Файл: Дмитрий Гриц Адвокат бизнеса 20 юридических консультаций понятным языком Москва ! # Isbn 9785961426762 Дмитрий Гриц, 2019 ооо Альпина Паблишер, 2019.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
274
Адвокат бизнеса
Максим Ильяхов,
автор книги «Пиши, сокращай»,
главный редактор «Тинькофф- журнала»
Ябыл пообе стороны баррикад: изащищающим товарный знак, инарушителем, правда случайным.
Какой-токопирайтер врекламе своих курсов использовал книгу, вернее ее название: «Пиши, сокращай». Яктому времени уже подал заявку нарегистрацию товарного знака, поэтому направил приветственное письмо коллеге. Упоминание окниге убрали.
Водной статье мы ради забавы использовали иллюстрацию скульптуры Родины- матери вВолгограде. Нанас наехали правообладатели товарного знака— оказалось, этот памятник охраняемый. Мы нестали спорить, отбились, закрыв ее плашкой.
Если кто-то2использует ваш товарный знак, вы праве потребо- вать компенсацию от2десяти тысяч до2пяти миллионов руб лей.
Размер зависит от2обстоятельств. Рассмотрим три ситуации:
z
Конкурент использует товарный знак, компания отпра- вила претензию, те не2 образумились и2 продолжают рабо- тать под2ним.
z
Кто-то2 зарегистрировал домен сайта, а2 потом оказалось, что2 этот домен точно повторяет зарегистрированный товарный знак. При2этом считаем, что2продали они товаров столько2же, сколько в2ситуации 1.
z
Или2сначала появился домен, а2знак зарегистрировали позже.
Теперь представим, что2во2всех ситуациях правообладатель пошел в2суд и2требует компенсацию за2незаконное использование его товарного знака.
В2первой ситуации компенсация будет больше, во2второй2— меньше, потому что2владелец домена мог и2не2догадываться, что2кто-то2зарегистрировал такой2же товарный знак. А2в2тре-
275
Какразличаться нарынке изащитить свой бренд тьей ситуации, скорее всего, выиграет владелец домена и2не2будет выплачивать компенсацию. Хотя и2использовать этот домен ему могут в2конечном итоге запретить.
Если ущерб от2 использования товарного знака превысил
250 000 руб лей, нарушителя можно привлечь и2 к2 уголовной ответственности, а2это уже возможная судимость.
Георгий Соловьев,
совладелец иCEO SkyEng
Когда мы спохватились, чтоунас нет регистрации товарного знака, оказалось, чтобывший сотрудник вУкраине зарегистрировал его насебя. Истал писать вовсе социальные сети— «Ютуб», «Фейсбук»,
«Инстаграм», — чтобы они заблокировали наш контент. Якобы права унего, амы незаконно используем товарный знак изарабатываем наэтом.
Мы потеряли много времени иденег, пока доказывали, чтоэтонам принадлежат права наSkyEng, иразблокировали контент. Изэтой истории японял, чторегистрировать товарный знак нужно чуть раньше, чемпопадешь всписок «Форбс».
Сроки.
Регистрация товарного знака2— явление не2моменталь- ное. От2подачи заявки до2выдачи свидетельства о2праве на2знак может пройти от2семи месяцев до2полутора лет, и2это если всё успешно. Но2приоритет на2конкретный товарный знак появля- ется в2момент подачи заявки.
Ваши права на2зарегистрированный товарный знак действуют десять лет с2момента подачи заявки. Если хотите сохранить за2собой товарный знак, в2последний год этого срока продлева- ете его действие. И2так сколько угодно раз.
Если в2течение трех лет вы не2использовали товарный знак и2не2сможете доказать обратное, конкурент может через суд пре- кратить охрану товарного знака. Компания использует знак, если, например, маркирует им товары, использует на2сайте и2в2соци- альных сетях.
276
Адвокат бизнеса
Стоимость регистрации.
Услуга по2регистрации товарного знака платная, и2чем2больше классов вы закрываете, тем2выше стои- мость. Ориентировочно за2регистрацию товарного знака в2одном классе государственной пошлины в220192году придется запла- тить около 23 000 руб лей.
Товарный знак в2других странах. Права на2товарный знак рас- пространяются на2территории конкретного государства. Поэтому, если у2вас международный бизнес, придется регистрировать товарный знак во2всех странах, где работаете или2собираетесь.
Для2международной регистрации есть два пути: идти в2каж- дую национальную систему с2отдельными заявками или2реги- стрировать через Мадридскую систему регистрации товарных знаков. Во втором случае принцип такой: подаешь заявку, выби- раешь государства из2списка участников и, если никто из2выбран- ных государств не2заявил, что2у2них зарегистрированы права на2такой товарный знак, регистрируешь его за2собой. При2этом регистрация проходит сразу в2нескольких странах, и2не2надо воз- иться с2каждой в2отдельности.
Людмила Норсоян,
владелец бренда инновационного трикотажа Norsoyan, основатель Fashion Factory School
Язарегистрировала марку Norsoyan, кактолько поняла масштабы задумки. Если кажется, чтопобежим далеко инадолго, надо сразу регистрировать. Причем янетолько вРоссии зарегистрировала свои права, ноивКитае, какосновном поставщике контрафакта.
Ясчитаю, чтодлямоей стилистики Китай— отличный рынок сбыта.
Здорово незабывать, чтонужно грамотно подойти кклассам товаров, где регистрируется знак. Явыбрала максимум подходящих, делала почти всё сама иуже давно, потратила нарегистрацию около @;' ''' руб лей, восновном нагосударственные пошлины.
277
Какразличаться нарынке изащитить свой бренд
Доменное имя итоварный знак.
Еще2есть доменное имя. Сайт tvit.ru2— доменное имя здесь tvit. Так вот: доменное имя не2охра- няется. Любая компания может выбрать в2качестве домена tvit, если он свободен. Более того, любой человек может зарегистри- ровать товарный знак tvit и2попытаться забрать домен.
Есть сайт с2большой посещаемостью, и2в2посещаемость вло- жены сотни тысяч руб лей. И2 тут злодей открывает компа- нию с2таким2же названием, как2домен, и2делает это раньше, чем2открылась компания владельца домена. Или2покупает дей- ствующую компанию с2таким2же названием, как2домен, которая работала до2регистрации домена. А2второй злодей регистрирует товарный знак со2словом, совпадающим с2доменом.
Теперь оба злодея могут запретить владельцу сайта использо- вать доменное имя, потому что2это нарушает права на2фирмен- ное наименование и2товарный знак. Кто2выиграет2— практика неоднозначная, но2если кто-то2из2злодеев, то2с2доменом уйдет и2часть трафика.
Чтобы такого не2случилось, советую регистрировать товарный знак или2как2минимум компанию с2названием как2ваш домен.
В2этом случае домен станет частью товарного знака или2фир- менного наименования, и2конкурент не2сможет его использо- вать просто так.
Процесс регистрации.
Товарный знак регистрирует Федераль- ная служба по2интеллектуальной собственности (Роспатент).
Там2работают люди, которые принимают решение: регистри- ровать определенный знак или2 нет. Решение принимается в2несколько этапов, между ними может быть переписка, заявку могут несколько раз отклонять или2отправлять на2доработку.
Всем этим лучше пусть занимается патентный поверен- ный2— он знает, как2готовить ответы экспертам Роспатента, берет на2себя переписку и2подачу заявлений, от2вас требуется только оплатить госпошлины. Но2если вы не2спешите по2сро- кам и2нет опасности, что2ваш товарный знак заберет конкурент, можно и2самим попробовать, это не2запрещено.
278
Адвокат бизнеса
Коммерческое обозначение Если фирменное наименование2— это о2компании, товарный знак2— о2товаре, то2коммерческое обо- значение2— средство индивидуализации предприятия как2иму- щественного комплекса. Речь не2о2том, что2написано после ООО, а, например, название, которое вы используете на2вывеске сво- его магазина.
Защита коммерческого обозначения слабая, но2 она есть.
Для2обозначения своего права предприниматель вешает вывеску, использует POS-материалы: буклеты, листовки, печатает бланки со2своим названием. И2с2этого момента за2компанией признается право на2коммерческое обозначение2— никакой регистрации.
Коммерческое обозначение может быть у2завода, фабрики, книжного магазина, салона красоты2— у2всего, где есть поме- щение в2собственности или2аренде.
Коммерческое обозначение используется, если по2какой-то причине нельзя зарегистрировать товарный знак.
Что2нужно, чтобы коммерческое обозначение защищалось:
z обозначение должно обладать различительной способно- стью, например, у2магазина не2может быть коммерческого обозначения «Магазин» или2«Продукты», но2может быть
«Run2Вася2Run»;
z обозначение должно иметь словесную форму или2комбини- рованную со2знаками;
z обозначение должно иметь известность на2определенной тер- ритории (город, улица, район) и2быть обращено к2потребите- лям, а2не2лежать в2тумбочке.
Вы сможете защитить право на2коммерческое обозначение, если начали использовать его первым среди конкурентов. При2этом нельзя взыскивать компенсацию с2нарушителей, работает только запрет. Возможно, удастся получить возмещение убытков2— это законно, но2трудновыполнимо. В2России их2размер доказыва- ется крайне сложно.
Наименование мест происхождения товаров
Допустим, в2какой-то2местности, деревне или2городе произво- дится товар с2особыми свой ствами. Эти свой ства связаны только с2этим местом2— например, тульский пряник, нарзан, башкир- ский мед, старооскольская глиняная игрушка, белевская пастила, коломенская пастила, краснодарский чай. В2этом случае назва- ние места можно зарегистрировать за2собой. На2юридическом это называется наименованием мест происхождения товара, сокращенно2— НМПТ.
Нельзя забронировать НМПТ только за2собой, оно может быть сразу у2нескольких компаний, которые производят товар в2этой местности. Регистрируется право на2название на2десять лет, и2его можно продлевать неограниченное число раз.
Для2регистрации этого средства индивидуализации нужно учесть не2только формальности, а2еще2возможности произво- дителя. Ему придется доказать, что2у2него есть возможность и2технология для2производства особенного продукта. Описание продукта он подает в2Роспатент.
Продавать право на2НМПТ или2давать кому-то2им пользо- ваться нельзя. Фактически его можно передать, только продав производство или2разместив новое производство на2том2же месте с2теми2же технологиями.
Если кто-то2незаконно использует НМПТ, с2нарушителя можно потребовать компенсацию: от2десяти тысяч руб лей до2пяти мил- лионов руб лей, возмещение причиненных убытков и2изъятие товаров с2таким названием. Например, продают тульские пря- ники, а2они сделаны вовсе не2в2Туле, поэтому настоящий «Туль- ский пряник» вправе забрать все пряники с2собой. И2съесть.
280
Адвокат бизнеса
Какюридически защитить франшизу
Никак. Строго юридически защитить франшизу нельзя. Нет исключительно юридического способа защитить права фран- чайзера, но2может сработать комплекс мер2— юридических и2биз- несовых.
Эта глава адресована прежде всего тем2 предпринимате- лям, которые собираются развивать собственную франшизу.
Я2по2умолчанию считаю, что2даю советы и2обращаюсь к2дер- жателю франшизы2— франчайзеру. А2те, кто2покупает фран- шизы,2— это франчайзи.
Меры длязащиты
Ценность совместного бизнеса с2вами. Золотое правило фран- шизы: франчайзи с2вами должно быть выгоднее, чем2без2вас.
Франшиза должна создавать ценность, которую сам франчайзи не2может взять на2рынке или2создать сам за2вменяемое время.
Всем создателям франшиз я2 задаю один и2 тот2 же вопрос: почему от2 вас завтра не2 уйдет франчайзи? Некоторые отве- чали так: «Это выбор каждого» и2«Кто-то2может и2уходить», но2при2этом тут2же рассказали о2сильных сторонах своих франшиз.
Моя главная мысль2— создавать и2продавать ценность для2фран- чайзи; чтобы с2вами им было сытнее, комфортнее, приятнее, выгоднее и2т. д.
281
Какюридически защитить франшизу
Андрей Петелин,
CEO «Додо Пицца Евразия»
Врамках франшизы унас грамотно составленный договор коммерческой концессии. Нонаша главная защита отпотери партнера— выгодность франшизы. Помимо этого важными элементами являются собственная информационная система исила бренда.
«Додо» вообще незарабатывает напродуктах, вотличие отнаших конкурентов— «быстрых» пиццерий. «Додо» зарабатывает нароялти, инет никаких скрытых расходов франчайзи. Поэтому самый важный момент, который должна давать головная организация своим франчайзи,— честность ипрозрачность.
Унас сильные IT. Весь поток входящих заказов проходит через одну систему. Процесс производства пиццы формализован, ноприэтом он удобный благодаря IT. Также информационная система защищает вслучае недобросовестных действий партнера. Если мы отключим систему, топартнер несможет продолжить работу. Он сразу потеряет все заказы надоставку. Подобная мера защиты есть у«Макдоналдс». Они всегда владеют землей подпомещением своего франчайзи. Если они неготовы продолжать сотрудничество сфранчайзи, торасторгают договор аренды наземлю.
Итретье— это бренд. Сила бренда— то, чтоотличает обычную пиццерию отмеждународной компании.
Барно Турсунова,
совладелец сети умных автосервисов «Вилгуд»
Мы всё детально юридически проработали, новюридическую силу янеочень верю.
Франчайзи- автосервисы находятся сомной, потому чтояпомогаю делать ихбизнес эффективнее.
282
Адвокат бизнеса
Программное обеспечение сильно снижает расход наоплату труда управляющих.
Дополнительные сервисы поадекватным ценам, которые они самибы непотянули одни: колл-центр, подбор кадров, маркетинг, работа скорпоративными клиентами.
Цена наавтозапчасти ниже из-заобщего объема. Цена привлечения клиента ниже.
Станислава Нажмитдинова,
основатель Агентства поразвитию проектов виндустрии моды «Штаб»
Есть два пути, которые могут снизить вероятность ухода франчайзи через год:
А. Работающий. Создание среды, прикоторой франчайзи становится невыгодно отсоединяться отголовной компании. Это может быть
IT, гарантированный трафик, отработанная система маркетинга.
Чемменьше франчайзи думает иизобретает впартнерстве, темлучше ибезопаснее союз.
Б. Условно работающий:
y штрафы ипоследствия расторжения договора;
y запрет наиспользование нетолько лого, ноишрифтов ипрочего дизайна;
y соглашение онеконкуренции;
y заставляют компенсировать обучение.
Оформлять насебя клиентскую базу, бренд, помещение
и2другие составляющие франшизы в2целом. Звучит агрессивно, но2боль- шинство крепких франшиз держится на2языке силы.
283
Какюридически защитить франшизу
Юридическая сила выглядит так. Предприниматель открыл по2франшизе массажный салон, накопил клиентов за2год и2решил перезапуститься: на2этот раз без2франшизы и2бренда. По2дого- вору он теперь обязан выехать из2помещения, снять вывеску за2свой счет, а2еще2он лишился доступа к2базе с2именами клиен- тов и2заказами (CRM-системе). Предприниматель может выйти из2франшизы, но2тогда ему придется всё делать с2нуля и2в2новом месте. Остается следить за2тем, чтобы скопировать эту базу кли- ентов было максимально сложно.
Зарегистрировать товарный знак ипередачу прав наноу-хау.
Допу- стим, у2вас зарегистрирован товарный знак и2формализованы все процедуры и2рецепты. Формализованы2— то2есть записаны и2являются частью бизнеса. Тогда вы имеете право передавать бренд и2технологии, а2если франчайзи захотят выйти2— забрать у2них всё это и2запретить пользоваться самостоятельно.
Единственный полноценный договор для2франшизы2— дого- вор коммерческой концессии. Если подписать такой договор, а2товарного знака нет, франчайзи вправе потребовать вернуть часть платежей за2франшизу. Судебная практика по2этому поводу сейчас неоднозначная, но2я2бы не2рисковал. Если развиваете франшизу, регистрируйте товарный знак.
Иван покупает франшизу пекарни у2Артема, платит мил- лион руб лей. Через год Иван решает выйти из2франшизы и2тре- бует миллион обратно.
У2Артема нет товарного знака, поэтому подписывать договор франшизы было нельзя и2брать по2нему деньги тоже. Если Иван пойдет в2суд, скорее всего, Артема обяжут вернуть часть денег.
Это еще2 не2 все беды. Иван из2 нашего примера может сам зарегистрировать товарный знак, которым пользуется Артем, и2заставить Артема искать себе новое название. А2может и2в2суд подать: мол, Артем зарабатывает деньги на2чужом товарном знаке2— и2взыскать большую компенсацию.