Файл: Учебная мотивация и эмоциональные переживания в период адаптации младших школьников к переходу в основную школу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чтобы общаться с друзьями, с учителем.

Рис. 1



Рекомендации:

Для успешного обучения, необходимо решать вопрос с развитием учебной мотивации в средней школе, так как именно в пятом классе закладывается основной фундамент мотивационной сферы и устойчивой структурой мотивов. Формированию мотивации в целом способствуют:

1. Общая атмосфера положительного отношения к учению;

2. Включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые формы работы);

3. Построение отношения «педагог-учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуации успеха, используя различные методы стимулирования;

4. Укрепление положительных эмоций в процессе учения – это эмоционально-образная, ярко звучащая речь учителя;

5. Использование познавательных игр, дискуссий, создание игровых проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное решение;

6. Построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, и опыте самих учащихся;

7. Развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования поставленных целей и реализации их в деятельности, поиск нестандартных способов решения учебных задач.

Диагностика уровня школьной тревожности Б.Филлипса.

Таблица 2.

№ п/п

Факторы тревожности

Количество испытуемых

%

1

Общая тревожность в школе

8

29%

2

Переживания социального стресса

4

14%

3

Фрустрация потребности в достижении успеха

8

29%

4

Страх самовыражения

9

32%

5

Страх ситуации проверки знаний

11

39%

6

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

11

39%

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

7

25%

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

17

61%


Анализируя результаты теста Филлипса, видим, что у наибольшего количества учащихся на момент исследования факторами высокой тревожности являются страх в отношениях с учителями – 61%.

Также высокие показатели выявлены у страха в ситуации при проверке знаний (39%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (39%) и страх самовыражения (32%). Можно предположить, что страхи обусловлены переходом школьников из начальной школы в среднее звено, появлением новых учителей, изменением требований к усвоению каждого нового предмета и изменению условий проведения занятий.

3. Наблюдение за учениками 5 класса также показал высокую тревожность на занятиях. Особо выражено проявление волнения у 10 детей при ответе у доски; при общении с учителями проявляют тревогу 17 учащихся (беглая речь, с запинками, тихий голос). Во время самостоятельных заданий по новым предметам беспокойство проявляется у больше половины класса.

Это может быть обусловлено еще тем, что пятиклассники столкнулись с новыми условиями обучения: кабинетная система обучения, вместо одного учителя – несколько учителей-предметников, новый социальный статус, круг общения заметно расширился, а также определенными личностными особенностями учащихся.

Таким образом, результаты, полученные в ходе диагностического обследования, показали, что в данном классе для успешной адаптации необходимо проведение коррекционной работы. Коррекционная работа должна быть направлена на снижение уровня школьной тревожности, развитие учебной мотивации, а также на развитие коммуникативных способностей, усвоения норм социального взаимодействия.

Для оценки эффективности учебной деятельности учеников 5Б класса учитель заполнил схему наблюдения Э.М. Александровской.

Статистика учебной активности учащихся приведена в таблице 3.

Таблица 3.

Учебная активность

Количество учеников

5- активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать

5

4- стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы

11

3- редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно

11

2- активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает

6

1- пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски

0

0- активность отсутствует

0




Рис 2.

Из данной таблицы видно, что большая часть класса вовлечена в учебный процесс, школьники участвуют в совместной деятельности. 15% процентов часто отвлекаются и не слушают учителя.

Статистика усвоения знаний представлена в Таблице 4.

Таблица 4.

Усвоение знаний

Количество учеников

5 - правильное выполнение школьных заданий

4

4 - единичные ошибки

18

3 - редкие ошибки, связанные с пропуском букв, их заменой

9

2 - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, много ошибок

2

1 - непостоянство оценок, частые ошибки

0

0 - плохое усвоение материала по всем предметам

0



94% процентов учеников хорошо усваивают материал, но 55% из них допускают единичные ошибки, еще 27% учеников совершают ошибки из-за невнимательности или быстрой отвлекаемости, всего 6% учеников плохо усваивают материал по одному из основных предметов.

В блоке про усвоение школьных норм, первым делом исследуем «Поведение на уроке». Результаты представлены в Таблице 5.

Таблица 5.

Поведение на уроке

Количество учеников

5 - сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя

4

4 - выполняет требования учителя, но иногда отвлекается;

5

3 - изредка поворачивается, обменивается репликами с детьми

19

2 - часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах;

1

1 - выполняет требования учителя частично, отвлекается, вертится или постоянно разговаривает

4

0 - не выполняет требований учителя, большую часть урока занимается посторонними делами

0


Из данных в таблице можно сделать вывод, что большая часть учеников (58%) отвлекается во время занятия, обменивается репликами друг с другом. У одного из учеников наблюдается напряженность, скованность в движениях, что может свидетельствовать о повышенной тревожности. Также 12% учеников частично выполняют требования, нарушают правила дисциплины и отвлекают других детей.



Также усвоение школьных норм можно проанализировать в пункте «Поведение на перемене»

Таблица 6.

Поведение на перемене

Количество учеников

5 - высокая игровая активность

3

4 - активность выражена в меньшей степени - предпочитает занятия с кем-нибудь из ребят, чтение, спокойные игры

25

3 - активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит доску и т. д.)

3

2 - не может найти себе занятие, переходит от одной группы к другой

0

1- пассивный, движения скованные, избегает других ребят

0

0 - частое нарушение норм поведения

2

Из данных в таблице видно, что 85% учеников предпочитает спокойное времяпрепровождение на перемене, только 9% проявляет высокую активность. 6% часто нарушают дисциплину, что может свидетельствовать о недостатке внимания со стороны родителей или учителя.



Следующий блок для изучения адаптации учеников — это «Успешность социальных контактов». Для пятиклассников общение с одноклассниками играет большую роль на период адаптации, так как происходит смещение центрального вида деятельности с учебно-познавательного на общение; Результаты представлены в Таблице 7.

Таблица 7.

Взаимоотношения с одноклассниками

Количество учеников

5 - общительный, легко контактирует с другими людьми

1

4 - малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети

18

3 - сфера общения ограничена- общается только с некоторыми ребятами

10

2 - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с

ними в контакт

1

1 - замкнут, изолирован, находится один

0

0 - проявляет негативизм, постоянно ссорится, обижает других детей

3