Файл: Учебная мотивация и эмоциональные переживания в период адаптации младших школьников к переходу в основную школу.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чтобы общаться с друзьями, с учителем.
Рис. 1
Рекомендации:
Для успешного обучения, необходимо решать вопрос с развитием учебной мотивации в средней школе, так как именно в пятом классе закладывается основной фундамент мотивационной сферы и устойчивой структурой мотивов. Формированию мотивации в целом способствуют:
1. Общая атмосфера положительного отношения к учению;
2. Включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые формы работы);
3. Построение отношения «педагог-учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуации успеха, используя различные методы стимулирования;
4. Укрепление положительных эмоций в процессе учения – это эмоционально-образная, ярко звучащая речь учителя;
5. Использование познавательных игр, дискуссий, создание игровых проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное решение;
6. Построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, и опыте самих учащихся;
7. Развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования поставленных целей и реализации их в деятельности, поиск нестандартных способов решения учебных задач.
Диагностика уровня школьной тревожности Б.Филлипса.
Таблица 2.
Анализируя результаты теста Филлипса, видим, что у наибольшего количества учащихся на момент исследования факторами высокой тревожности являются страх в отношениях с учителями – 61%.
Также высокие показатели выявлены у страха в ситуации при проверке знаний (39%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (39%) и страх самовыражения (32%). Можно предположить, что страхи обусловлены переходом школьников из начальной школы в среднее звено, появлением новых учителей, изменением требований к усвоению каждого нового предмета и изменению условий проведения занятий.
3. Наблюдение за учениками 5 класса также показал высокую тревожность на занятиях. Особо выражено проявление волнения у 10 детей при ответе у доски; при общении с учителями проявляют тревогу 17 учащихся (беглая речь, с запинками, тихий голос). Во время самостоятельных заданий по новым предметам беспокойство проявляется у больше половины класса.
Это может быть обусловлено еще тем, что пятиклассники столкнулись с новыми условиями обучения: кабинетная система обучения, вместо одного учителя – несколько учителей-предметников, новый социальный статус, круг общения заметно расширился, а также определенными личностными особенностями учащихся.
Таким образом, результаты, полученные в ходе диагностического обследования, показали, что в данном классе для успешной адаптации необходимо проведение коррекционной работы. Коррекционная работа должна быть направлена на снижение уровня школьной тревожности, развитие учебной мотивации, а также на развитие коммуникативных способностей, усвоения норм социального взаимодействия.
Для оценки эффективности учебной деятельности учеников 5Б класса учитель заполнил схему наблюдения Э.М. Александровской.
Статистика учебной активности учащихся приведена в таблице 3.
Таблица 3.
Рис 2.
Из данной таблицы видно, что большая часть класса вовлечена в учебный процесс, школьники участвуют в совместной деятельности. 15% процентов часто отвлекаются и не слушают учителя.
Статистика усвоения знаний представлена в Таблице 4.
Таблица 4.
94% процентов учеников хорошо усваивают материал, но 55% из них допускают единичные ошибки, еще 27% учеников совершают ошибки из-за невнимательности или быстрой отвлекаемости, всего 6% учеников плохо усваивают материал по одному из основных предметов.
В блоке про усвоение школьных норм, первым делом исследуем «Поведение на уроке». Результаты представлены в Таблице 5.
Таблица 5.
Из данных в таблице можно сделать вывод, что большая часть учеников (58%) отвлекается во время занятия, обменивается репликами друг с другом. У одного из учеников наблюдается напряженность, скованность в движениях, что может свидетельствовать о повышенной тревожности. Также 12% учеников частично выполняют требования, нарушают правила дисциплины и отвлекают других детей.
Также усвоение школьных норм можно проанализировать в пункте «Поведение на перемене»
Таблица 6.
Из данных в таблице видно, что 85% учеников предпочитает спокойное времяпрепровождение на перемене, только 9% проявляет высокую активность. 6% часто нарушают дисциплину, что может свидетельствовать о недостатке внимания со стороны родителей или учителя.
Следующий блок для изучения адаптации учеников — это «Успешность социальных контактов». Для пятиклассников общение с одноклассниками играет большую роль на период адаптации, так как происходит смещение центрального вида деятельности с учебно-познавательного на общение; Результаты представлены в Таблице 7.
Таблица 7.
Рис. 1
Рекомендации:
Для успешного обучения, необходимо решать вопрос с развитием учебной мотивации в средней школе, так как именно в пятом классе закладывается основной фундамент мотивационной сферы и устойчивой структурой мотивов. Формированию мотивации в целом способствуют:
1. Общая атмосфера положительного отношения к учению;
2. Включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые формы работы);
3. Построение отношения «педагог-учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуации успеха, используя различные методы стимулирования;
4. Укрепление положительных эмоций в процессе учения – это эмоционально-образная, ярко звучащая речь учителя;
5. Использование познавательных игр, дискуссий, создание игровых проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное решение;
6. Построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, и опыте самих учащихся;
7. Развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования поставленных целей и реализации их в деятельности, поиск нестандартных способов решения учебных задач.
Диагностика уровня школьной тревожности Б.Филлипса.
Таблица 2.
№ п/п | Факторы тревожности | Количество испытуемых | % |
1 | Общая тревожность в школе | 8 | 29% |
2 | Переживания социального стресса | 4 | 14% |
3 | Фрустрация потребности в достижении успеха | 8 | 29% |
4 | Страх самовыражения | 9 | 32% |
5 | Страх ситуации проверки знаний | 11 | 39% |
6 | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 11 | 39% |
7 | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 7 | 25% |
8 | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 17 | 61% |
Анализируя результаты теста Филлипса, видим, что у наибольшего количества учащихся на момент исследования факторами высокой тревожности являются страх в отношениях с учителями – 61%.
Также высокие показатели выявлены у страха в ситуации при проверке знаний (39%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (39%) и страх самовыражения (32%). Можно предположить, что страхи обусловлены переходом школьников из начальной школы в среднее звено, появлением новых учителей, изменением требований к усвоению каждого нового предмета и изменению условий проведения занятий.
3. Наблюдение за учениками 5 класса также показал высокую тревожность на занятиях. Особо выражено проявление волнения у 10 детей при ответе у доски; при общении с учителями проявляют тревогу 17 учащихся (беглая речь, с запинками, тихий голос). Во время самостоятельных заданий по новым предметам беспокойство проявляется у больше половины класса.
Это может быть обусловлено еще тем, что пятиклассники столкнулись с новыми условиями обучения: кабинетная система обучения, вместо одного учителя – несколько учителей-предметников, новый социальный статус, круг общения заметно расширился, а также определенными личностными особенностями учащихся.
Таким образом, результаты, полученные в ходе диагностического обследования, показали, что в данном классе для успешной адаптации необходимо проведение коррекционной работы. Коррекционная работа должна быть направлена на снижение уровня школьной тревожности, развитие учебной мотивации, а также на развитие коммуникативных способностей, усвоения норм социального взаимодействия.
Для оценки эффективности учебной деятельности учеников 5Б класса учитель заполнил схему наблюдения Э.М. Александровской.
Статистика учебной активности учащихся приведена в таблице 3.
Таблица 3.
Учебная активность | Количество учеников |
5- активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать | 5 |
4- стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы | 11 |
3- редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно | 11 |
2- активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает | 6 |
1- пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски | 0 |
0- активность отсутствует | 0 |
Рис 2.
Из данной таблицы видно, что большая часть класса вовлечена в учебный процесс, школьники участвуют в совместной деятельности. 15% процентов часто отвлекаются и не слушают учителя.
Статистика усвоения знаний представлена в Таблице 4.
Таблица 4.
Усвоение знаний | Количество учеников |
5 - правильное выполнение школьных заданий | 4 |
4 - единичные ошибки | 18 |
3 - редкие ошибки, связанные с пропуском букв, их заменой | 9 |
2 - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, много ошибок | 2 |
1 - непостоянство оценок, частые ошибки | 0 |
0 - плохое усвоение материала по всем предметам | 0 |
94% процентов учеников хорошо усваивают материал, но 55% из них допускают единичные ошибки, еще 27% учеников совершают ошибки из-за невнимательности или быстрой отвлекаемости, всего 6% учеников плохо усваивают материал по одному из основных предметов.
В блоке про усвоение школьных норм, первым делом исследуем «Поведение на уроке». Результаты представлены в Таблице 5.
Таблица 5.
Поведение на уроке | Количество учеников |
5 - сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя | 4 |
4 - выполняет требования учителя, но иногда отвлекается; | 5 |
3 - изредка поворачивается, обменивается репликами с детьми | 19 |
2 - часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах; | 1 |
1 - выполняет требования учителя частично, отвлекается, вертится или постоянно разговаривает | 4 |
0 - не выполняет требований учителя, большую часть урока занимается посторонними делами | 0 |
Из данных в таблице можно сделать вывод, что большая часть учеников (58%) отвлекается во время занятия, обменивается репликами друг с другом. У одного из учеников наблюдается напряженность, скованность в движениях, что может свидетельствовать о повышенной тревожности. Также 12% учеников частично выполняют требования, нарушают правила дисциплины и отвлекают других детей.
Также усвоение школьных норм можно проанализировать в пункте «Поведение на перемене»
Таблица 6.
Поведение на перемене | Количество учеников |
5 - высокая игровая активность | 3 |
4 - активность выражена в меньшей степени - предпочитает занятия с кем-нибудь из ребят, чтение, спокойные игры | 25 |
3 - активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит доску и т. д.) | 3 |
2 - не может найти себе занятие, переходит от одной группы к другой | 0 |
1- пассивный, движения скованные, избегает других ребят | 0 |
0 - частое нарушение норм поведения | 2 |
Из данных в таблице видно, что 85% учеников предпочитает спокойное времяпрепровождение на перемене, только 9% проявляет высокую активность. 6% часто нарушают дисциплину, что может свидетельствовать о недостатке внимания со стороны родителей или учителя.
Следующий блок для изучения адаптации учеников — это «Успешность социальных контактов». Для пятиклассников общение с одноклассниками играет большую роль на период адаптации, так как происходит смещение центрального вида деятельности с учебно-познавательного на общение; Результаты представлены в Таблице 7.
Таблица 7.
Взаимоотношения с одноклассниками | Количество учеников |
5 - общительный, легко контактирует с другими людьми | 1 |
4 - малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети | 18 |
3 - сфера общения ограничена- общается только с некоторыми ребятами | 10 |
2 - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт | 1 |
1 - замкнут, изолирован, находится один | 0 |
0 - проявляет негативизм, постоянно ссорится, обижает других детей | 3 |