Файл: Дмитрий Гриц Адвокат бизнеса 20 юридических консультаций понятным языком Москва ! # Isbn 9785961426762 Дмитрий Гриц, 2019 ооо Альпина Паблишер, 2019.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

284
Адвокат бизнеса
Прописать возможные проблемы.
Головная компания работает в2отрасли явно дольше, чем2ее франчайзи, поэтому знает гораздо больше подводных камней: что2делать, если клиент расшибся, отравился, отказался платить, повадился возвращать покупки, пришла проверка и2т. д. Такая информация тоже ценна фран- чайзи, они готовы ее покупать.
Проблемы могут касаться не2 только работы с2 клиентом, но2и2отношений с2франчайзи. Все потенциально спорные ситу- ации я2советую обсудить с2франчайзи лично. Что, если у2фран- чайзи низкая выручка и2инвестиции не2отбиваются? Что, если франчайзи предложат открыть параллельный бизнес на2той2же площадке? Даже если вы напишете суперподробные правила, это всё равно не2заменит разговор. Важно, чтобы франчайзи не2только подписался под2договором и2правилами, а2еще2понял и2принял их.
Максим Журило,
основатель компании I Love Supersport
Мы сюристами глубоко прорабатывали нашу франшизу сюридической стороны. Идаже нестолько прозащиту отфранчайзи, сколько дляфранчайзи.
Важно прописать все серые зоны имелочи. Головная компания продает втом числе исвой опыт, поэтому важно весь свой опыт упаковывать иделиться им сфранчайзи.
Поэтому умеждународных устойчивых франшиз серьезный пакет документов, который они передают своим франчайзи, ите пользуются всем готовым иполностью защищены.
Выжимка издоговора сважнейшими условиями.
Будем реали- стами: не2все готовы внимательно читать договор. Пробежались по2диагонали, что-то2выцепили, «ага-ага» и2давай подписывать2—
«в2случае чего договоримся». А2потом выясняется, что2франчайзи не2собирался платить процент, решил уводить выручку в2другую

285
Какюридически защитить франшизу компанию или2придумал схему налоговой оптимизации, кото- рая вредит всей сети.
Я2советую исходить из2того, что2франчайзи читают дого- вор невнимательно и2ключевые позиции с2ними надо прораба- тывать индивидуально. Для2этого нужна выжимка из2договора.
Выжимку пишем простыми словами, без2зубодробительных терминов. Ее задача2— помочь франчайзи понять условия работы.
В2конце памятки советую написать фразу:
«Данный документ носит информационный характер. Все
юридически значимые положения закреплены исключительно
вдоговоре коммерческой концессии, настоящая памятка
неявляется его частью»
Эта фраза нужна, чтобы франчайзи потом не2пошел в2суд с2памят- кой наперевес.
Контролировать франчайзи.
В2договоре коммерческой концес- сии предусмотрите инструменты, с2помощью которых вы будете контролировать своих франчайзи. Ежемесячные отчеты, кон- трольные закупки, учет в2IT-системе, посещение места оказания услуги2— конкретно прописываем, в2каком порядке это происхо- дит. Если не2контролируете франчайзи, скорее всего, они скоро станут самостоятельными.
Михаил Смолянов,
сооснователь компаний «Мегаплан», «Финолог»
«Финолог»— сервис управленческого учета. Франшиза в«Финологе» классно работает намасс-маркет, потому чтоунас хорошее
IT-решение, которое помогало малому бизнесу решать свои задачи, поэтому франчайзи, продававшие это решение, были ввосторге.
Нокактолько компания— пользователь сервисом «Финолог» измасс-маркета переходила кфранчайзи наперсональный дорогой финансовый консалтинг, это переставало работать дляфранчайзера, длянас. Такие факты обращений частенько скрывались отнас.
Аотследить это было почти нереально.


286
Адвокат бизнеса
Зарегистрировать договор коммерческой концессии.
Договор коммерческой концессии регистрируется в2Роспатенте. Цепочка такая: договор концессии не2работает без2товарного знака, право на2товарный знак нужно регистрировать в2Роспатенте, поэтому и2весь договор тоже нужно регистрировать там2же.
Если его не2зарегистрировать, считайте, что2предоставление права использовать комплекс исключительных прав не2состоя- лось. Франчайзи вправе требовать предоставления такого права.
При2этом он уже пользовался вашими наработками определен- ный срок и2заплатил вам за это какие-то деньги.
Судебная практика сейчас по2этому вопросу очень неодно- значная, поэтому мой совет2— регистрировать договор. Лучше потратить время и2деньги на2формальность, чем2потом вернуть франчайзи все его деньги.
Возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Возможно, франчайзи не2 будет таким добросовестным, как2это казалось на2переговорах, и2начнет портить вам репу- тацию и2приносить убытки. Или2его финансовые показатели из-за2неправильной работы далеки от2идеала, а2у2него эксклю- зив еще2на2какое-то2время на2конкретный город.
На2этот случай хорошо2бы предусмотреть возможность рас- торгнуть договор. Например, если он не2выполняет KPI по2осво- ению вверенной территории или2неоднократно грубо нарушает договор коммерческой концессии.
Итого: регистрируйте товарный знак, оформляйте должным образом секреты производства, регистрируйте договоры коммер- ческой концессии, но2при2этом имейте реальную возможность контролировать и2влиять на2работу ваших франчайзи.

Формы продажи франшизы.
Для2франшизы есть свой специаль- ный договор2— это договор коммерческой концессии. По2этому договору компания- франчайзер передает франчайзи право на2использование товарного знака и, например, ноу-хау.
Для2договора коммерческой концессии нужен зарегистрирован- ный товарный знак, наличие исключительных прав на2секреты производства (ноу-хау) и2регистрация самого договора. Не2у2всех компаний, которые строят франшизу, есть это всё, поэтому они используют другие договоры. Например:
z
Договор оказания услуг.
Обычно по2 такому договору ком- пания обещает консультацию. Допустим, владелец пекарни продает франшизу. По2договору услуг он научит другого пред- принимателя, как2ее строить: какое оборудование подходит и2на2чем2сэкономить, подсказки для2ремонта, советы по2найму.
z
Договор поставки.
Франшизу продает всё тот2 же пекарь, но2теперь по2договору поставки. По2такому договору он продает оборудование для2пекарни и2полуфабрикаты из2теста. Часто договор поставки объединяют с2договором услуг, поэтому от2пекаря будет и2консультация, и2оборудование для2выпечки.
z
Лицензионный договор.
Его используют, если компания передает программу, например собственную CRM для2заказа.
Или2 если передаются права на2 эксклюзивные материалы по2бизнес- процессам (ноу-хау). Допустим, пекарь развивает интернет- магазин замороженных полуфабрикатов. Своим франчайзи он предлагает использовать его2же CRM для2зака- зов и2его секрет производства, прописанный в2документах.
Все2же я2советую продавать франшизу по2договору коммерче- ской концессии. При2этом развивайте IT-инфраструктуру, управ- ление и2продажи, чтобы быть ценным для2франчайзи. На2это ставят большинство успешных франшиз, и2при2этом их2модель устойчивая.


288
Адвокат бизнеса
Опционы: мотивация управленцев
К2вам пришел руководитель высшего или2среднего звена и2гово- рит: «Хочу долю в2компании. Зарплата не2мотивирует что-то».
Так бывает. Посмотрим, что2с2этим делать с2правовой и2бизне- совой точки зрения.
Для2начала нужно выяснить, почему человеку хочется именно долю. Может быть, дело не2в2самой доле, а2в2чем-то2еще. Может быть, человек хочет зарабатывать вместе с2ростом бизнеса2— тогда можно предложить премию от2общей прибыли. Или2чело- век хочет иметь право влиять на2стратегию компании2— тогда берем его в2совет директоров. Может быть, человек хочет полу- чать пассивный доход, который не2был2бы завязан на2его еже- дневной работе,2— а2что2он тогда планирует делать с2ежедневной работой?
Допустим, вы поговорили и2выделение доли кажется вам целесообразным. Но2не2надо ее просто брать и2выделять. Есть специальные конструкции, которые помогают это сделать без- опаснее и2с2большей выгодой. Например, есть конструкция в2виде передачи доли в2будущем под2каким-то2условием. Это опцион.
Опционы2— целая вселенная, поэтому в2этой главе2— самое важное.

289
Опционы: мотивация управленцев
Какими бывают опционы
Опцион2— это право купить или2продать актив на2каких-то усло- виях и2при2каких-то2условиях в2будущем. Активом могут быть акции или2доля в2компании, облигации и2другие инструменты.
Проще говоря, опцион2— это «если ты заработаешь нам миллиард, мы дадим тебе право купить 10% нашей компании за2миллион руб лей». Мы поговорим о2доле во2владении компании, но2доля и2акция по2сути одно и2то2же, только «доля»2— часть компании в2форме ООО, «акция»2— в2акционерных обществах.
Периодически опционы используют, чтобы ключевые сотруд- ники достигали больших результатов. Для2этого используют
«опцион на2долю»2— право в2будущем купить или2получить бес- платно долю в2компании.
Бывает два вида опционов: колл-опцион (call option)2— право купить и2 пут-опцион (put option)2 — право продать. Опцион на2покупку доли2— это колл-опцион.
Вот упрощенно схема. Допустим, я2работаю управляющим в2компании. Меня вызывает собственник и2говорит: «Дима, если компания увеличит свой оборот в2два раза при2твоей помощи при2том2же уровне рентабельности, ты получаешь право купить долю в2компании. Цена покупки доли2— из2расчета сегодняш- ней прибыли».
Что2происходит. Я2выигрываю в2деньгах: сейчас доля компа- нии стоит 100 условных единиц, а2если я2удвою оборот компа- нии при2той2же рентабельности, то2цена доли тоже увеличится в2два раза, а2мне ее предложат купить по2сегодняшней. Выгодно.
Компания тоже выиграла. Теперь у2меня есть ориентир, куда прикладывать силы, и2меня волнуют не2локальные показатели, а2конкретный и2глобальный2— стоимость компании.
У2опционов есть срок реализации, он может быть любым: хоть год, хоть десять лет. Например, как2только цена компании вырас- тет, у2управляющего два года на2покупку доли.


290
Адвокат бизнеса
Опционы используют быстрорастущие компании или2стартапы, когда компания только начинает работать. Частая схема такая: стартап хочет переманить к2себе сильных специалистов, но2они сейчас работают в2известных компаниях и2получают золотую зарплату.
Стартап не2 может конкурировать ценой и2 тогда вме- сто зарплаты предлагает долю в2компании: мол, у2тебя будет такая-то2доля, и2ты сможешь ее продать, когда мы окажемся на2пике. Сотрудник всё равно получит деньги, только не2сразу.
Опцион дают не2только за2результат, а2еще2за2время работы в2компании. Например, компания разрабатывает новый про- дукт, за2разработку отвечает технолог. Чтобы он не2ушел раньше времени, работодатель предлагает опцион: если отработает пять лет, получит долю в2компании.
Андрей Стыскин,
генеральный директор «Яндекс.Технологии» ируководитель сервиса «Яндекс.Поиск»
В«Яндексе» опционная программа является частью стандартной системы компенсации сотрудников. Каждые полгода проходит оценка сотрудников. Иначиная сопределенного грейда (уровня позиции) порезультатам ревью приположительной оценке сотруднику полагается увеличение зарплаты и/илипремия, атакже опционы наакции «Яндекса» понулевой стоимости.
Опционы становятся доступны дляреализации (продажи сцелью получить деньги порыночной цене илинепосредственно акции) несразу, апорасписанию вестинга: четверть становится доступна через год, апотом следующие три года равными долями каждый квартал. Акции свободно торгуются набирже NASDAQ, атакже наМосковской бирже.
Такой механизм свыдачей опционов добавляет нацеленность сотрудников настратегические цели иуспех всей компании вцелом.

291
Опционы: мотивация управленцев
Начтообратить внимание приопционах
Влияние накомпанию.
Если сотрудник получает опцион, а2значит, и2долю в2компании, он становится собственником. И2из-за2этого может снизиться управляемость всей компании.
Оформление.
Для2 оформления опциона на2 долю для2 сотруд- ника нужно опционное соглашение. В2нем указывается условие, при2выполнении которого сотрудник получает право приобре- сти долю в2компании. Опционное соглашение заверяем у2нота- риуса в2виде опцион- оферты.
Когда сотрудник станет совладельцем компании, важно установить правила распоряжения своей долей, поведения при2голосовании и2принятии решений. Это всё устанавлива- ется в2корпоративном договоре. Лучше составить этот документ до2предоставления опциона, чтобы вы заранее договорились о2правилах работы и2выхода из2компании. Потому что2сейчас этот человек2— пока сотрудник и2у2него одно отношение к2жизни и2работе. А2потом он может стать совладельцем, и2договариваться с2ним в2этом состоянии будет сложнее.
Вот пример из2жизни. Был классный разработчик, ему наску- чила работа, и2он стал подумывать об2уходе из2проекта. Тогда вла- дельцы предложили ему опцион: если он проработает еще2год и2закончит определенный продукт, то2он получит бесплатно 10% компании. Так и2договорились. Через год ему действительно пре- доставили всё, что2обещали. Но2не2прописывали ничего, считали, что2он продолжит развивать проект. А2разработчик, став совла- дельцем, стал просто неуправляемым: перестал ходить на2работу и2 что-либо делать. И2ни2к2чему хорошему такой непродуманный опцион не2привел.
Опционное соглашение может быть и2частью корпоратив- ного договора. Но2опционное соглашение заверяется у2нотариуса, а2договор2— не2обязательно, поэтому их2разделяют в2отдельные документы: так проще и2дешевле.