Файл: Дмитрий Гриц Адвокат бизнеса 20 юридических консультаций понятным языком Москва ! # Isbn 9785961426762 Дмитрий Гриц, 2019 ооо Альпина Паблишер, 2019.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
176
Адвокат бизнеса
Поручительство илинезависимая гарантия.
Это обязательство третьей стороны, фирмы или2человека2— заплатить, если ком- пания нарушит договор.
Вот пример поручительства. Аудиторская компания выпол- няет финансовый аудит магазину. Магазин не2хочет вносить предоплату, а2аудитор хочет получить гарантию оплаты. Тогда поручителем может быть собственник магазина. Если магазин
«сбежит» без2оплаты, за2него заплатит собственник как2физлицо.
Независимую гарантию может дать любая компания. Если это банк, это называется банковской гарантией. Работает точно так2же: вот компания сняла большое помещение под2фитнес- клуб, договорились, что2депозит не2вносит, а2предоставляет бан- ковскую гарантию. Если вдруг компания откажется платить, за2нее заплатит банк.
Задаток.
С2задатком всё как2обычно: можно взять 50% или2100% от2суммы, которые контрагент должен будет вам по2договору,2— тогда вы точно останетесь с2деньгами. Даже если ваш контрагент откажется от2сделки, задаток останется у2вас.
Но2обратите внимание: если от2сделки откажется не другая сторона, а вы, то вам придется выплатить двой ную сумму задатка.
Чтобы всё сработало, обязательно письменно зафиксируйте, что2переданные деньги2— задаток. В2случае с2авансом таких пра- вил по2умолчанию нет. Аванс чаще всего можно вернуть, если сделка не2состоялась по2 чьей-либо вине.
Здесь у многих проскальзывает мысль: «Лучше работать с людьми, с которыми не нужны задатки и неустойки. Это какие-то нена- дежные люди, а надежным это не нужно». Но реальность в моем понимании такова: человек может сегодня быть предельно надежным, но вдруг происходит что-то внешнее, и у человека начинаются проблемы. И он начинает искать, какие обязатель- ства можно сейчас не исполнять, чтобы эти проблемы смягчить.
Все эти меры предосторожности — как раз для таких случаев.
177
Какдобиться выполнения договора
Каквысказывать недовольство подоговору
Представьте ситуацию: магазин оплатил поставку фруктов, поставщик деньги взял, а2фрукты не2привез. Или2фрукты при- вез, но2не2всю партию. Или2привез всё, но2половина испорти- лась. Вопрос: как2магазину получить свое?
В2 хорошем варианте удается договориться: магазин зво- нит поставщику, объясняет ситуацию, а2тот: «Извини, вино- ват, с2утра у2тебя будет машина с2товаром».
Если с2первого звонка не2удается договориться, советую исполь- зовать претензию. Это документ, который нужен при2конфликте, когда кто-то2что-то2не2сделал. Она решает две задачи: показать, что2компания не2простит срыв договора, и2подготовить спор к2суду.
Чтобы эффективно выражать свое недовольство по2договору, есть правило «трех П»: Письменная и2Полученная Претензия.
Теперь подробнее.
Несоглашаться наустные обещания.
Бывает так: разработчик задерживает сдачу сайта, заказчик звонит и2ругается, и2в2ответ2— обещания прислать завтра. День обещает, два, неделю, и2так бесконечно. А2вроде отношения с2разработчиком хорошие, он никогда не2подводил и2обещает так искренне, выразительно!
Мой подход2— верить словам, но2просить документ в2ответ.
Обещает сдать завтра? Отлично, пусть напишет письмо, где гово- рит о2задержке и2обещает новый срок. В2духе: «По2договору №1 сдача сайта должна быть 1 декабря, но2мы не2успели. Срок прошу сдвинуть на22 декабря, обещаю успеть».
Письмо с2обещанием дисциплинирует: одно дело по2телефону наобещать, другое2— подписаться. Еще2такое письмо поможет в2суде, если дело дойдет до2него. Чем2больше доказательств срыва договора контрагентом, тем2легче вам будет в2суде.
178
Адвокат бизнеса
Ваша претензия и письмо с2обещанием могут быть электрон- ными. Главное2— соблюсти два правила:
z чтобы в2договоре упоминалось, что2вы и2контрагент можете обмениваться сообщениями по2электронной почте и2такая переписка имеет юридическую силу;
z письмо ушло с2официального адреса вашей компании на2офи- циальный адрес контрагента. Официальный адрес2— это тот, что2в2договоре.
Отправлять претензию какможно быстрее.
Советую не2затяги- вать с2претензией: разработчик должен сдать сайт в2понедель- ник и2не2сдает, во2вторник отправляем претензию.
Претензия2— официальный документ, она держит в2тонусе.
Раз есть письмо, компания не2шутит, поэтому задобрить сло- вами не2получится2— надо извиняться делами.
Виталий Александров,
совладелец идиректор Out of Cloud
Мы подготовили клиентам контент-план, они его приняли.
Потом разработали рассылку иотправили ее поподписчикам.
Официального подтверждения того, чторассылка удовлетворяет всем ожиданиям, небыло, клиент всё согласовал устно.
Сроки поджимали, имы начали работать дальше поплану безюридического фиксирования.
Ивот просим оплатить работу, аклиент— нет, мы несогласовали рассылку. Приэтом вдоговоре написано: направленный документ автоматически принимается вработу, если непоследовали возражения втечение десяти дней. Развозражений нет, работа согласована иждет оплаты.
Устно клиент никак несоглашался платить, мы отправили претензию. Инаследующий день звонок отихфинансового директора, вдухе: «Извините, вот оплата».
179
Какдобиться выполнения договора
Во2многих случаях без2направления претензии нельзя защи- тить свои интересы в2суде. Допустим, поставщик не2привозит фрукты и2предоплату не2возвращает, а2вы хотите вернуть деньги.
Самое время подавать в2суд. Здесь подвох: магазин обязан сна- чала попробовать договориться, если это указано в2 договоре или2законе.
Договориться2 — это как2 раз отправить претензию. Если пострадавшая сторона сразу подает в2суд, ее проблема не2дой- дет до2рассмотрения. Суд потребует разобраться через претен- зию, а2потом воевать.
У2претензии есть срок рассмотрения2— это время, которое дается нарушителю, чтобы он решил, как2быть дальше. Может, поставщик испугается суда и2довезет заказ. У2нарушителя 30 дней, если другой срок не2указан в2договоре.
О2 сроке претензии мы еще2 поговорим, но2 вот что2 важно: чем2 позднее пострадавшая сторона отправит претензию, тем2позднее сможет подать в2суд. Поэтому мой совет: не2затя- гивать отправку претензии, даже если вы в2суд не2собираетесь сейчас или2вообще.
Получить снарушителя подтверждение, чтоон получил претен-
зию.
Претензия должна быть именно полученной, а2не2только отправленной. Поэтому отправляем так, чтобы остались дока- зательства: нарушитель ее получил.
Если договор разрешает электронный документооборот, отправлять можно электронной почтой. В2 договоре об2 этом ищите фразу со2смыслом:
«Стороны допускают обмен документами поэлектронной
почте. Переписка поэлектронной почте имеет силу про-
стой письменной формы иравнозначна бумажным доку-
ментам сличными подписями сторон».
Претензию отправляете с2того адреса и2на2тот адрес, которые ука- заны в2договоре. Допустим, в2договоре адрес sotrudnik@fi rma.ru2— значит, отправляете претензию на2 этот адрес, даже если
180
Адвокат бизнеса с2поставщиком переписываетесь в2«Ватсапе» или2он пишет с2дру- гого адреса. Для2верности я2бы отправил претензию на2оба адреса.
Претензию можно отправить Почтой России или2курьером.
При2отправке курьером готовите два экземпляра претензии: одну передаете нарушителю, вторую оставляете себе. На2вашем экземпляре должна остаться отметка о2вручении контрагенту первого экземпляра. Это понадобится для2суда. Отметка звучит в2идеале так: «Получено», должность, ФИО, подпись, дата, время.
Если отправляете Почтой России, отправляйте ценным пись- мом с уведомлением о вручении и с описанием состава письма, так у вас будет подтверждение от почты: вы отправили претен- зию, а не пустой конверт.
Прописывать быструю реакцию вдоговоре.
Если ваш договор с2компанией или2ИП, сокращайте срок реагирования на2пре- тензию. Стандартный срок2— 30 дней, он прописан в2законе.
При2этом закон разрешает менять этот срок. Главное, чтобы обе стороны были согласны и2прописали срок в2договоре.
Советую оставлять на2претензию дня четыре. За2это время нарушитель успеет разобраться с2проблемой, а2вам не2придется долго ждать для2обращения в2суд. В2понедельник направили пре- тензию, в2следующий понедельник уже можно идти в2суд.
Как составить досудебную претензию.
Нет требований, которые говорят: вот такое должно быть в2претензии, иначе это не2пре- тензия вовсе. То есть в теории претензия может быть любой. Но это с2формальной точки зрения. На2практике есть рекомендации, которые делают претензию работающей.
Чтобы документ сразу приобрел устрашающий вид, назы- ваем его «Досудебная претензия». Как2бы намекая на2стадию, где мы сейчас находимся, и2на2наш настрой: дальше2— суд. Это мотивирует.
181
Какдобиться выполнения договора
У2претензии шесть блоков, они помогают раскрыть конфликт и2ясно представить вашу позицию. Вот они:
1.
Откого претензия иккому.
Даем названия компаний и2упол- номоченных лиц.
2.
Описание ситуации ивчемсуть претензии.
С2чего всё начи- налось, что2сделал или2не2сделал нарушитель, в2чем2причина претензии. Например, был заключен договор, но2не2оплатил поставку, не2привез товар, не2сделал сайт и2не2отдает аванс.
3.
Нормативное подкрепление.
Если вам известны какие-то2кон- кретные законы, то2здесь хорошо добавить ссылки. Этот блок придает тяжеловесности документу и2передает серьезный настрой. Например: «Согласно ст. 463 ГК РФ, если продавец отказывается передать покупателю товар, покупатель вправе отказаться от2исполнения договора купли- продажи».
4.
Требование: чтоикогда сделать.
Часто этот пункт забывают, просто рассказывают на2три листа А4, как2всё плохо, а2в2конце так и2не2добавляют, что2нужно-то. Без2нормативного подкре- пления претензия еще2может существовать, а2вот без2требо- вания2— совсем нет.
5.
Мотивирующая часть.
Это необязательный блок, но2в2нем мы откровенно запугиваем адресата правовыми и2финансовыми последствиями2— суды, уголовное преследование, штрафы, дополнительные расходы.
6.
Документы для обоснования претензии.
Это совершенно не2 обязательно, потому что2 закон обязывает направлять только те документы, которых нет у2нарушителя. Но2к2иску всё равно их2готовить, поэтому здорово направить и2с2претензией.
Например, копии: договора, акта приема- передачи товара, гарантийного письма с2обещанием выполнить поставку в2дру- гой день.
182
Адвокат бизнеса
Безэмоциональных обвинений.
Если хотите показать, что2ком- пания часто нарушает условия договора, пусть такое говорят факты. И2в2суде факты больше пригодятся, чем2словесные обви- нения. И2наоборот: чем2более эмоционально написана претензия, тем2меньший эффект она производит на2получателя.
Эмоционально
Сфактами
Ваша компания постоянно задерживает поставку, а%когда привозит ящики%— они все грязные!
За%время действия договора мы получили три поставки. Все три пришли с%задержкой: по%договору срок поставки до%пятого числа каждого месяца, поставки были
10-го, 15-го и%20-го числа. Упаковка товара не%соответствовала требованиям договора поставки.
Безлишних слов.
Вернемся к2примеру с2фруктами. Есть магазин, и2он ждет поставку, а2ее нет, и2когда будет2— непонятно. Мага- зин подает претензию, надеется на2исправление нарушителя, но2всё равно готовится к2суду. Если законные угрозы не2срабо- тают, то2в2этот момент еще2непонятно, какие аргументы будут у2поставщика для2своей защиты в2суде. Поэтому задача2— не2дать дополнительных аргументов оппоненту в2суде из-за2лишних слов в2претензии.
Общий принцип такой: не2признаем лишних фактов, пишем о2конкретном нарушении договора. То2есть не2нужно описы- вать всю ситуацию2— только ту ее часть, к2которой у2вас пре- тензии. В2претензии не2старайтесь показаться справедливым и2взвешенным.
Опасно
Безопасно
Вы привезли две партии, они соответствуют критериям качества и%условиям договора, которые мы утвердили. Третья партия пришла с%браком.
Партия №3 содержала большое количество товара ненадлежащего качества.
183
Какдобиться выполнения договора
Опасно
Безопасно
Вы задержали поставку на%десять дней: срок поставки по%договору%—
01.12.2019, поставка пришла
10.12.2019. В%телефонном разговоре 01.12.2019 мы договорились об%отсрочке поставки на%два дня, но%это был максимальный срок задержки.
Вторая партия также пришла с%задержкой.
Поставщик задержал первую поставку на%десять дней: срок поставки по%договору%— 01.12.2019, поставка пришла 10.12.2019, а%вторую поставку не%доставили по%настоящее время.
Требование кнарушителю.
Цель претензии2— убедить нарушителя выполнить договор: вернуть деньги, привезти товар, передать фотографии. Поэтому в2претензию включайте требование2— что2именно вы ждете. Это требование формулируем так, чтобы его2же написать в2иске: если ждем оплату, то2оплату, если воз- врат денег, то2возврат.
Требование должно быть конкретным и2привязанным ко2вре- мени, иначе нарушителю и2суду сложно понять, в2чем2суть:
Нет: требую восстановить справедливость.
Нет: требую оплатить счет.
Да: требую оплатить оставшуюся часть подоговору №10
от20.11.2019 вразмере 100 000 (ста тысяч) руб лей всрок
до20.12.2019.
Не думайте, что ваши требования очевидны из описания ситуа- ции. Они должны быть ясно произнесены. Если вы придете в суд с такими требованиями, работа суда будет лишь в том, чтобы удовлетворить их или отказать вам. Никаких новых требова- ний ни суд, ни другая сторона, за вас придумывать не должны.
Если претензия не2 помогает, надо идти в2 суд. Бывает, что2самого факта подачи в2суд уже достаточно: понимая, что2дела плохи и2риск проиграть в2суде высок, исполнитель соберется и2выполнит все обязательства.
184
Адвокат бизнеса
Андрей Ковбасюк,
владелец идиректор Team Systems
Мы организовали корпоративное мероприятие длябольшой иностранной нефтяной компании. Работали попостоплате. Апотом эту компанию купила другая нефтяная компания, уже российская.
Итогда поменялась установка поконтрактам первой на«никому неплатить».
Мы направили претензию, подготовили иск иподали его всуд.
Иск выиграли, икомпания понему заплатила вместе срасходами наподготовку иска. Оказалось, новый собственник так боролся с«серыми сделками» директоров прежней компании. Мол, если подадут всуд саргументированной позицией— значит, сделка точно была иэто невывод денег, поэтому потаким сделкам— платить.
Обязательно2ли идти в2суд с2юристом или2предприниматель может защитить себя сам? Я2считаю, что2суд2— место работы профессионалов, поэтому идти туда без2юридической поддержки опрометчиво. Это не2значит, что2для2суда нужен самый дорогой и2известный юрист. Но2специальные знания о2судебном про- цессе точно нужны.
В2суде есть много специфических правил и2процедур, которые не2очевидны, не2объясняются интуитивно и2не2имеют ничего общего со2здравым смыслом. Например, можно не2успеть заявить доказательство в2суде первой инстанции, и2суд вынесет реше- ние без2него. Если захотите обжаловать это решение в2апелля- ционной инстанции (это суд уровнем выше), там2уже не2примут новые доказательства, потому что2они не2были заявлены в2суде первой инстанции. И2вроде правда на2стороне компании, а2дока- зать правоту в2суде не2получится.
185
Какдобиться выполнения договора
Бывает, что2подача в2суд2— скорее пиар-ход, чем2реальное жела- ние судиться. Знайте, что2в2гражданский суд можно обращаться и2для2этих целей: подали иск, потом отозвали2— и2всё без2послед- ствия для2себя и2нарушителя.
Иван Шестов,
директор коммерческой деятельности имаркетинга «Бургер Кинг Россия»
Сергей Шнуров написал стихотворение о«Бургер Кинге», чтонаша еда вызывает икоту. Мы подготовили исковое заявление идаже по-настоящему подали его всуд.
Иск был озащите деловой репутации ивзыскании убытков. Сергей
Шнуров давно вэтом бизнесе ипонимает пиар очень неплохо: он написал второй стих, где сильно смягчил позицию окомпании. Мы решили, чтоконфликт исчерпан, иотозвали иск.
Хотелили мы судиться? Конечно, нехотели. Это лишь повод дляСМИ, аСергей, несговариваясь снами заранее, поддержал игру исделал всё очень профессионально.
На следующем развороте я приведу пример досудебной претен- зии. Советую пользоваться не столько самим текстом претен- зии, сколько структурой слева. Помните, что именно фиксация факта невыполнения контрагентом своих обязательств и струк- турные элементы делают претензию действительной, а не кон- кретные формулировки и стиль.
Хотя, безусловно, воинственный дух и ссылки на законы могут произвести впечатление на некоторых контрагентов и заста- вить их шевелиться.