Файл: Философия Философские проблемы техники и технических наук Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 18


Этапы взаимодействия техники и науки в современном, техногенном обществе. Научно-техническая революция, «сциентификация техники» и «технизация науки». Проблема «финализации науки» и технонауки.

Развитие техники и науки – две взаимозависимые составляющие научно-технического прогресса.

В истории взаимоотношений науки и техники можно выделить четыре периода:

а) Первый период - донаучный. На данном этапе последовательно формируются 3 типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические.

б) Второй период - зарождение технических наук. Этот период длился со второй половины XVIII века до 70-х годов. XIX века.

в) Третий период. Для классического периода, который длился до середины XIX века, характерно построение ряда фундаментальных технических теорий.

г) Четвертый период - настоящее время. Для этого периода характерно комплексные исследования, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, а также дальнейшая дифференциация технических наук от естественных и общественных.

Принципиальная перестройка технологической базы современной цивилизации начинается во второй половине XX с появлением и развитием информационной техники. Это качественно новый этап развития техники, который способствовал быстрому сближению науки и техники.

Наиболее реалистической и исторически обоснованной точкой зрения является та, которая утверждает, что вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня.

В течение XIX века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи со «сциентификацией» техники. Этот переход к научной технике не был, однако, однонаправленной трансформацией техники наукой, а их взаимосвязанной модификацией. Другими словами, «сциентификация техники» сопровождалась «технизацией науки».

Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой "автономии" наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые плоды, и только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.


Концепция «финализации науки», выдвинутая Штарнбергской группой философов и методологов науки (Г. Беме, В. Крон и другие). В этой концепции был поставлен вопрос о формировании науки под влиянием внешних целей, таких, как, например, преодоление экономических трудностей, угроза войны, борьба с инфекциями и т.д. «Финализация есть процесс, в котором внешние по отношению к науке цели становятся ведущими в развитии теории.

Основатели данной концепции выделяют три стадии в развитии науки – предтеоретическую, на которой преобладают эмпирические методы; парадигматическую, где формулируются теории, и постпарадигматическую, где теории формируются под воздействием внешних целей. Причем механизм финализации не равен появлению прикладных исследований. Здесь речь идет о формировании новой теории на основе фундаментальной, но вместе с тем эта теория не выводится из фундаментальной теории без внешних целей.

Вопрос 19


Техника, орудия труда и происхождение человека. Общество, природа, экология. Ноосфера.
В основе формирования человека лежит труд. Свободные от локомоторных функций руки могли использовать предметы, найденные в естественных условиях – в природе – в качестве орудий. Хотя употребление ряда предметов как средств труда свойственно в зародышевой форме некоторым видам животных, специфическая особенность человека состоит в том, что он не только использует найденные предметы в качестве орудий, а создает сам эти орудия. Наряду с развитием мозга и зрения эта характерная особенность человека создает основные предпосылки для формирования человеческого процесса труда и развития техники.

Технический прогресс и культура человечества проявляются теперь не в случайно изготовленных примитивных орудиях, а в целевой направленности при их изготовлении, в сходстве примеров их обработки, в сохранении или совершенствовании их форм, что предполагает знание особенностей сырья и обрабатываемого материала и накопленного на протяжении определенного времени опыта и умения, передаваемых будущим поколениям. Все это в огромной мере оказало влияние на развитие мозга.

Одной из предпосылок труда и производства унифицированных орудий было возникновение и развитие первобытной речи. Результаты современных исследований не дают основания определить, когда возникала речь. Достаточно развитые органы речи имел, видимо человек современного типа – homo sapiens, появившийся около 40–30 тыс. лет назад.



Предметное окружение человека берет свое начало на заре человечества, в каменном веке, когда первобытный человек изготовил первые орудия для труда, защиты и добычи пищи: руч­ное рубило, скребло, позднее - каменный то­пор, лук и стрелы. Орудия первобытного че­ловека были далеки от совершенства, но с их помощью человек встал на путь своего разви­тия, путь открытий и изобретений, который привел к созданию более совершенных ору­дий труда, предметов обихода.

Нельзя забывать того, что весь комплекс природных факторов, взаимодействующих с человеком, отражается в сознании человека и формирует его экологическое сознание. Следует добавить, что индивидуальное экологическое сознание во многом зависит от особенностей общественных отношений, господствующих в обществе. Это позволяет рассматривать экологическое сознание как отражение в сознании процессов взаимодействия между человеком как организмом и человеком как личностью, с одной стороны, обществом и окружающим миром — с другой, в тех аспектах биологической и социальной жизни, которые обусловлены природными факторами. Рассматривая трансформацию техногенной цивилизации в ходе её развития от антропоцентрической к экоцентрической направленности, можно назвать идею коэволюции (соразвития) человека с природой одним из «снарядов», пробивших бреши в прежних антропоцентрических представлениях.

В учении о ноосфере В.И. Вернадский считал, что социальное и культурное развитие человечества приведет к превращению человека в основную геологическую силу, формирующую облик Земли. Биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума — ноосферу. В ходе данного процесса происходит коэволюция (соразвитие) человеческого общества и окружающей среды. Следовательно, вполне объяснимо, что эволюция человека является закономерным продолжением эволюции форм живого вещества в биосфере.

Среди традиций или духовных истоков мы выделим три: биоцентристская традиция, экономическая традиция и экологическая традиция.

Первая, биоцентристская. традиция «идет от первобытных чувств, которые заставляли древних одновременно бояться и уважать природу и власть манны — неизвестного создателя и разрушителя жизни в природе»5. Здесь мы обнаруживаем основы архетипа уважительного отношения к естественному и сверхъестественному.


Вторая — экономическая. Она возникает с зарождением класса буржуазии и связана с тем, что при капитализме высшая добродетель — эффективность, производительность. Утверждается парадигма отношения к природе как к неисчерпаемому источнику.

Третья традиция, экологическая, идет от греко-римских теорий природного закона через естественную философию Возрождения и заканчивается тем, что мы называем современной наукой. Течения, соответствующие названным традициям, Д. Петул-ла прослеживает и в современном инвайронментализме. Действительно, эту традицию необходимо развивать, чтобы с переходом от парадигмы о неисчерпаемости природы мы утверждали, благодаря постоянно формирующемуся экологическому сознанию, парадигму разумного воссоздания здоровой среды.

экологическое сознание является для человека не только основой саморождения через культурную биогеохимическую энергию самой природы, но и через культурно-изобразительные устройства. А это создаёт условия соразвития и возможного преобразования (трансформации) составляющих антропоцентризма в экоцентризм. Следовательно, в современном экологическом сознании при развитии социально-экологический индустрии социокультурный фактор является образцом. К его совершенствованию мы будем стремиться в поиске истинного единения с природой в процессе коэволюции, зачатки которому уже заложены. Главной же ценностью здесь по-прежнему остается жизнь человека.



Вопрос 20


Проблема необходимости возникновения, основные современные проблемы и векторы развития техногенной цивилизации. Высокие технологии.
Научно-технический прогресс стал главным фактором, определившим развитие человеческого общества в ХХ веке и обусловившим его своеобразие. Жизнь современного человечества уже немыслима без дальнейшего его развития. Необходимость же осмысления последствий была осознана не сразу. Примерно до 70-х годов ХХ века философские проблемы техники не обсуждались широко в обществе. Они волновали лишь сравнительно небольшой круг философов ХХ века.

К концу 60-х годов в общественном сознании начинают обозначаться экологические проблемы, приходит понимание того, что на природу нельзя уже смотреть как на кладовую без дна, что увеличивающееся давление на природу со стороны социума может привести к серьезным последствиям.

Осознание проблем, которые породила научно-техническая революция (загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, исчезновение видов животных и растений, угроза техногенных катастроф, ядерной войны и др.) привело, в свою очередь, к пониманию необходимости контроля за развитием техники, недопущением спонтанного непродуманного ее развития и использования.

Среди современных ученых нет единого мнения относительно последствий для человека развития научно-технического прогресса. Очевидные позитивные его последствия, выражающиеся в совершенствовании производства, облегчении труда людей, создании условий для более комфортабельной жизни, стали основой для оптимистической оценки роли техники в жизни людей.

Техника помогла человеку освободиться от «объятий природы», от природной необходимости, взять под свой контроль многие природные процессы. Но сегодня стало совершенно очевидным, что человек оказался в зависимости от технической необходимости. Это выражается в том, что у созданной человеком искусственной реальности появляется тенденция к онтологизации, саморазвитию, к появлению имманентных закономерностей и своих «интересов».

Появилась опасность развития производства для себя самого. Если до ХХ века техника была нейтральным средством деятельности человека, то теперь, прочно и глубоко внедрившись во все сферы жизни человеческого общества, она диктует человеку свои условия, задает ему цели. В связи с этим стало возможным говорить об «индустриальном эгоизме».