой, своеобразные «прикладные» разделы соответствующих естественных наук, которые условно можно назвать базовыми. В дальнейшем в технических науках появляются и самостоятельные теоретические разделы
Становление и развитие технических наук происходило параллельно с развитием соответствующих видов техники и технологических процессов.
В формировании технических наук можно выделить 3 этапа: этап донаучного развития технических знаний (до второй половины 17 в.); этап становления и развития технических наук "классического" типа (18-начало ХХ в.); этап формирования комплексных научно-технических дисциплин «неклассического типа» (с первой трети ХХ в.).
Технические науки прошли следующие этапы развития:
- в качестве приложения различных областей естествознания к определенным классам инженерных задач; до-середины 20 века.
- как особый класс научных дисциплин, отличающихся от естественных наук как по объекту, так и по внутренней структуре, но также обладающих дисциплинарной организацией (к сер. ХХ в.);
- в качестве системотехники как попытки комплексного теоретического обобщения всех отраслей современной техники и технических наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гуманитарное образование инженеров, т.е. при ориентации на системную картину мира (по наст. время).
Важной проблемой современного технического знания и философии технических наук является анализ технико-инженерной деятельности и ее последствий. Инженерная деятельность вносит свой отрицательный вклад в три основных вида кризиса: экологический (разрушение и изменение природы), антропологический (разрушение и изменение человека), кризис социальный (кризис развития, неконтролируемые изменения «второй» и «третьей» природы). До сих пор бытует мнение, что техника - это главное, что основные социальные проблемы решаются на ее основе, что благополучие человечества непосредственным образом связано с развитием современных технологий. Мы будем и дальше способствовать углублению кризиса нашей цивилизации, поскольку союз науки и социально -гуманитарного знания реализуется со скрипом, далеким от гармонии. Все это сегодня выдвигают на передний план еще одну философскую проблему инженерной деятельности - меру разумности инженерной деятельности, о переходе биосферы в ноосферу (В.И. Вернадский),
которая объединяет природу, культуру и разум. Все это должно обеспечить выживание человечества, поможет управлять глобальным техногенезом.
Сегодня все более значимым становится человеческий интеллект, при этом чем дальше, тем больше он становится главной производительной и вместе с тем творческой силой культуры общества. В интеллектуальном потенциале общества имеется такая его разновидность, как технократическое мышление, так как именно оно, не являлась новым, получило в последние десятилетия довольно широкое распространение и стало достаточно мощным. Технократическое мышление - это мировоззрение, чертами которого являются средства над целью и общечеловеческими интересами, над человеком и его ценностями.
Вопрос 16
Современная постнеклассическая техническая наука.
Современная наука, отсчет которой ведется с 10–20-х годов XX столетия, охватывает две стадии познания мира – неклассическую и постнеклассическую. Это феномен весьма сложный и неоднозначный.
Современная наука почти по всем своим характеристикам отличается от классической, поэтому современное научное познание иначе называют неклассическим.
Стадия – постнеклассическая, которую условно можно назвать интегральной наукой, начинает заявлять о себе в конце ХХ столетия. В дальнейшем она будет углубляться по мере того, как малый синтез двух трех смежных дисциплин будет дополняться масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований. Примерами таких новых интегральных научных направлений являются: кибернетика как наука об управлении в неживых, живых, технических и социальных системах; учение о четырех основных типах фундаментальных взаимодействий в природе; теория «великого объединения» в рамках релятивистской квантовой механики и космологии; общая теория систем и синергетика как теория самоорганизации. Существенную интегрирующую роль выполняют и такие общенаучные методы исследования как математизация научного знания, системный подход и эволюционно-синергетическая парадигма.
Уже сегодня все исследования природы и общества подобны огромной сети, связывающей многочисленные ответвления физических, биологических и социальных наук о едином мире. По мнению исследователей науки, дальнейшая разработка теории эволюции Вселенной позволит объединить на более глубокой основе все науки о неживой, живой и социальной материи. Отметим также, что в настоящее время появились реальные основания для объединения естественных и гуманитарных наук на базе принципов глобального эволюционизма и синергетики, что создает