Файл: Учебная мотивация и эмоциональные переживания в период адаптации младших школьников к переходу в основную школу.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное автономное образовательное учреждение Тюменской
области дополнительного профессионального образования.
Тюменский областной государственный институт развития
регионального образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Учебная мотивация и эмоциональные переживания в период адаптации младших школьников к переходу в основную школу»
Выполнила: слушатель группы
23-ПС, Кравчук Ю.А.
Научный руководитель: Шаркунова Ю.В.
Тюмень
2022г
Содержание
Введение
1. Психологические особенности обучающихся при адаптации ко второй ступени обучения
1.1. Процесс адаптации пятиклассников
1.2. Особенности учебной мотивации младших подростков при переходе в основное звено обучения
1.3. Эмоциональные особенности младших подростков при переходе из начальной школы в среднюю.
Вывод
2. Эксперимент
2.1. Организация констатирующего эксперимента.
2.2. Выявление эмоционально-мотивационных особенностей детей при адаптации ко второй ступени обучения.
2.3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций на основе проведенного эксперимента.
Словарь терминов
Список использованных источников
Введение
Переход учеников из начальной школы в среднее звено - это важный, сложный и ответственный период: от того, насколько успешно пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребенка в старшей школе. Большинство детей сталкивается с проблемой привыкания к новым условиям обучения, к тому же у многих начинается гормональная перестройка организма. Но, в основном родители и учителя акцентируют внимание на проблеме адаптации первоклассников, нежели учеников пятого класса. Несмотря на многочисленные исследования психологов и педагогов, проблема перехода детей из начальной школы в среднюю, ее сущностные психолого-педагогические характеристики не раскрыты до конца и оставляют за собой множество вопросов, таких, как сделать процесс адаптации для учеников проще, но в то же время индивидуальнее. В частности, недостаточно изучены эмоционально-мотивационные особенности школьников на самом первом этапе адаптации к средней школе.
Вопросом адаптации пятиклассников к обучению в средней школе занимались Н.Н. Баранова, М.В. Григорьева, Д.А. Журавлев, Л.П. Пономаренко и многие другие отечественные психологи [14, 12, 16, 17, 18]
Переход обучающихся из начальной школы в основную многие исследователи традиционно относят к кризисным периодам в жизни школьника, связанным с необходимостью мобилизации его адаптационного потенциала и осуществления системы мероприятий по педагогическому обеспечению успешной адаптации пятиклассников. Школьная практика подтверждает выводы ученых о том, что в этом возрасте обучающиеся переживают адаптационную ситуацию, близкую к той, которая уже была в первом классе.
Данный вопрос давно интересует как психологов, так и учителей. Они изучают особенности адаптационного периода пятиклассников и предлагают свои методы диагностики и коррекционные программы. Но все же это не нивелирует проблематику данного вопроса. Таким образом, адаптация ребенка к обучению в среднем звене – это процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития [33].
Цель исследования - изучение эмоционально-мотивационных особенностей младших школьников в контексте их адаптации ко второй ступени обучения.
Объект исследования - эмоционально-мотивационная сфера личности школьников.
Предмет исследования: особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в начале обучения в среднем звене.
Гипотеза исследования:
1. Предполагается, что при переходе ребенка из начальной в среднюю школу успешность процесса адаптации зависит от уровня учебной мотивации к новым условиям обучения, а также обусловлена его эмоциональными переживаниями.
Экспериментальной базой исследования стали учащиеся пятых классов.
В соответствии с обозначенной проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Изучить эмоционально-мотивационные особенности выпускников начальной школы и пятиклассников и их влияние на процесс адаптации ко второй ступени обучения.
3. Провести сравнительный анализ эмоционально-мотивационных особенностей первоклассников, пятиклассников и десятиклассников на этапе адаптации к разным ступеням обучения.
4. Разработать рекомендации для родителей и педагогов
Методы и организация исследования.
Для реализации поставленных задач я использовала в эксперименте такие методики как:
1. Опросник Н.Г. Лускановой, направленный на выявление особенностей мотивации, эмоционального отношения к школе;
2. Методика «Изучение социально-психологической адаптации учащихся в школе» (экспертная оценка учителя) (автор: Э.М. Александровская);
3. Тест школьной тревожности Филлипса;
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что мной была предпринята попытка систематизировать психолого-педагогическую информацию, раскрывающую особенности организации работы с пятиклассниками, направленной на успешную адаптацию к обучению в среднем звене.
Практическая значимость работы состоит в том, что мною были систематизированы данные, способствующие адаптации учащихся к обучению в среднем звене. Полученные в работе данные об особенностях учебной мотивации и эмоциональных переживаниях младших подростков могут быть использованы в работе педагогов со школьниками и педагогов-психологов со школьниками и учителями.
1. Психологические особенности обучающихся при переходе на вторую ступень обучения.
1.1. Процесс адаптации пятиклассников
Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособляю), приспособление организма к условиям существования. Различают адаптацию биологическую, физиологическую и социально-психологическую. Биологическая адаптация определяется как морфофизиологическое приспособление популяций животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде. Физиологическая адаптация понимается как совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий. Социально-психологическая адаптация представляет собой приспособление личности к социальной среде. Целью любой адаптации является устранение либо ослабление разрушающего действия факторов окружающей- биологической, физической, химической, социальной среды. [22]
В философском словаре понятие адаптации связано с ее социальной направленностью, то есть с жизнью в обществе. «Адаптация – вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников».
В психологии адаптация интерпретируется как взаимодействие внутреннего состояния человека со всем, что его окружает. Все изменения, которые происходят в самой личности человека, сопровождаются адаптацией и затрагивают все уровни организма как молекулярный, так и уровень психологической регуляции деятельности личности.
Адаптация к условиям школы – довольно длительный процесс, имеющий и физиологические и психологические аспекты. Ученые-психологи считают, что необходимым условием становления учебной мотивации является развитие учебной деятельности школьника в единстве всех ее компонентов. Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из перспективны подходов к комплексному изучению человека. В процессе школьного обучения ученик проходит адаптацию к учебной деятельности.
Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, а также в пятом классе в пубертатный период, когда происходит столкновение внешнего и внутреннего стресса. Процесс адаптации к школе проходит несколько фаз: ориентировочное, неустойчивое и относительно устойчивое приспособление. Неустойчивое приспособление характерно для многих школьников и в психолого-педагогической науке и практике обозначается термином «школьная дезадаптация». Школьная дезадаптация — это неприспособленность ребёнка к школьной жизни. Она негативно влияет на успеваемость, отношения с окружающими, психику и физическое здоровье.
К новой социальной ситуации развития в подростковом возрасте Л.С. Выготский относит личностные изменения, происходящие во внутреннем мире подростка - смена системы ценностных приоритетов, установок, стремление к независимости и самостоятельности, появление новообразования – чувства взрослости [27, с. 231].
Школа является одним из основных институтов социализации для ребенка, который имеет огромное влияние на все сферы жизни ученика на протяжении всего обучения. В процессе формирования личности ученика, школе отводится доминирующая позиция, влияние дополняется семьей, друзьями, развивающими кружками и секциями.
По определению российского психолога Немова Р. «Социализация — это многогранный процесс познания индивидом созданной людьми цивилизации, приобретения опыта социальной жизни, превращения из природного в общественное существо, из индивида в личность». Касаясь социализации ребенка можно сказать, что в процессе формирования его личности, в школе он приобретает необходимые ему социальный опыт и социальные установки, проходя социальные ситуации развития. [19]
Условно адаптационный период можно разделить на 3 этапа:
• подготовительный (май, июнь, август);
• адаптационный (сентябрь-октябрь);
• постадаптационный или аналитический (октябрь-ноябрь)
Задача первого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
Задача второго этапа- создание благоприятных условий для адаптации к новым учебным условиям.
Задача третьего этапа- оценка эффективности проведенных мероприятий по адаптации ребенка.
Задачи адаптационного процесса для каждого из классов различаются и приводят к разным итогам.
Для первоклассников:
- помочь ребенку вжиться в позицию школьника;
- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
- научить ребенка задавать вопрос;
- подготовить родителей к новой роли - родителя школьника.
Для пятиклассников:
- адаптацию к «разноголосице» требований учителей;
- введение самоконтроля;
- выявление, пояснение, понимание позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на поло-ролевое взаимодействие;
- принятие новой позиции - ученик второй ступени школы.
Для десятиклассников:
- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;
- принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Можно сделать вывод, что процессы адаптации школьников первого, пятого и десятого класса похожи между собой, но цели и задачи в них все же отличаются. Также можно отметить, что у учеников пятого класса идет столкновение двух кризисов- внешнего и внутреннего, поэтому этому периоду адаптации нужно уделить особое внимание.
Различия между адаптационными процессами между первоклассниками, пятиклассниками, десятиклассниками минимальны, все
Задачи адаптационного процесса для каждого из классов различаются и приводят к разным итогам.
Для первоклассников:
- помочь ребенку вжиться в позицию школьника;
- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
- научить ребенка задавать вопрос;
- подготовить родителей к новой роли - родителя школьника.
Для пятиклассников:
- адаптацию к «разноголосице» требований учителей;