Файл: Предмет и сущность учебной дисциплины Основы организации научноисследовательской работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 281

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
человека [9, c.77]. Особенно хорошие результаты дает гносеологический анализ в исследовании глубоких сфер психосоматики.
Поскольку медицинское познание сложное и многогранное, то гносеологический анализ способен вскрыть это множество глубинных проблем. Гносеологический подход работает с глубокой (скрытой, невидимой) причинностью, а как утверждает диалектическая методология, причинность – это ядро детерминизма
(обусловленности). Это необходимо знать всем, а особенно врачам в поиске глубоко скрытых причин болезни. Поэтому владение техникой гносеологического анализа – это профессиональное искусство.
Известно, что болезнь (объект исследования) всегда чем-либо детерминирован,
кроме того, будучи носителем диалектики, гносеологический подход вскрывает на больших глубинах объекта «причинные цепи событий», высвечивает связи между детерминацией и развитием. Гносеологический подход подтверждает диалектическую позицию о том, что причинение есть порождение, то есть,
момент процесса развития, участвующий в появлении нового[7, c.178]. В
медицинском объекте (болезни)это может быть зарождение новых изменений на клеточном уровне, который (при определенных условиях) включает механизм развития – на медицинском языке – патогенез болезни.
Методологическая ценность гносеологического подхода, особенно в медицине,
заключается в том, что гносеология обладает целостным видением всего процесса болезни – от причины до следствия, включая условия. Гносеология –
это учение о закономерности (технике, технологии) любой познавательной деятельности, она утверждает неисчерпаемость познавательного потенциала любой деятельности, она систематизирует и обобщает практические результаты,
она развивает методологическую культуру мышления [9, c.73].
Для гносеологии болезнь – это стройная организация патогенных факторов
(потенциальных и реальных) от клеточного до межорганного уровня.
Детерминорованные объекты (болезнь) гносеология рассматривает по следующей логике:
- изучается вся система детерминизма (причина как его ядро; следствие в зависимости от закономерности, случайности и вероятности; изучаются абсолютная и относительная закономерности и т.п.);
- изучают системные отношения, болезни – соотношение ее детерминизма принципа развития;
- диалектический характер гносеологии позволяет обратить внимание на тот факт, что следствие (болезнь) по своей форме и содержанию не может быт абсолютно тождественным причине. В элементарных учебниках философии это тождество отрицается [7, c.178].


И еще: когда мы говорим о способности гносеологии видеть объект исследования (болезнь) в его целостности, то это подтверждается и теорией общей патологии, изучая гносеологический подход в медицине патолог
Д.С.Саркисов сделал вывод: общая патология – это алгебра медицины, т.е. ее философия [5, c.11]. То есть на языке формальной логики философия – это
«алгебра любой науки»
а) как данное явление (феномен)


возникло в физике, биологии, социуме и др.)?
а) как данное явление (инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунные заболевания, псориаз и др.) возникли
(или: фиксируем этиологию заболевания);

б) какие этапы в своем развитии данное явление феномен) прошло (в физике, биологии, социуме и др.)?
б) какие этапы в своем развитии данное явление (инфаркт миокарда,
инсульт, аутоиммунные заболевания,
псориаз и др.) прошло (или:
фиксируем патогенез заболевания);
в) Какие черты данные явление
(феномен) приобрело (в физике,
биологии, социуме и др.)
в) какие черты данное явление
(инфаркт миокарда, инсульт,
аутоиммунные заболевания, псориаз и др.) приобрело (или: устанавливаем симптомокомплекс болезни)
г) какие противоречия данное явление

(феномен) при этом обнаружило? (в физике, биологии, социуме и др.?
г) какие противоречия данное явление (инфаркт миокарда, инсульт,
аутоиммунные заболевания, псориаз и др.) При этом обнаружило (или:
применяем дифференциальную диагностику)

д) чем данное явление (феномен) стало теперь (в физике, биологии, социуме и др.)?
д) чем данное явление (инфаркт миокарда, инсульт, аутоиммунное заболевание, псориаз и др.) стало теперь (или устанавливаем клиническую картину болезни)

3.4. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ.
Онтологический анализ – это один из самых серьезных видов научного анализа объектов (явлений) любой природы, включая медицину (проблемы здоровья,
болезни и т.п.).
Прежде чем показать сущность онтологического анализа в медицине, надо сделать небольшой экскурс в философскую методологию, так как она остается общенаучным путеводителем в частнонаучных исследованиях.
3.5. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ.
1) Герменевтика – это методология и техника понимания.
2) Герменевтика работает с непонятными – контекстами, там, где надо установить: смысл, значение, за субъективным увидеть объективное,
необъяснимое поведение и т.п.
3) Герменевтические методы в социальной сфере:
а) природа понимания людьми друг друга и фактов социальной жизни;
б) субъективность социальной реальности, мир человеческих смыслов,
ценностей и целей;
в) особенности становления и функционирования ценностного сознания.
4) Герменивтические техники понимания:
а) работа со «смыслами» и основная задача:
- понять правила для выявления значений (жестов, действий, поступков и в мыслях других людей);
- использовать интерпретацию как методологическую процедуру для выявления смысла и значения социальных явлений;


Пример: в науках ученые применяют интерпретацию в рамках принятой парадигмы.
NB: если в естествознании факты независимы от интерпретации, то социальные факты – это всегда интерпретированные факты (т.е. «здесь нет фактов истинных во всех «возможных мирах»).
б) социальный мир – это мир социальных значений как общей для всех схемы интерпретации и объяснения явлений этого мира:
- герменевтика работает с социальными значениями как метод понимания других людей посредством:
= приписывания им определенных мотивов, социальных значений, ценностных ориентаций, человеческих целей;
= это требует соединения естественноисторического метода и социогуманитарного подхода (при ведущей роли первого).
5) Герменевтика – это методология гуманитарного познания:
- понимание как постижение смысла;
- «местонахождение смысла» - это предметная деятельность людей, а не
«контекст как конструкция»;
- описывает коммуникативную деятельность и культурный потенциал;
- работает в условиях «сложных знаковых систем» (специфические языки науки).
6) Научно-техническая революция ломает:
- культуры, традиции, образы жизни, создает новый интеллектуальный мир;
- растет разрыв между изменениями и их пониманием и осознанием;
- НТР вызвала разрывы в опыте людей и породила новые ситуации;
- герменевтика напоминает об особой роли обычного языка в научном познании;
- необходимость понимать другие социумы и культуры.

7) «Понимание» в герменевтике выступает как культура, как синтетический метод понимания всего развивающегося мира;
8) Герменевтика – это протест против абсолютизации:
- естественнонаучного мира;
- односторонности научных абстракций;
- против потери целостности мира;
- против засилья технократического мышления.
9) Герменевтика: вносит свой вклад в преодоление разрыва внутри триады –
между природой, обществом и их пониманием;
10) Герменевтика: развивает идеи гуманизации науки и техники.
3.6. СИСТЕМНЫЙ.
:
1) Принцип системности – это:
- важный аспект философской методологии научного анализа;
- существенная грань диалектического метода;
2) К.Маркс: надо исследовать любой объект «как систему, как взаимную связь тел», как структурную целостность (Маркс К. т.20, с.392).
3)Принцип системности картины мира включает:
- философское представление о целостности объектов мира и их структурности;
- связь между ними (в терминологии Энгельса «совокупной связи тел»);
- динамизм систем и их преобразование и т.д.


4) Гегель о системности в его «Энциклопедии философских наук (Т.1, с.100):
- философствование без системы – это субъективное умонастроение;
- оно – ненаучно;
- оно – случайно по своему содержанию.
5)Принцип системности – это:
- рассмотрение объекта с позиции его закономерностей как системного целого;
- взаимодействия составляющих его частей.
6) Системный подход- это трехуровневое изучение предмета (по К.Марксу
«Капитал»):
- предметное (феноменологическое) знание;
- системное знание;
- метасистемное (синтетическое) знание.
7) Генеральная стратегия системного подхода – синтез научного знания.
8) Логика системного исследования: - комплексная постановка проблемы;
- анализ и структурирование изучаемого вопроса;
- системный синтез различных решений как результатов структурирования.
9) Гносеологическая ценность принципа системности в том, что он:
- ориентирует на междисциплинарные исследования;
- комплексное использование понятий и методов различных наук в процессе решения одной сложной проблемы;
- синтез научного знания.
10) В.И.Ленин: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок»
(В.И.Ленин, т.42, с.290).
11)Определение системности знания:
- «Системным считается знание, которое отображает объект в форме единого целого, где не просто выделены отдельные элементы, свойства, стороны объекта,
но и дан их синтез в форме мысленно конкретного» (Диалектика социального познания, с.193)
- К.Маркс: «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно единство многообразно. в мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт…» (Маркс К. т.46, ч.I, с.37).
- Афанасьев В.Г.: «Историзм и системность органически взаимосвязаны,
обогащают друг друга.» (Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1980,
с.186).
3.7.СТРУКТУРНО- ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ.
а) Структура – это характер связи элементов системы, определяющая собой ее качественную специфику.
NB: когда структура рассматривается вместе со своим субстратом, тем самым определяется конкретное качество системы. Например: «солнечная система», а не структура, «сердечно-сосудистая система», «желудочно-кишечный тракт
(система)», «психо-эмоциональная система», «когнитивно-поведенческая система», «опорно-двигательный аппарат (система)» и др.
б) функция- роль элемента в составе целого по двум векторам:
- для объединения элементов в целостную систему;
- для успешного функционирования системы.
в) структура и функция обусловливают друг друга:
- деформация органа (структуры) приводит к искажению его функций;
- функциональные нарушения предшествуют морфологическим.
г) структурно- функциональное противоречие:
- подчиняется диалектике формы и содержания(где форма понимается как структура);
- структура глубже формы:
NB: в структуре – внутренние связи элементов всей системы этой связи.