Файл: И. Т. Касавиндоктор филос наук, чл корр. Ран б. Г. Юдин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33
Эти морфологические изменения, видимо, порождают нейробио- логические и нейрофизиологические «устройства» как потенциальную основу эволюционных изменений на информационном (когнитивном) уровне. Они варьируют логические свойства нейронов, групп нейронов и нейронных сетей, позволяя когнитивной системе генерировать и за- пускать новые когнитивные программы (и метапрограммы), которые дают их обладателям какие-то селективные преимущества в решении соответствующих когнитивных проблем. В силу генетической обуслов- ленности адаптивно ценных эволюционных изменений в морфологии мозга происходит их закрепление естественным отбором, они могут постепенно привести к статистическому преобладанию в популяциях новых индивидуальных фенотипов, а тем самым и включаться в даль- нейшую эволюцию генотипа
12
Если суммировать вышеизложенное, то нетрудно прийти к выводу, что процессы когнитивного развития мозга не прекращаются вместе с завершением его формирования. Наш мозг (разумеется, до наступле- ния почтенного возраста) постоянно находится в состоянии «пере- стройки» с участием генов развития, выполняющих функции генов- регуляторов. Он реагирует на повторяющиеся когнитивные ситуации, влияющие на выживание, создает и запускает новые когнитивные программы, И, наконец, реагируя на давление окружающей среды по когнитивным функциям на протяжении жизни нескольких поколе- ний, он оказывается вынужденным «обновлять» набор структурных генов, которые принимают участие в его формировании и развитии, биологически закрепляя достижения когнитивной эволюции. В этом принципиальное отличие человеческого мозга от современных ком- пьютеров, которые, хотя и обладают способностью к самообучению, пока что не могут подкрепить без помощи человека свою «когнитивную эволюцию» эволюцией собственного «железа».
Итак, если наш мозг действительно обрабатывает когнитив- ную информацию, если процессы обработки информации мозгом генетически контролируются, а кроме того, существуют механиз- мы обратного воздействия работы когнитивной системы на гены, управляющие ее функционированием, то
современная эволюционно-
информационная эпистемология вполне может отталкиваться от
предположения, что эволюция человека, эволюция нейронных систем
его мозга (нейроэволюция) продолжается, что эта эволюция сопряжена главным образом с адаптивно ценными изменениями в когнитивной системе человеческих популяций, с изменениями в процессах пере- работки когнитивной информации. Благодаря вовлеченности, непо- средственному участию генов в выполнении мозгом своих когнитив-


34
ных функций обеспечивается закрепление достижений когнитивной эволюции в геноме человеческих популяций. Конечно, исследовате- лям еще многое предстоит выяснить: каким образом молекулярно- генетические процессы в клетках (нейронах) и изменения в нейро- структурах взаимосвязаны с информационными процессами, как на основе этих взаимосвязей возникают и генетически закрепляются адаптивно ценные сдвиги в процессах переработки мозгом когнитив- ной информации — например, в доминирующих мыслительных стра- тегиях, в формах внутренних ментальных репрезентаций, в механизмах памяти, обучения и т.д. Конкретные ответы на эти и подобного рода вопросы, возможно, будут получены уже в самом ближайшем будущем.
Для всех без исключения направлений современной эпистемологии, исследующей общие закономерности человеческого познания, ис- ключительный интерес представляет
сам факт продолжающейся ког-
нитивной эволюции человеческих популяций при участии генов, который теперь уже не вызывает каких-либо сомнений. Признание этого факта и вытекающих из него следствий, а также трансляция соответствующих знаний в другие области духовной культуры в перспективе приведет к радикальным изменениям в наших представлениях об эволюции познания и факторах, влияющих на когнитивный, социальный и культурный прогресс человечества.
Итак, когнитивная эволюция Homo sapiens sapiens — это прежде всего эволюция его когнитивных способностей, обеспечивающих информационный контроль окружающей среды и внутренних когни- тивных состояний человека, а тем самым и выживание человеческих популяций. Хотя познание требует немалый усилий и напряженного труда, благодаря когнитивной эволюции все наши знания развиваются частично без нашего сознательного участия в силу естественной смены поколений и появления популяций — носителей новых адаптивно ценных способов переработки когнитивной информации, новых когнитивных способностей, нового менталитета.
2.3. Социокультурная среда как селективный фактор когнитивной эволюции человека
Вопреки опасениям многих ученых-гуманитариев современные теоретические представления о продолжающейся биологической
(когнитивной) эволюции человеческих популяций никоем образом не элиминируют и не умаляют значение социокультурных факторов в их историческом развитии. Конечно, эти представления заставляют внести

35
существенные коррективы в общую теоретическую картину историче- ского развития — она становится куда более сложной и многофакторной, чем это имеет место с точки зрения идеальных моделей линейного со- циального прогресса абстрактного человечества, которые игнорируют реальное социокультурное многообразие сосуществующих на нашей планете человеческих популяций и этнических групп, находящихся на различных этапах когнитивной и социокультурной эволюции. Биологиче- ская эволюция оказывается не просто полезной метафорой или аналогией социокультурной эволюции
13
, а исключительно важной интегральной компонентой наших взглядов на социальный прогресс. В то же время современные эволюционных представления дают весьма четкое по- нимание того, что социальная политика далеко не всесильна — она не в состоянии «отключить» действие биологических, когнитив- ных факторов, полностью освободиться от давления императивов, обусловленных сформировавшимся в ходе биологической эволюции когнитивным уровнем популяций. Когнитивная эволюция обладает своей собственной временной размерностью, своей стрелой време- ни, которая не поддается существенной корректировке социальной политикой на относительно коротком историческом этапе. Поэтому довольно многочисленные попытки в истории народов нашей планеты радикально реконструировать общественное устройство в соответствии с разного рода абстрактными проектами, отвечавшими, казалось бы, самым высоким идеальным устремлениям, оказывались в конечном итоге несостоятельными социальными утопиями. Революционный фанатизм, базирующейся на безусловной вере в истинность абстракт- ных социальных идеалов, в историческом плане с точки зрения совре- менных эволюционных представлений, абсолютно бесперспективен.
Ни массовый террор, ни даже геноцид десятков миллионов людей, объявленных биологически или социально «неполноценными», не могут «освободить» человеческие популяции от «гнета» их собствен- ной эволюционной истории. Достигнутый популяциями в ходе своей предшествующей когнитивной эволюции уровень естественным об- разом ограничивает не только «экспорт революции» (независимо от того, является ли она «исламской» или «пролетарской»), но и «экспорт демократии», которая также требует наличия соответствующих ког- нитивных предпосылок. Оказалось, что даже если Бога нет, то далеко не все «позволено»!
В ходе биологической эволюции гоминид сформировались ис- ходные когнитивные способности и поведенческие характеристики
Homo sapiens sapiens, которые послужили предпосылками возникно- вения духовной культуры (примитивных культов и простейших форм мировоззрения) и открыли простор для дальнейшей социокультур


36
ной эволюции человеческих популяций. Духовная и материальная культура в огромной степени увеличила приспособленность людей и обеспечила их выживание. Эволюция культуры и крупномасштабные социальные изменения (связанные, в частности, с появлением сель- скохозяйственного производства, которое повлекло за собой резкое увеличение численности населения, возникновение городов и госу- дарственной власти и т.д.), естественно, не могли отменить действие механизмов естественного отбора. Но благодаря достижениям в со- циальном и культурном развитии человеческих популяций возникает новая окружающая среда (социокультурная и природная), которая, в свою очередь, порождает
новые факторы естественного отбора, обеспе- чивающие селекцию адаптивно ценных фенотипических признаков, относящихся прежде всего к когнитивному развитию. Кроме того, в ходе социокультурной эволюции происходит
ослабление естественного
отбора по одним признакам и усиление по другим
14
В силу генетических мутаций и огромного многообразия факторов естественного отбора на любом этапе исторического развития существо- вали и продолжают существовать определенные когнитивные различия между популяциями, этническими группами, социальными слоями и отдельными индивидами. Социальная дифференциация в современных постиндустриальных обществах в значительной мере обусловливается индивидуальными когнитивными различиями. Племенные и семейные связи, географические условия, национальность, культурные, соци- альные и экономические факторы и т.д. также вызывают расслоение человеческих популяций. Браки между людьми, принадлежащими к одному и тому же социальному слою, случаются гораздо чаще, чем между людьми, относящимися к разным слоям. Когнитивные раз- личия между популяциями и социальными слоями внутри популяций могут быть весьма значительными и даже крупномасштабными, как, например, между современными цивилизованными популяциями и малочисленными современными первобытными популяциями, ведущими образ жизни охотников и собирателей. Ясно также, что селективные факторы, влияющие на когнитивную эволюцию чело- веческих популяций, проживающих в больших городах, существенно отличаются от селективных факторов, воздействующих на когнитив- ную эволюцию жителей сельской местности, хорошо адаптированных к медленно меняющейся на протяжении веков окружающей среде.
Повседневная жизнь в крупном городе гораздо в большей степени регламентирована формальными и неформальными правилами пове- дения, обеспечивающими совместное проживание сотен тысяч и даже миллионов людей на сравнительно небольшом пространстве. Город

предъявляет свои требования к когнитивной системе — к образова- нию, к умению читать, считать и запоминать полезную информацию, ориентироваться в пространстве улиц и площадей. Жители крупных городов должны адаптироваться к новому для них стилю общения, к работе в больших коллективах, они должны в большей мере полагаться на свои силы и способности и не всегда могут рассчитывать на под- держку близких родственников и т.д. Таким образом, переселение в город требует адаптации к гораздо более сложной окружающей среде, выступающей источником новых для людей селективных факторов естественного отбора. Задача адаптации решается в ходе дальнейшей когнитивной эволюции популяций, которая ведет к постепенной сме- не доминирующего когнитивного типа мышления, к преобладанию аналитических мыслительных стратегий. Эта эволюция влечет за со- бой изменения уровня сознательного контроля высших когнитивных функций, развитие соответствующих видов памяти и других тесно интегрированных с мышлением когнитивных способностей.
Итак, благодаря развитию культуры (развитию науки, техники, технологии, средств коммуникации и т.д.) люди становятся способны- ми (в несоизмеримо большей степени, чем животные)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

изменять свой
окружающий мир и тем самым создавать новые факторы естествен-
ного отбора и биологической (когнитивной) эволюции. Любой значимый прогресс в культурной и социальной эволюции ставит людей перед необходимостью адаптации к новой социокультурной среде. В силу этого культурная эволюция оказывает сильное селекционное давление на биологическую (когнитивную) эволюцию человеческих популяций.
Прогрессивные сдвиги в когнитивной эволюции популяций, новый уровень когнитивного развития людей, в свою очередь, выступают в качестве необходимых предпосылок их дальнейшей культурной и социальной эволюции. Через механизмы биологической (когнитив- ной) эволюции социокультурная среда оказывает опосредованное воздействие на эволюцию когнитивной системы людей, на эволюцию их сознания, его информационного содержания (мировоззрения), на эволюцию обыденного и научного познания.
Таким образом, современные представления о продолжающейся биологической (когнитивной) эволюции человеческих популяций, по- видимому, позволяют избежать релятивистских крайностей сугубо со- циологического подхода к социальному прогрессу. Не умаляя значение социокультурных факторов в историческом развитии, эти представле- ния в то же время дают достаточно четкое понимание многообразных и весьма сложных механизмов их взаимодействия с биологической
(когнитивной) эволюцией человеческих популяций.

38
ГЛАВА III
ВОСПРИЯТИЕ
Изначально человеческое познание имеет чувственную природу.
Наше знакомство с окружающем миром основывается в первую оче- редь на восприятии.
Все, что мы знаем о мире, поступает к нам через органы чувств.
Мы можем узнать лицо своего товарища практически мгновенно, и для этого нам нет необходимости разглядывать его целиком — достаточно лишь мельком увидеть профиль или затылок. Мы в состоянии распо- знать сотни оттенков различных цветов и, возможно, более 10000 запа- хов. Мы чувствуем легкое прикосновение травинки и слышим слабый шелест листвы. Все это кажется нам легким и естественным. Однако для того чтобы видеть, слышать, распознавать запахи, ощущать на вкус, чувствовать прикосновение и т.д., необходима скоординированная работа миллиардов нервных клеток, передающих срочные сообще- ния по информационным каналам и контурам обратной связи в наш мозг, который создает и перерабатывает когнитивную информацию.
Только сравнительно недавно исследователи приступили к изучению и дешифровке этих многообразных информационных процессов.
3.1. Эволюция эпистемологических взглядов на восприятие
В истории эпистемологии анализ восприятия был впервые про- веден Платоном, который считал, что оно не является познанием, так как воспроизводит ускользающий от определения текучий мир чувственных вещей. Позднее Аристотель высказал предположение, что