Файл: Учебная мотивация и эмоциональные переживания в период адаптации младших школьников к переходу в основную школу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все эти причины приводят к снижению успеваемости. Чтобы частично избежать этого, встает вопрос о постепенной адаптации пятиклассников, начиная с 4 класса. Такая адаптация организована на уровне Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МАОУ №58 с использованием имеющихся ресурсов, привлечением специалистов. Перевод из начальной школы в среднюю является очень сложным моментом в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна. Таким образом, переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику младшего подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальной школе на «младшего» в средней, все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-6 месяцев.

Переход обучающихся из начальной школы в основную многие исследователи традиционно относят к кризисным периодам в жизни школьника, связанным с необходимостью мобилизации его адаптационного потенциала и осуществления системы мероприятий по педагогическому обеспечению успешной адаптации пятиклассников. Школьная практика подтверждает выводы ученых о том, что в этом возрасте обучающиеся переживают адаптационную ситуацию, близкую к той, которая уже была в первом классе.

Данный вопрос давно интересует как психологов, так и учителей. Они изучают особенности адаптационного периода пятиклассников и предлагают свои методы диагностики и коррекционные программы. Но все же это не нивелирует проблематику данного вопроса. Таким образом, адаптация ребенка к обучению в среднем звене – это процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития.


Описание методик

Исследование степени уровня мотивации у младших школьников было произведено с помощью анкеты определения школьной мотивации Лускановой Н.Г.

Данная методика дает подробную картину об уровне школьной мотивации у младших подростков. Скрининговая оценка уровня школьной мотивации может быть выведена самыми разными методами, но наиболее эффективным является опросник, состоящий из десяти коротких разделов. Отвечая на вопросник, учащийся младших классов чётко дать понять преподавателю, что является основным психологическим стимулятором ребёнка и какие моменты познания наиболее интересны.

Такой опрос подразумевает три вида вариантов ответа опрашиваемого, где позитивное отношение рассматривается в три пункта, отсутствие решения в один, а негативное отношение в ноль пунктов. Интерпретация, имеющая максимальное значение в тридцать пунктов, оценивает стимуляцию участника учебного заведения по следующим показателям:

  1. Ученики, получившие максимальные оценки, всегда готовы на тесное сотрудничество с преподавателем, относятся к учебному процессу серьёзно и крайне переживают в тех случаях, когда получают неудовлетворительную оценку;

  2. Хорошая мотивация (20–24 балла). Ученик, набравший данное количество баллов, проявляет к учёбе, что называется, здоровый интерес. Надо сказать, что такое количество баллов набирает большинство учеников младших классов;

  3. Положительное отношение к учёбе (15–19 баллов). Данные учащиеся положительно относятся к учебной программе, но зачастую их больше интересуют не учебная программа, а внеучебные моменты, которые происходят в учебном заведении.

  4. Негативная стимуляция учащегося (10–14 пунктов). Всегда существуют индивидуумы, для которых посещение места получения знания в тягость. Такие личности находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, крайне напряжённо идут на контакт с преподавателями и создают конфликтные ситуации внутри коллектива;

  5. Крайне негативное отношение к учёбе (менее 10 пунктов). Такой ученик воспринимает школу, как среду недоброжелательную, становится похожим на «ёжика», который любые действия преподавателей или одноклассников воспринимает в «штыки». Зачастую такие учащиеся страдают нервно - психологической неустойчивостью.

Процедура проведения

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:



  1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.

  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы.

Анкета, созданная Лускановой Н. Г., очень хорошо отображает не только сиюминутные настроения учеников младших классов, но и состояние нервной устойчивости, играющее колоссальную роль в развитии познавательных процессах, методов общения с одногодками и взрослыми. Мотивация основывается на внутреннем мировоззрении школьника, которая была заложена дома или в дошкольных учреждениях.

Для исследования уровня тревожности у школьников был выбран тест Б.Филлипса.

Тест школьной тревожности Филлипса позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.

Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.

Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует 
«—», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% — о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 видов тревожности. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов и их количеством.

Содержательная характеристика видов (факторов) тревожности

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

С помощью методики изучения социально-психологической адаптации к школе Э. М. Александровской, удалось оценить уровень адаптации пятиклассников с точки зрения педагога. На основе наблюдения за учениками преподаватель заполняет четыре параметра в схему наблюдения.
Каждая шкала описывает различные, формы поведения ученика и оценивается в баллах.

Первый критерий: эффективность учебной деятельности

1 Шкала. Учебная активность.

2 Шкала. Усвоение знаний (успеваемость).

Второй критерий: Усвоение школьных норм поведения.

3 Шкала. Поведение на уроке

4 Шкала. Поведение на перемене

Третий критерий: Успешность социальных контактов.

5 Шкала. Взаимоотношения с одноклассниками.

6 Шкала. Отношение к учителю.

Четвертый критерий: Эмоциональное благополучие

7 Шкала. Эмоции.

2.2 Выявление эмоционально-мотивационных особенностей детей при адаптации ко второй ступени обучения.

Для выявления уровня мотивации школьников был использован опросник Лускановой. Результаты, полученные при помощи этой методики, представлены в таблице

Таблица 1

Уровень мотивации

Максимально высокий

Высокий

Внешняя мотивация

Низкий

Дезадаптация

(негативное отношение к школе)

Количество испытуемых

0

4

8

6

8

%

0

15.38%

30.77%

23.08%

30.77%

21.12.2021 в классе присутствовало 26 учеников из 33. Исходя из данных в таблице, большая часть опрошенных школьников имеют низкий или очень низкий уровень школьной мотивации, близкий к школьной дезадаптации. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Максимально высокий и высокий уровень школьной адаптации всего у 15.38% учеников. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

Внешняя мотивация у 30.77% опрошенных. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу,