Файл: Дмитрий Гриц Адвокат бизнеса 20 юридических консультаций понятным языком Москва ! # Isbn 9785961426762 Дмитрий Гриц, 2019 ооо Альпина Паблишер, 2019.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
265
Интернет- проекты
В законе нет требований не использовать покупку.
Интернет- магазины не2защищены даже от2банального потребительского произвола.
Допустим, парень покупает рубашку за2 десять тысяч руб- лей, надевает на2вечеринку, а2потом приносит в2магазин: мол, не2подошла, возвращайте мои деньги. Если это офлайн- магазин, у2них есть шанс законно отказать в2возврате. Один из2спосо- бов2— доказать, что2парень носил рубашку. Раз есть следы носки, то2никакого возврата.
Но2если это онлайн- магазин, отказать из-за2следов носки не2выйдет. В2законе о2защите прав потребителей нет условия для2интернет- магазинов, что, если использовал покупку, возвра- щать нельзя. Главное — должен быть сохранен товарный вид. Это
Закон «О защите прав потребителей», ст.226.1, четвертый пункт.
Даже если парень носил рубашку и2видны следы носки, магазину придется принять ее и2вернуть деньги. По2крайней мере это если буквально читать и2применять закон. Надеюсь, суды все-таки встанут на2сторону онлайн- бизнеса.
Отказ ввозврате индивидуально созданной покупки.
Есть хоро- шая новость: в2интернет- магазин нельзя вернуть покупку, если ее сделали специально для2клиента.
Вот магазин, который продает кружки с2фотографиями. Кли- ент заказал кружку со2своим фото (не2спрашивайте). Курьер при- вез кружку. Если на2ней нет сколов, она не2протекает, то2есть она качественная, от2такой кружки отказаться нельзя.
Можно забрать себе деньги задоставку.
Допустим, клиент возвра- щает покупку, семь дней не2прошли, и2магазин обязан принять возврат. Есть небольшое утешение: магазин вправе потребо- вать, чтобы клиент оплатил доставку покупки назад в2магазин.
Парень возвращает рубашку. Магазин высылает за2рубашкой курьера, доставка стоит триста руб лей, парень ее оплачивает.
266
Адвокат бизнеса
Бонус
Готов прислать пример письменной информации опорядке возврата, который надо передать клиенту. Если вам такое интересно, пишите: book@lawfirm.moscow.
Теперь поговорим не2только об2интернет- продажах, но2и2просто об2интернет- сфере. Онлайн- бизнес часто связан с2неопределен- ным регулированием, так как2законы просто не2поспевают за2ско- ростью развития интернета и2происходящим в2нем. Создаются новые формы присутствия, например виртуальная реальность.
Появляются даже новые субъекты2— нейронные сети, которые пишут стихи и2песни.
Права наконтент и данные пользователей
Если у2вас платформа (например, форум или2образовательный маркетплейс), было2бы неплохо разграничить ответственность за2контент, который у2вас публикуется. Для2этого прописываем в2пользовательском соглашении режим UGC2— user-generated content. Тут тоже нужен специалист, тонкостей много, но2защи- титься реально.
Если кто-то2нарушает права на2чужой контент, у2правообла- дателей должна быть возможность достучаться до2руководства платформы с2требованием удалить контент. Поэтому нужны вну- тренние регламенты реагирования на2такие требования.
Ну и, конечно, нужно в2 разумные сроки реагировать на такие заявления, чтобы не2 быть заблокированным по2 реше- нию суда.
Георгий Соловьев,
совладелец иCEO SkyEng
Запоследний год мы вSkyEng дважды вляпались внеприятные истории.
Впервый раз, когда наш дизайнер втихаря слизал один водин чужой лендинг, выдал засвой. Владелец исходной страницы возмутился, написал нам справедливое гневное письмо. Лендинг убрали, извинения принесли, дизайнера уволили.
Нопроцесс, кактакого избежать, наладить несмогли.
Иследующая ситуация вышла ещехуже. Взяли вSkyEng.Magazine контент одного популярного блогера, даещеибезссылки. Плюс его адаптировали подсебя иразбавили своим контентом. Вышло глупо, блогер обиделась, написала кучу гневных постов, конфликт получился публичным.
Опятьже, удалили, извинились, но, чтоназывается, толку-то. Уже накосячили, уже разозлили, уже своровали.
Тогда стало понятно, чтопрофилактические меры надо принимать, вводить культуру проуважительное отношение кчужому труду исобственности.
Периодически в2 России появляются законы про2 интернет, но2даже они не2всегда четко объясняют, как2следует действовать.
Не2бойтесь защищать права и2формировать судебную практику по2непонятным «серым» зонам. Например, таким законом был
Закон о2забвении, который, как2предполагалось, позволит любому запретить выдавать поисковым системам данные о2нем. Но там были способы злоупотреблений. Юристам «Яндекса» удалось сформировать судебную практику, которая говорит, что2граж- данин, обращаясь к2поисковой системе с2требованием об2удале- нии ссылок (по2Закону о2забвении), обязан доказать: информация, размещенная по2ссылкам, недостоверна, незаконна или2неак- туальна.
268
Адвокат бизнеса
Какразличаться нарынке изащитить свой бренд
Компаниям нужно как-то2отличаться друг от2друга, по-юриди- чески такое отличие называется «средства индивидуализации».
В2России таких средств четыре:
z фирменное наименование;
z товарный знак или2знак обслуживания2— для2услуг;
z коммерческое обозначение;
z наименование мест происхождения товаров.
В2этой главе2— как2защитить свое имя и2бренд, а2также как не2дать недобросовестным конкурентам всё это отнять или2ско пировать.
Фирменное наименование.
Как2только компания регистрируется в2налоговой, у2нее появляется фирменное наименование. У2меня это ООО «Юридическая фирма Гриц и2партнеры». При2этом могут работать две компании с2одинаковым фирменным наименова- нием: попробуйте поискать ООО «Альянс»2— их2тысячи.
Есть ограничения на2 то, что2 вы можете написать после
ООО или2ПАО. Например, нельзя использовать слова, противо- речащие общественным интересам, принципам гуманности
269
Какразличаться нарынке изащитить свой бренд и2 морали. Нельзя использовать оскорбительные выражения, жаргонизмы и2ненормативную лексику. Хотя в220192году в2каче- стве коммерческого обозначения было допустимо назваться
«ЁбиДоёби». Там2 ребята отстаивали свое право на2 название в2 судах. Еще2 нельзя использовать слова «Российская Федера- ция», производные аббревиатуры или2названия госорганов.
Налоговая не2проверяет оригинальность фирменного наиме- нования: в2понедельник зарегистрировано одно ООО «Альянс», а2во2вторник еще2одно, ну и2ладно. При2этом «Альянс», который зарегистрировался в2понедельник, может потребовать от2второго
«Альянса» сменить название и2прекратить работать под2таким названием. Условие действует, если оба «Альянса» занимаются одним и2тем2же, а2клиенты могут их2спутать.
Лиза Маслова,
сооснователь сети женских консультаций MEDOK
Кроме нас существовала ещеодна компания, которая незанималась лечением, авыдавала справки. Называлась
ООО«МЕДОК», аунас было ООО «МЕД-ОК». Инаши компании начали путать, например, думали, чтонегативный отзыв одругом
«Медке», это онас.
Наше терпение кончилось, когда клиенты стали путаться изаписываться невту компанию, приезжали туда, узнавали, чтонет нужных услуг, иуходили расстроенными. Тогда мы пошли всуд ивыиграли: обязали тот «Медок» прекратить использовать наше название, снять все вывески, поменять бланки иучредительные документы.
Заставить сменить название или2фирменное наименование2— это еще2не2всё. Можно было еще2потребовать возмещения убытков за2незаконное использование. И2вполне реально это возмещение получить.
270
Адвокат бизнеса
Товарный знак
Если фирменное наименование2 — это о2 компании в2 целом, то2товарный знак или2знак обслуживания2— средство индиви- дуализации товаров, работ или2услуг. Везде, где описываю товар- ный знак, я2говорю еще2и2о2знаке обслуживания, у2них правила одинаковые.
Кристина Чайковская,
владелец бренда женской одежды Little Drama by N&C
Почему ярешила зарегистрировать товарный знак:
y
Во-первых, чтобы чувствовать себя защищенной, ведь ястрою системный долгосрочный бизнес, иядолжна быть хотябы минимально защищена отвозможных недобросовестных действий конкурентов илимошенников. Кроме того, это влюбом случае понадобится примасштабировании бизнеса ипривлечении дополнительных инвестиций.
y
Во-вторых, тактической мотивацией заняться этим вопросом какможно быстрее стало требование арендодателя подтвердить владение товарным знаком присогласовании вывески дляшоурума.
y
В-третьих, какпроизводитель одежды, который хотелбы реализовывать свои товары через партнерские сети онлайн- ритейлеров, например WB, DressOne, Lamoda идр., ястолкнулась счетким требованием наличия подтверждающей документации орегистрации товарного знака, илисправки, отом, чтоподобная заявка нарегистрацию подана.
Длячего нужен товарный знак.
Компании регистрируют товар- ный знак, чтобы отличаться от2 конкурентов: названием, каким-то2символом или2логотипом. Если одна компания заняла товарный знак, другая не2может его использовать в2той2же сфере деятельности.
271
Какразличаться нарынке изащитить свой бренд
Товарный знак регистрируется не2вообще, а2для2определенной группы товаров и2услуг, они называются классами МКТУ. Так компании закрывают отрасли для2конкурентов.
Если захотите открыть телекоммуникационную компанию, в2вашем логотипе не2должно быть красного цвета, как2у2МТС. Осо- бый фирменный красный цвет МТС зарегистрирован как2товар- ный знак.
Но2если у2вас ателье по2пошиву обуви и2МТС не2зарегистриро- вала товарный знак для2этого класса2— пожалуйста, называйте так ателье и2выбирайте такой2же красный цвет. Это законно.
Есть еще2 проблема с2 товарами, которые импортируются из-за2границы. Всё дело в2подозрении на2контрафакт. Чтобы товар не2считался контрафактным, у2того, кто2ввозит товар, должно быть право собственности на2этот товар и2права на2товарный знак. А2то2вдруг правообладатель не2в2курсе, что2компания вво- зит его товар. Или2давал разрешение на2поставку только эксклю- зивному импортеру, а2не2всем подряд.
Илья Криворот,
генеральный директор компании «Республика»
Унас вмагазинах продается печенье Oreo. Однажды Oreo прошелся рейдом повсем, ктопродавал это печенье вМоскве: мол, незаконно торгуете.
Мы закупали убольшого централизованного поставщика, ноон был неправообладателем, адистрибьютором. Икнам прилетела претензия отправообладателя на; млн руб лей. Кпретензии было условие: «Если будете покупать печенье унас напрямую, претензию снимем». Теперь закупаемся управообладателя.
Еще2можно зарабатывать на2товарном знаке. Для2этого его можно давать кому-то2в2использование, например в2рамках продажи франшизы или просто по лицензионному соглашению.
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 23
272
Адвокат бизнеса
Марина Егорова,
основатель Smart & Talented
C партнерами организовывали конференцию дляперсональных ибизнес- ассистентов. Это была имиджевая история, янаней незарабатывала.
Подбор персональных ассистентов— это прямо мой бизнес, поэтому контент был намне. Ясобрала спикеров, мои дизайнеры нарисовали баннеры, наполнили контентом конференцию, всё распланировали, явела эту конференцию, пригласила всех деловых знакомых.
Кактолько прошла конференция, мне говорят партнеры:
«Вообще-тоэто нетвоя конференция, анаша (тоесть их)». Яим говорю: «Аничего, чтоядаже название этой конференции придумала? Она имоя тоже». Стех пор партнеры стали делать конференцию сами, используя мои контакты людей, мое название ивсё, чтоявложила.
Ноя-тотоже провожу подобные конференции, поэтому зарегистрировала товарный знак длякласса >@ МКТУ— организация мероприятий, стемсамым названием, которое яже ипридумала. Вот теперь думаю, чтоже делать снерадивыми партнерами, которые нарушают права натоварный знак.
Мой совет: доначала любого проекта проговаривайте подробно, кточтоотнего получает, аесли вас обманули— неопускайте руки.
Чтоможет быть товарным знаком.
Товарным знаком может быть текст, картинка или2текст плюс картинка, это называется ком- бинированным товарным знаком. Бывает еще2много разных обозначений: форма (объемный), мелодия (звуковые), запах
(обонятельные), цвет (цветовые), позиционные, анимацион- ные, по2которым можно узнать товар или2услугу.
273
Какразличаться нарынке изащитить свой бренд
Вот примеры нестандартных товарных знаков:
z цветовой товарный знак2— красный цвет подошвы женской обуви марки Christian Louboutin, то2есть лабутены;
z звуковой2— заставка «Радио Шансон» или2кинокомпании
Twentieth Century Fox;
z позиционные2— три параллельные полосы на2верхней части обуви Adidas;
z анимационные2— вращающаяся скульптура «Рабочий и2кол- хозница» киноконцерна «Мосфильм».
Чтонеможет быть товарным знаком.
У2товарного знака есть огра- ничения. Например, нельзя в2качестве знака зарегистрировать общеупотребимые слова, юридическим языком2— «не2облада- ющие различительной способностью в2данной категории товаров или2услуг». Допустим, слово «канат» нельзя сделать товарным знаком для2магазина веревок, тросов и2канатов, а2вот ювелир- ных украшений2— пожалуйста. Изысканно.
Еще2есть ограничения на2регистрацию товарных знаков, кото- рые содержат официальные символы: например, знак плюса или2минуса. Еще2одно ограничение2— указание на2вид, качество, количество, способ или2место производства товара. Такие эле- менты могут быть в2эмблеме, но2они считаются неохраняемыми.
Пример: «Коровье молоко “Буренка”»2— «коровье молоко»2— неохраняемая часть, а2«Буренка»2— охраняемая.
Ограничений на2 регистрацию много, поэтому общайтесь с2патентным поверенным. Это такие специалисты по2регистра- ции прав на2интеллектуальную собственность.
Если ваш товарный знак используют другие.
Может быть такое, что2конкурент использует товарный знак, но2не2один в2один, а2 с2 небольшими отличиями. Это тоже нарушение, и2 можно подавать в2суд за2незаконное использование. Похожие знаки на2юридическом называются «схожие до2степени смешения».
Определять, похож или2не2похож, будет суд.