Файл: Учебная мотивация и эмоциональные переживания в период адаптации младших школьников к переходу в основную школу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большинство детей (85%) ограничивают круг общения некоторыми ребятами из класса, не всегда проявляя инициативу. 9% детей обижают других детей, привлекая к себе внимание, что может свидетельствовать о его нехватке, или повышенном уровне стресса.

Большое влияние на успешность адаптации берут на себя взаимоотношения с учителем.

Отношение к учителю

Количество учеников

5 - проявляет дружелюбие, стремится понравиться, после урока часто подходит, общается

4

4 - дорожит мнением учителя, стремится выполнять его требования, в случае необходимости обращается за помощью

2

3 - старательно выполняет требования, но за помощью обращается чаще к одноклассникам

23

2 - выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным

4

1 - избегает контактов с учителем, при общении с ним смущается, теряется

0

0 - общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям (обижается, плачет при малейшем замечании)

0



Данные, указанные в таблице, свидетельствуют о том, что 70% детей хоть и выполняют задания преподавателя, но за помощью предпочитают обращаться к одноклассникам, только 18% проявляют дружелюбие, прислушиваются к мнению учителя и приходят за помощью. 12% выполняют требования преподавателя частично формально, на близкие контакт не идут. Оставшиеся 12% избегают учителя, что может свидетельствовать о страхе неодобрения со стороны учителя.

Последний блок схемы наблюдения раскрывает эмоциональное благополучие учеников.

Эмоциональное благополучие

Количество учеников

5 - хорошее настроение, часто улыбается, смеется

1

4 - спокойное эмоциональное состояние

29

3 - эпизодическое проявление сниженного настроения

0

2 - отрицательные эмоции- тревожность, огорчение, страх, обидчивость, ссоры

1

1 - депрессивное состояние, плач без веских причин

0

0 - агрессия в отношениях с другими

2




Всего 1 ученик часто с хорошим настроением, улыбчив. 88% детей в спокойном эмоциональном состоянии. 6% детей проявляют агрессию в отношении других детей. Оставшиеся 3% испытывают тревожность и страх, также участвуют в ссорах.

Вывод

Проведенное исследование показало, что в 5Б классе присутствуют признаки школьной дезадаптации, уровень школьной мотивации понижен, в то время, как уровень тревожности, повышен у большинства школьников. Целью данного этапа эмпирического исследования являлось изучение влияния уровня учебной мотивации и эмоциональных переживаний на успешность периода адаптации.

Я предполагала, что работа, направленная на развитие мотивации, снижения уровня школьной тревожности и развитие таких личностных особенностей как коммуникативные навыки общения с учителями и одноклассниками, способствуют успешному процессу адаптации к обучению в средней школе.

В результате проведения констатирующего экспериммента, мне удалось подтвердить, что роль учебной мотивации и эмоциональных переживаний в период адаптации школьника очень высока, поэтому выдвинутая гипотеза была подтверждена. Необходимо проводить коррекционную работус психолого-педагогическим сопровождением для повышения уровня мотивации, сохранения эмоциональной стабильности, для минимизирования тревожности среди учеников.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам установить, что в отечественной науке под адаптацией пятиклассников понимается сложный процесс, направленный на способность учеников изобретать новые способы поведения, в зависимости от сложившейся ситуации, то есть быть гибкими. Пятиклассники являются уже подростковым возрастом, охватывающим период с 10-11 до 14-15 лет. Традиционно этот возраст также называют «переходным». Возрастными особенностями адаптации пятиклассников в условиях обучения в среднем звене являются: проявление тревоги, которая может перерасти в состояние тревожности, недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника, что серьезно тормозит его обучение и развитие, быстро наступающее утомление, которое приводит к потере работоспособности. Особенностями адаптации младших подростков являются преобладание эмоционального дискомфорта, общее положительное к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, умение контактировать с другими людьми, владение необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.



Целью исследования было изучение эмоционально-мотивационных особенностей младших школьников в контексте их адаптации ко второй ступени обучения.

Объект исследования являлась эмоционально-мотивационная сфера личности школьников.

Предметом исследования выступали особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в начале обучения в среднем звене.

Обобщая результаты диагностик, мы получили следующие результаты: у 30% (10 человек) выявили высокий уровень адаптированности. Такие дети комфортно чувствуют себя в школе, среди одноклассников. У 39% (13 человек) уровень адаптации находится на среднем уровне. Такие дети достаточно адаптированы в кругу сверстников, их социальные связи оптимально развиты. У 6% (2 человек) низкий уровень адаптации или дезадаптация. У них наблюдается неуспех в учении, неблагополучие в отношениях со сверстниками. У 48% (16 человек) уровень адаптации находится на достаточном уровне. У 18% (6 человек) частичная адаптация. Они чаще нуждаются в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Причинами неполной адаптации часто являются повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детскородительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье.

Таким образом, мною на основе проведенного эксперимента и полученных данных, разработаны рекомендации для родителей и педагогов по психолого-педагогическому сопровождению адаптации учащихся пятых классов к условиям образовательной организации.

2.3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций на основе проведенного эксперимента.

1. Психолого-педагогическая диагностика учащихся в период перехода в среднее звено школы должна быть комплексной и включать в себя как определение показателей эмоционального состояния школьников, характеристик их мотивационно-личностной и когнитивной сферы, так и выявление особенностей взаимоотношений в классном коллективе

Совместно с психологом, сопровождающим 5-е классы, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга, и т. д.).

2. Помочь учителям-предметникам запомнить фамилии и имена учеников (для этого можно использовать бейджи или таблички с именами учеников, которые ставятся на парту).


3. Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников.

4. Постоянно поддерживать контакт со школьным психологом.

5. Осуществлять психологическую поддержку ребенка

Для этого необходимо:

• опираться на его сильные стороны;

• избегать подчеркивания промахов;

• показывать, что Вы довольны вашими учениками;

• уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику вашего класса;

• внести юмор во взаимоотношения с детьми;

• знать обо всех попытках ученика справиться с заданием;

• уметь взаимодействовать с ребенком;

• позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно;

• принимать индивидуальность каждого ребенка;

• проявлять веру в учеников;

• демонстрировать оптимизм.

Поддержать можно посредством:

• отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!»,

«продолжай»);

• высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я

рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);

• прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);

• совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);

• выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).

Рекомендации учителям-предметникам

• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.

• Учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.

• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время

для объяснения домашнего задания.

• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.

• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.

• Создавать обстановку успеха.

• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.

• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.


• Налаживать эмоциональный контакт с классом.

Рекомендации родителям

• Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.

• Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).

• Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей предметников и классного руководителя.

• Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.

• Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.

• Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время

Словарь терминов

  1. Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособляю), приспособление организма к условиям существования.

  2. Адаптация – вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников

  3. Адаптация (психология) интерпретируется как взаимодействие внутреннего состояния человека со всем, что его окружает

  4. Школьная дезадаптация — это неприспособленность ребёнка к школьной жизни.

  5. Социализация — это многогранный процесс познания индивидом созданной людьми цивилизации, приобретения опыта социальной жизни, превращения из природного в общественное существо, из индивида в личность.

  6. «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»

  7. Чувство взрослости –особая форма самосознания; оно практически не связано с процессом полового созревания

  8. Социальная адаптация, как адаптация вообще представляет собой диалектическое единство объекта-системы и среды реализации его цели, в данном случае единство социального организма и социальной среды.

  9. Психическая адаптация понимается, как процесс установления соответствия психических свойств, состояний и процессов личности при ее деятельности и окружающей среды.

  10. Под учебной адаптацией учащегося при переходе из начальной в основную школу мы понимаем процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы

  11. Учебная мотивация – это, по мнению Л.И. Божович, это вид мотивации, включенный непосредственно в деятельность учения, сложная система мотивов, необходимых для успешного осуществления учебной деятельности.

  12. Познавательный интерес – это центральный мотив учебной деятельности в характеристике мотивов учения подростка.

  13. Мотив – это то, что побуждает деятельность.

  14. Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющее поведение человека, его направленности и активности

  15. Личностный смысл учения – это внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу.

  16. Внутренние мотивы- это интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей

  17. Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.

  18. Целеполагание – это умение воплощать свои мотивы через последовательную систему целей

  19. Цель – это направленность на промежуточный результат учебной деятельности

  20. Школьная тревожность - довольно многогранное понятие, включающее в себя различные формы психологического напряжения ребёнка в школе

  21. Интеллектуальная дезадаптацияи - уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.

  22. Поведенческая дезадаптация - несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам. Ребенок привлекает внимание к себе конфликтностью, агрессивностью, недисциплинированностью, асоциальность).

  23. Коммуникативная дезадаптация - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, проявляются тревожность, замкнутость, чрезмерная зависимость.

  24. Эмоциональная дезадаптация - тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем, нежелание посещать школу.

  25. Патогенная дезадаптция- проявление психических патологических нарушений в функционировании головного мозга, психических расстройств, а иногда и фобий у ребенка