Файл: Учебная мотивация и эмоциональные переживания в период адаптации младших школьников к переходу в основную школу.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- введение самоконтроля;
- выявление, пояснение, понимание позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на поло-ролевое взаимодействие;
- принятие новой позиции - ученик второй ступени школы.
Для десятиклассников:
- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;
- принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальных возможностей, но и от уровня мотивации к учебной деятельности и особенностей эмоциональных переживаний, как в период гормональных изменений, так и в расширении социального окружения.
В наше время существует множество характеристик подросткового возраста. Но наиболее полная характеристика подросткового возраста предложена Д.Б. Элькониным, где акцент делается на «…появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности…» [6, с. 12].
После относительно спокойного младшего школьного возраста, младший подростковый кажется бурным и сложным. И главной особенностью подростка– личностная нестабильность. Противоположные черты, стремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются формирующиеся у него чувства взрослости, «Я-концепция» [6, с. 111]
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе, как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости –особая форма самосознания; оно практически не связано с процессом полового созревания [4, с. 188].
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной дезадаптации. Не все пятиклассники, даже с высоким уровнем психологической готовности, могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении, внутренними психологическими проблемами. Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности.
В возрасте 10-11 лет у детей возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Он с большим интересом анализирует сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки. Подросток не только хочет понять, каков он есть на самом деле, но и представляет себе, каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, за которыми он наблюдает, в поисках сходства и различий, также отчасти познать себя помогают близкие взрослые, ведь именно они на протяжении всей жизни находятся рядом и непосредственно влияют на становление личности ребенка.
Все богатство жизни подростка отражаются в разнообразных образах «Я», которые он создает в своем сознании. Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я концепции» – так называемое реальное «Я».
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я-идеальное».
При высоком уровне притязания и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличатся от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности [6, с. 181].
Таким образом, чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» [21, с. 155].
Помимо формирования у младших подростков чувства взрослости, на характер протекания адаптационных процессов значимое влияние оказывает смена ведущего вида деятельности с учебно-познавательной на общение. Общение пятиклассника со сверстниками становится существенным фактором его психического развития, а желание занять определенное положение в классном коллективе – ведущей потребностью. Для пятиклассников общение со сверстниками часто приобретает большую ценность, чем традиционное общение с родителями. Это сказывается на мотивации к учебной деятельности, изменении отношения к ней, что не может не вызывать целый ряд проблем во взаимодействии с учителями-предметниками, классным руководителем, родителями.
В ходе исследования мы изучаем адаптацию пятиклассников к обучению в средней школе, которая является видом учебной адаптации и тесно связана с социальной адаптацией. Социальная адаптация, как адаптация вообще представляет собой диалектическое единство объекта-системы и среды реализации его цели, в данном случае единство социального организма и социальной среды. С одной стороны, происходит формирование собственной природы человека, с другой – создание среды. Также тесную связь имеет социальная и психическая адаптации. Психическая адаптация понимается, как процесс установления соответствия психических свойств, состояний и процессов личности при ее деятельности и окружающей среды. Кроме того, А.В. Морозов подчеркивает, что данный процесс «позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды» [3, c.67]
Под учебной адаптацией учащегося при переходе из начальной в основную школу мы понимаем процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие, с одной стороны, возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития, с другой стороны, условий образовательной системы [20, c.22]
Вывод
Таким образом, рассмотрев психолого-педагогическую характеристику учащихся пятых классов, мы сделали вывод, что младший подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Мы выявили, что возрастные границы младшего подросткового возраста в периодизации Д.Б. Эльконина – это 10-11 лет, а ведущим видом деятельности является общение.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что существуют различные виды адаптации пятиклассников, а именно: социальная, психическая, учебная, адаптация к условиям школы и социально-психологическая адаптация. Все виды перечисленных адаптаций взаимосвязаны между собой, ведь если один вид адаптации не будет пройден успешно, то произойдет дезадаптация. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и как следствие – это получение благополучных результатов.
1.2. Особенности учебной мотивации младших подростков при переходе в основное звено обучения
Понимание мотива и мотивации в психологи трактуется достаточно широко. По мнению Х. Хекхаузена, это побуждение к действию, определяющее такие факторы поведения человека, как направленность, организация, активность, устойчивость, связанное со способностью человека удовлетворять свои потребности [34,с. 124]. Он выделял два вида мотивации - интринсивная (внутренняя, опосредована психологическими характеристиками индивида, его интересами и потребностями.), и экстринсивная (внешняя, ситуативная).
Учебная мотивация – это, по мнению Л.И. Божович, это вид мотивации, включенный непосредственно в деятельность учения, сложная система мотивов, необходимых для успешного осуществления учебной деятельности. К мотивам учебной деятельности она относит все факторы, опосредующие проявление учебной активности. В качестве таких мотивов могут выступать предметы школьного и внешнего мира, представления, идеи, чувства — то, что составляет потребность в обучении [18, с. 118].
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию–это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Более высокий уровень самосознания – это главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка, по сравнению с ребенком младшего школьного возраста. Половое созревание, начало функционирования половых желез является важнейшим фактором физического развития в подростковом возрасте. И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей данного возраста, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но, тем не менее, мы не можем отрицать, что оно вносит много нового в жизни подростка [4, с. 46].
Мотивация школьника, как видовое понятие по отношению к мотивации человека, рассматривается в современных исследования С.Л. Рубенштейна [24], Л.И. Божович [12], П.М. Якобсона [25]; исследования и теоретические положения об особенностях формирования мотивации учения при переходе в среднее звено обучения изучали А. Маслоу [26], Д.Б. Эльконин [6], П.М. Якобсон [25].
Л.С. Выготский отмечал, что ведущую роль в подростковом возрасте в процессе повышения уровня учебной мотивации играет такой мотив, как интерес. Интерес определяется как вид познавательной потребности, который определяет направленность субъекта на понимание целей своей деятельности. Л.С. Выготский отмечает, что удовлетворенный интерес способен вызывать новые интересы, тем самым расширяя границы непознанного [27, с. 78].
Интерес показывает совпадение деятельности школьника с его органическими потребностями. Именно поэтому правильная организация учебной деятельности, по мнению Г.И. Щукиной, и всей системы воспитании должна совпадать с детскими потребностями [28, с. 239].
Познавательный интерес – это центральный мотив учебной деятельности в характеристике мотивов учения подростка. Г.И. Щукина полагает, что он бескорыстен [13, с. 39], а А.К. Маркова – что он опирается на характер учебной деятельности. По ее мнению, развитие познавательных интересов подростка насчитывает три этапа – это ситуативный интерес (что-то новое), устойчивый интерес, и далее – личностное присвоение такого интереса в систему жизненных ценностей субъекта [7, с. 90].
И.А. Ларионова отмечает, что при правильно поставленном обучении интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет [36, с. 112].
Е. П. Ильин считает, что особенности мотивация учения младших подростков является стойкий интерес (или интересы) к какому-либо предмету на фоне снижения мотивации к остальным [35, с. 231].
Мотивация к учебе является центральным вопросом обучения, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни.
Можно выделить 4 содержательных блоков мотивации: личностный смысл учения, виды мотивов учения, целеполагание и реализация мотивов в поведении, эмоциональный компонент мотивации учения.
Личностный смысл учения.
Личностный смысл учения – это внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу. Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения. Понимание смысла учения, осознание его значимости в развитии личности не происходит автономно в процессе усвоения знаний. В ходе обучения необходимо формировать у школьников активное внутреннее стремление к знаниям, к способам их приобретения.
В разные школьные возрасты личностный смысл учения различен, что влияет на содержание обучения и его методы, также они должны анализироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам учения школьников данного возраста. Благодаря этому, уже с начала обучения у ребенка складывается определенное представление об учебной деятельности. Однако, в ходе обучения в средней школе эти представления могут существенно меняться.