Файл: Дмитрий Гриц Адвокат бизнеса 20 юридических консультаций понятным языком Москва ! # Isbn 9785961426762 Дмитрий Гриц, 2019 ооо Альпина Паблишер, 2019.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

186
Адвокат бизнеса
Пример претензии
Откого претензия
икому
ООО «7 гномов» к%ООО «Яблоки».
Описание ситуации
ивчемсуть
претензии
01.01.1812 ООО «7 гномов» заключили договор поставки с%ООО «Яблоки» (далее Договор).
Выгодоприобретателем по%данной сделке в%Договоре поименовано физическое лицо
Белоснежка, паспорт серия 9999 номер 999 999.
01.01.1854 между ООО «7 гномов» и%ООО
«Яблоки» было заключено дополнительное соглашение к%Договору.
Согласно п. 2.2 Договора Поставщик обязан был передать Выгодоприобретателю яблоко в%количестве 1 штука, отвечающее специфика- ции товара (Приложение 1)%— далее Товар.
Цену, предусмотренную п. 3.6 Договора, Поку- патель Поставщику уплатил, о%чем%имеется подтверждение в%виде платежного поручения с%отметкой лесного банка об%исполнении.
Поставленный Товар не%отвечает требованиям, предусмотренным в%Приложении 1, ввиду содер- жания в%своем составе веществ, могущих при- чинить вред жизни и%здоровью людей. Данные недостатки Товара являются неустранимыми.
Нормативное
подкрепление
В%соответствии со%ст. 518 ГК РФ Покупатель
(получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ста- тьей 475 настоящего Кодекса, за%исключением случая, когда поставщик, получивший уведом- ление покупателя о%недостатках поставленных товаров, без%промедления заменит поставлен- ные товары товарами надлежащего качества.
Согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ в%случае существен- ного нарушения требований к%качеству товара
Покупатель вправе отказаться от%исполнения договора купли- продажи (или%поставки) и%потре- бовать возврата уплаченной за%товар денежной суммы.

Требование
В%связи с%указанными обстоятельствами тре- буем произвести замену товара ненадлежащего качества не%позднее 1 (одного) дня с%момента получения настоящей претензии. В%противном случае требуем вернуть уплаченные денежные средства за%Товар в%течение 3 (трех) рабочих дней со%дня получения настоящей претензии.
Мотивирующая
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   23

часть
В%случае вашего отказа от%добровольного удовлетворения требований ООО «7 гномов» оставляет за%собой право на%обращение в%суд для%защиты собственных прав, а%также в%право- охранительные органы с%целью проверки ваших действий на%составы преступлений, преду- смотренных ст. 159 УК РФ (мошенничество),
238 УК%РФ (сбыт товаров, не%отвечающих тре- бованиям безопасности). Уведомляем вас, что%в%судебном разбирательстве дополнительно нами будут заявлены расходы на%судебного представителя (не%менее 100 000 руб лей), возме- щение убытков, а%также неустойки и%штрафы.
Документы
дляподтверждения
Документы для%подтверждения позиции:
1. Копии договора поставки с%приложениями и%дополнительным соглашением.
2. Заключение экспертизы о%составе товара.
3. Платежное поручение с%отметкой банка.
Реквизиты
пострадавшей
стороны: название,
правовая форма,
адрес, счет вбанке
Направить деньги по%следующим реквизитам:
БИК
ИНН / КПП…

188
Адвокат бизнеса
Медиация: еслинужен результат, анепосудиться
В2России не2очень эффективно судиться. Суд2— это долго, дорого и2без2гарантий результата. И2даже если выиграл суд, не2факт, что2получишь деньги. Подрядчик или2клиент к2тому моменту может обанкротиться, и2тогда образуется очередь из2таких2же кредиторов, как2и2вы. У2всех есть требования к2этому разорив- шемуся контрагенту, но2денег на2всех не2хватит. Если вероят- ность договориться до2суда выше нуля, то2переговоры будут точно результативнее.
Когда стороны решают конфликт в2 суде, варианты реше- ния сужаются до2рамок исковых требований. Соответственно, результат сводится к2вердикту суда: удовлетворить требования или2отказать. В2суде никто не2придумывает альтернативных способов решения проблемы. И2наоборот: если вести переговоры, можно придумать неожиданное творческое решение проблемы.
Наконец, победитель по2 решению суда всё равно может остаться в2проигрыше: получить причитающееся по2решению суда трудно. Это только кажется, что2раз выиграл2— вторая сто- рона сразу пойдет выполнять решение суда. На2практике это не2так. Исполнение решения суда можно затягивать и2затягивать.

189
Медиация: еслинужен результат, анепосудиться
Поэтому в2случае конфликта лучше договориться с2оппонентом без2суда. Такие переговоры называются внесудебным урегули- рованием спора. Один из2способов договориться2— медиация, то2есть провести переговоры с2участием посредника.
Медиатор2— не2парень с2улицы и2не2лучший друг, а2профес- сиональный посредник. Он делает всё, чтобы стороны пришли к2решению, которое всех устроит. Также он должен быть неза- висимым2— чтобы обе стороны понимали, что2этот человек не2играет за2какую-то2одну сторону. Но2важно, что2медиатор не2выносит никакого решения, он лишь обеспечивает процедуру переговоров, чтобы они были результативными.
Медиатор помогает сторонам отойти от2 формулировки иска и2посмотреть на2ситуацию шире: найти второй, третий, четвертый варианты разрешения конфликта. Ведь по2 факту нужен не2выигранный иск, а2деньги, доля, конкретный бизнес или2что-то2еще.
Медиация подходит для2споров, где есть человек, с2которым можно договориться, и2 этот человек принимает финальное решение. Это могут быть споры с2сотрудниками, соучредителями, подрядчиками и2клиентами. Спор может быть о2чем2угодно: вос- становление на2работе, выплата доли или2раздел бизнеса. Медиа- ция идеально подходит по2семейным спорам, особенно если они касаются общих детей супругов, но2об2этом нужна другая книга.
А2вот, например, с2ФНС медиации не2получится. Если нало- говая заблокировала счет, там2не2с2кем2договариваться, потому что2нет единственного человека, который отвечает за2блоки- ровку. Вернее, он, может быть, и2есть, только ответственность на2себя в2таких структурах никто не2возьмет.
Я2 оказываю услугу медиации и2 каждый месяц провожу несколько таких переговоров. Участники разные: от2совладельцев компаний, которые поссорились и2хотят разойтись, и2увольня- ющихся сотрудников до2супругов, которые разводятся и2решают, с2кем2останется ребенок.


190
Адвокат бизнеса
Как2бы вы ни2относились к2оппоненту по2конфликту, скорее всего, ваши пути в2будущем еще2пересекутся, поэтому лучше разойтись миром, пусть и2худым.
Пожелания спорящих сторон в2бизнес- спорах хорошо приво- дить к2единой системе измерения, обычно это деньги. Вроде все спорят о2своем, но, как2только приняли, в2чем2измерять догово- ренности, сразу легче договариваться. Потому что2тогда желания друг друга можно сравнивать, обменивать, складывать и2вычи- тать.
Невысказанная претензия2— нерешенная претензия. Никто другой не2может догадаться за2вас, что2вам что-то2нужно. По этому всё надо озвучивать, даже если это неприятно или2одолевает сму- щение. Озвучить претензию напрямую бывает страшно по2раз- ным причинам: страшно раскрыть позицию, быть непонятым или2показать слабость. Поэтому в2ходе медиации спорящие сто- роны говорят о2своих потребностях не2друг другу, а2независи- мому медиатору лично, в2отсутствие другой стороны. Благодаря этому спор решается быстрее и2конструктивнее.
Мотивация.
Я2знаю, что2обычно два человека в2ситуации кон- фликта не2хотят ничего обсуждать и2даже разговаривать друг с2другом. Типа: «С2ним не2о2чем2говорить», «Невозможно дого- вориться», «Он ничего не2понимает», «У2нас особый случай, тут медиация не2поможет».
Чтобы медиация состоялась, нужно создавать условия. Есть классное понятие2— BATNA, от2английского: Best Alternative to a Negotiated Agreement, или2«наилучшая альтернатива перего- ворному решению». Термин ввели специалисты Гарвардской школы переговоров Фишер и2Юри в219812году в2своей книге Getting to YES: Negotiating Agreement Without Giving2In. Это некоторый
«План Б», к2которому стороны прибегнут, если не2договорятся.
Для2конструктивных переговоров лучше, чтобы иллюзии сто- рон по2поводу их2«Планов Б» были реалистичными или2этих планов вовсе не2было.

191
Медиация: еслинужен результат, анепосудиться
А2есть еще2понятие WATNA2— Worst Alternative to a Negotiated
Agreement, или2«наихудшая альтернатива переговорному реше- нию». Это ответ на2вопрос: «Что2самое худшее может произойти, если вы не2договоритесь?». Разумные ответы на2такой вопрос очень часто сподвигают стороны договариваться. Задавайте его себе и2оппонентам.
Если у2сторон нет иного пути добиться своего, кроме как2через переговоры, эти переговоры состоятся.
Может быть такое: один хочет договориться миром, другой отказывается или2тянет время. Скорее всего, у2него есть другой способ добиться результата, о2котором мы не2знаем (его BATNA).
Тогда медиация не2состоится, ведь для2выработки совместного решения нужно, чтобы все сели за2стол переговоров по2своей воле.
Нужно создать условия, при2которых у2сторон не2остается других вариантов.
Например, есть ресторан, который арендует помещение. Сей- час договор краткосрочный, на211 месяцев. Договор подходит к2концу. Арендодатель обещал еще211 месяцев назад зарегистри- ровать договор, чтобы ресторан мог получить лицензию на2алко- голь. Но2очевидно, что2арендодатель никуда не2спешит. «Сейчас работают и2ничего, поработают еще».
В2этой ситуации арендодатель может не2регистрировать дого- вор аренды еще2долго, потому что2он ничем не2рискует и2ему всё равно заплатят за2каждый следующий месяц. «Куда они денутся?»
Так вот: чтобы арендодатель начал спешить, можно объявить, что2ресторан съезжает: мол, нужна лицензия, а2раз вы не2шеве- литесь2— ну, мы пошли. Арендодатель поймет, что2вот-вот нач- нет терять деньги, и2что-то2предпримет.
Медиация помогает в самых разных конфликтах, потому что это инструмент общения, а не специфическая техника разборок.
Дальше посмотрим на разные механизмы конфликтов: корпора- тивного, трудового и финансового. Во всех этих случаях медиа- ция может помочь не довести до крайностей.


192
Адвокат бизнеса
Конфликт партнеров побизнесу
Есть понятие корпоративного конфликта2— это когда спорят партнеры по2бизнесу: совладельцы или2соучредители. По2моему опыту партнеры конфликтуют чаще всего по2таким причинам:
z
Нетак работают.
У2партнеров не2совпали представления о2том, как2каждый из2них должен работать, что2делать, за2что2отве- чать, по2каким вопросам его мнение решающее. Один счи- тает, что2другой должен держать руку на2пульсе круглосуточно, а2не2уезжать в2отпуск на2месяц; другой считает, что2он «не2зря ушел из2найма и2стал совладельцем бизнеса, поэтому может и2отпуск себе позволить».
z
Нетуда ведет бизнес.
Партнеры по-разному видят будущее компании: один хочет развивать, другой2— делить прибыль.
Один хочет запускать новые продукты, другой2— накопить подушку безопасности.
z
Внезапные проблемы,
которые до2 этого не2 обсуждались.
Например, бывшая жена партнера внезапно оказалась среди владельцев. У2нее доля небольшая, но2осадочек остался…
z
Злой умысел:
воровство, откаты, торговля секретами, любое злонамеренное поведение.
z
Обида.
Почти всегда корнем проблемы называют деньги: например, кто-то2кому-то2больше должен или2зря потра- тил бюджет. Но2 в2 ходе переговоров выясняется, что2 дело не2 в2 деньгах, а2 в2 обиде. Один совладелец сказал о2 другом что-то2 не2 слишком приятное при2 сотрудниках, и2 теперь по2офису ходят шуточки. Ну он и2обиделся. А2там2подтяну- лись проблемы: не2та стратегия, не2тот продукт и2вообще мы по-разному смотрим на2бизнес. При2этом началось всё с2обиды, которая не2касалась деловых вопросов.

193
Медиация: еслинужен результат, анепосудиться
Для2медиации во2время корпоративного конфликта советую арендовать зал в2 тихом ресторане или2 гостинице. На2 худой конец2— другой офис или2конференц-зал на2несколько часов.
Иначе поговорить не2удастся: пока начальство сидит в2переговор- ной, их2будут постоянно дергать «срочно подписать документ».
Как-то2я2вел переговоры прямо в2офисе компании, участво- вали четыре человека2— владельцы этой компании. Так вот: пока одна пара обсуждала условия, вторая пара ушла, мол, на2секунду, проверим кое-что. И2так пропали на2двадцать минут. Когда они вернулись, было видно, что2они думают о2чем-то2своем и2им уже не2так важны переговоры.
Чтобы вопросы решались, нужен фокус на2проблеме, решении и2на2процессе переговоров. Поэтому лучше найти нейтральное пространство. Как2и2с2партнерской сессией, когда обсуждаются деликатные вопросы.
Обманутые ожидания.
На2медиации часто разбирают ожидания, которые не2совпали. Медиатор должен собрать «боли» и2ожида- ния со2всех сторон и2помочь найти способы их2решить.
z
Ожидание: «Мы говорили, что2оба работаем полный день, а2он решил зимовать в2Таиланде, с2чего вдруг нам теперь нужно делить прибыль пополам, когда он четыре месяца отсутство- вал?
z
Боль: партнер получает больше, хотя меньше работал.
Это2несправедливо.
z
Как решить: второй партнер может получить больше при- были2— пропорционально отпуску первого2— или2получить такой2же длинный отпуск.


194
Адвокат бизнеса
Оценка независимого эксперта.
Ситуация: один из2партнеров выходит из2бизнеса и2требует «адекватную выплату в2счет его доли», иначе он уведет клиентскую базу (к слову о дружбе, веч- ной верности, лояльности и хороших семейных отношениях).
Другие партнеры не2хотят столько платить.
Хороший вариант2— попросить помощи у2независимого оцен- щика. Он назовет стоимость, партнеры ее обсудят и2договорятся о2взаимоприемлемом решении. Сила схемы заключается в2том, что2это не2партнер продавил свое мнение, а2нашли независи- мое лицо. Тут есть эксперт, ему доверяют, он говорит свое слово, ничье эго не2задето.
Однажды на2переговорах независимого оценщика искали так.
Один партнер называет число от23 до220, он выбрал2—25. Второй определяет поисковую систему, остановился на2«Яндексе».
Потом они забили в2«Яндекс» «оценка бизнеса», увидели спи- сок компаний и2выбрали пятую компанию. К2ней обратились за2оценкой.
Еще2пример о2независимом оценщике. Идут переговоры о2сотруд- нике. Один из2партнеров нанял родственника на2топовую пози- цию, а2двое других считали, что2родственник не2справляется и2его надо2бы уволить.
Мы нашли компанию, которая проводит кадровый аудит. Она провела тесты и2замеры компетенций, выдвинула заключение.
Сотрудник и2правда оказался слабым. Партнер- родственник согласился с2объективной оценкой и2уволил сотрудника.
Независимая оценка может стать хорошим охлаждающим фактором в очень серьезных спорах, особенно когда дело касается семьи, отношений или оценки чьей-то деятельности. Я пред- ставляю, как в приватном разговоре партнер произносит такие слова: «Нет, ну если бы Леша действительно хорошо работал, я бы еще за него поборолся. Но ведь он подвел нашу семью! Да ему за такое...» — независимая оценка помогла партнеру выйти из конфликта, не потеряв лицо и не испортив отношения с семьей.

195
Медиация: еслинужен результат, анепосудиться
Медиация помогает сконструировать новое решение.
Четыре парт- нера разругались и2хотят разделить бизнес. У2компании четыре направления. Кажется, что так и можно поделить компанию2— по2направлению на2партнера. До2медиации они абсолютно точно решили делить бизнес и уже даже придумали, как назвать свои новые направления, чтобы всем было точно понятно, что теперь это разные компании.
Мы начали обсуждение конфликта. И2через несколько часов переговоров стало понятно, что, если разделить бизнес, он просто умрет. Поодиночке направлениям не2выжить, потому что2поставщики уберут скидки за2объем, появятся кассовые раз- рывы из-за2сезонности каждого отдельного направления, могут появиться проблемы с кредитованием. Плюс могут быть про- блемы с привлечением новых партнеров, которые пробьют новые компании по базам данных юрлиц.
В2итоге партнеры решили уладить разногласия и2продолжить делать бизнес вместе. А2если не2выйдет, то2один из2них оставляет компанию себе и2выкупает долю остальных. И это решение было взвешенным и продуманным, никто не остался в обиде. Даже наоборот: кажется, что, пока партнеры искали решение, они на короткое время были в одной команде.
Анастасия Татулова,
владелец сети семейных кафе «АндерСон»
Медиация— большое благо длябизнеса. Еслибы яузнала обэтом инструменте раньше, избежалабы долгого ибестолкового корпоративного конфликта, вкотором сожгли много нервов, времени иденег.
Вконце переговоров всё равно приходим ккакой-тодоговоренности исумме денег, ноэто уже отусталости. Аядумаю, чтонадо найти всебе силы сразу садиться застол переговоров.