Файл: Предмет и сущность учебной дисциплины Основы организации научноисследовательской работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.8. СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ.
Методология синергетического подхода – это дальнейшее научное развитие и конкретизация диалектико-материалистического метода научного анализа. В
этой своей функции синергетика – самая приоритетная научная методология исследования сложных нелинейных объектов любой природы.
В медицинском контексте синергетика как теория самоорганизации рассматривает патогенез как нелинейный, динамический, самоорганизующийся процесс, создавая при этом совершенно иной категориальный аппарат. Это,
во-первых.
Во-вторых, на любой анализируемый объект надо смотреть не только как на систему (функциональные системы П.К. Анохина), но, как и на сеть. Теория функциональных систем П.К. Анохина – это линейный подход в науке.
Требованием сегодняшнего дня является нелинейный синергетический подход к болезни.
Патогенез как есть – это совокупность каких-либо путей, каналов, линий связи и т.п., расположенных в различных направлениях и в каком-либо определенном пространстве(полости).
Виды сетей в биоорганизме – сердечно-сосудистая, ЖКТ, иммунная, нейронная и т.п. У них одна общая цель- поддержание жизненных процессов в организме:
гомеостаз, метаболизм и др.
Функциональная сеть – это тип сетевой организации биоорганизма: а) является промежуточной формой между вертикальной дезинтеграцией(через системные связи между крупными органами и горизонтальной сетью мелких структур организма (клеток и т.п.); б) это горизонтальная сеть, в ее основе – совокупность системных функциональных отношений «центр – периферия»(мозг – перифирия»
и т.п.).
В современных науках используется два подхода – линейный и нелинейный.
Нелинейный подход рассматривает объект (болезнь, патогенез) не только как систему, но и как сложную сеть с вертикальными и горизонтальными связями.
Второй подход более информационно емкий и для значимости более объективный. Но в любом случае обе позиции – это дальнейшее развитие диалектико-материалистического подхода в научной методологии познания.
3.9. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ.
1. Историческая справка:

- диалектике три тысячи лет;
- свое широкое развитие диалектико-материалистический подход получил в марксистско-ленинской философии;
- на сегодняшний день диалектико-материалистический подход является самым универсальным методом научного анализа явлений любой природ, включая медицинский анализ;
- в основе теории общей патологии, формирующейся последние двести лет, лежит диалектика как фундаментальная методология познания в медицинской науке.
2. Общая характеристика
Философией установлено и всеми науками подтверждено, что вся живая материя,
все мироздание функционирует в соответствии с законами, названными диалектическими. Гегель выделил три закона диалектического развития живой материи – это:
а) «противоречие» (ее рождение);
б) «развитие»;
в) «эволюция».
Все законы начинают действовать одновременно и сразу Одновременное действие трех законов диалектики – это матрица целостности рождающегося объекта живой материи.
Законы диалектики – это фундаментальное теоретическое представление о целостной системе мироздания; его структуре и логике формирования, развития и эволюционировании.
Категории диалектики – это формы, в которых мироздание, живая материя функционируют и репрезентируют себя.
Существует механизм действия законов и категорий диалектики на всеобщем,
универсальном уровне (от слова «универсун»). Диалектические законы, как наиболее общие, объективно коррелируют со всеми частнонаучными законами
(физики, химии, биологии и др.), в том числе и в медицине.
3. Структура диалектико-материалистического подхода:
3.1.Теоретическая справка:


- диалектико-материалистический подход – самый универсальный (от слова
«универсун» – Космос, Вселенная), способный исследовать все формы живой материи – природу (ее физический, химический, биологический аспекты), систему
«человек-личность-общество» психику;
- фундаментальное преимущество диалектико-материалистического метода в том, что он «увидел» наиболее общие (всеобщие) законы развития Универсуна
(живой материи), а также формы (категории) их существования;
- биоорганизм, как вид живой материи, также активно исследуется с позиций законов и категорий диалектики, указывая всеобщие (диалектические)
механизмы расстройства здоровья и патогенеза.
3.2. Законы диалектики:
- закон противоречия (закон единства и борьбы противоположностей);
- закон развития (закон перехода количественных изменений в качественные);
- закон эволюции (закон отрицания отрицания).
3.3. Категории диалектики:
- явление и сущность;
- форма и содержание;
- причина и следствие (условие);
- движение и развитие (изменение);
- пространство и время;
- возможность и действительность (вероятность);
- необходимость (закономерность) и случайность;
- целое и часть;
- общее и отдельное (особенное, специфическое, уникальное).
Это самая обобщенная методологическая схема, на основе которой исследуются изменения в биоорганизме, его органические и функциональные расстройства,
состояния гомеостаза и всех функциональных систем, механизм патогенеза болезней.

Выводы:
а) такова методологическая система философского анализа явлений любой природы; б) философская методология подтверждена всеми науками и потому является абсолютно научной; в) на сегодняшний день философская методологическая система является единственно фундаментальной методологией научного познания живой материи в системе всех видов научного знания, включая и медицинское.
ЛИТЕРАТУРА
1. Княжицкая О.И. Научно- исследовательская работа —ключевой ресурс интеллектуального капитала: монография. – Спб.: Издательство Санкт -
Петербургского университета управления и экономики, 2014. – 164 с; ил.
2. Конев В.А. Онтологические особенности мира человека: учебное пособие по курсу «философия», раздел «Социальная философия», Самара: Изд-во «
Самарский университет», 2003. —72 с.
3. Кочубей Н.В. Синергетические концепты и нелинейные контексты: монография
/ Н.В. Кочубей. – Сумы: Университетская книга , 2009. —236 с.
4. Русланов Д.В. Психология.- Донецк: Издатель Заславский А.Ю., 2011.—416 с.
5. Саркисов Д.С. Очерки истории общей патологии - Изд. 2-е, перераб. и доп., М.,
медицина , 1993.— 512 с.
6. Смирнов В.М. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М.Смирнова. – М.:
Медицина, 2002. – 608 с.
7. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Политиздат,
1988.—592 с.
8. Торосян А.Ц. Открытие основной функции живого. Фундаментальная теория.
2-е изд. перераб. и доп. / А.Ц. Торосян; институт философии РАН, Национальная академия наук Армении. – М.: Наука, 2005. —402 с.
9. Хрусталев Ю.М. История и философия науки: учебное пособие / Ю.М. Хрусталев.
— Ростов н/Д: Феникс, 2009. —476 с.
План.
1.Аксиологический(ценностный)аспект синтеза философского и медицинского знания в формировании научного мышления у студентов- медиков………………………………………………..…………………………


1.1. Социология врачебных ошибок в мире……………………………
1.2. Позиции ученых- медиков в отношении синтеза философии и медицины………………………………………………………..
1.3. Современные достижения синтеза философии и научной медицины……………………………………………………………
2.Формально- логические законы правильного мышления…………………
2.1. Историческая справка: этапы развития и виды логики…………………
2.2. Объект, предмет и методы логики………………………………………..
2.3. Система законов логики(мышления)……………………………………..
2.4. Формирование понятий……………………………………………………
2.5. Формирование суждений………………………………………………….
2.6. Формирование умозаключений……………………………………………
Выводы………………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………
Аксиологический (ценностный ) аспект синтеза философского и медицинского знания в формировании научного мышления у студентов-медиков.
Проблема врачебных ошибок во все времена была весьма актуальной.
Рассмотрим эту проблему в первом вопросе нашей лекции, тем более, что эта проблема учеными-медиками связывается с формально-логическими деструк-циями и логической недисциплинированностью в структуре врачебного мыш-ления.
1.1.Социология врачебных ошибок в мире.
Современная статистика и научный обзор практической медицины указывает на то, что «среди причин, тормозящих эффективность медицины,
ведущее место занимают врачебные ошибки. В передовых странах с развитой системой здравоохранения и медицинской помощи смертность, вызванная врачебными ошибками, исчисляется десятками и даже сотнями тысяч человеческих жизней» [11, с.161]. Это, во-первых.

Во-вторых, приведем статистику, чтобы студенты – медики с большей серьезностью отнеслись к данной лекции:
– «число умирающих в мире ежедневно от врачебных ошибок – это полный салон пассажиров Boeing 747 (порядка 500 человек) на каждые 100
тысяч населения, но при этом авиакатастрофа вызывает массовое внимание, а тихие смерти в клинике остаются зачастую даже без анализа причин»
– в США ежегодно от врачебных ошибок погибает от 44 тысяч до 98 тысяч человек. Врачебные ошибки в этой стране занимают 8-е место среди причин смертности населения (хотя по другим источникам в США ежегодно умирают от
210 тысяч до 440 тысяч больных);
– по тем же данным в развитых странах мира риск смерти от врачебной ошибки составляет 1:300;
– в Новой Зеландии (в общественных больницах) один из десяти больных страдает от предотвратимых ошибок врачей;
– «в Канаде число предотвратимых врачебных ошибок в течение года колеблется от 9 тыс. до 24 тыс. случаев»;
– «в Нидерландах врачебные ошибки являются причиной смерти 2
тыс.человек ежегодно»;
– «в Европейском союзе от 8 до 12% от суммарного числа пациентов страдает от врачебных ошибок разной выраженности» [7, c.161-162].
Обобщая эти данные группа медиков выделила ряд особенностей врачебных ошибок:
– частота врачебных ошибок не зависит от качества медицинской помощи в отдельно взятой стране;
– частота врачебных ошибок не уменьшается с ростом и прогрессом технологической оснащенности лечебных учреждений;
1   2   3   4   5   6   7   8

– частота врачебных ошибок не уменьшается в связи с прогрессом педагогической науки и технологии обучения будущих врачей и последипломного образования;
– врачебные ошибки существенно увеличивают расходы на здравоохранение: в США в 2009 году затраты на дополнительные услуги пациентам, в том числе и в связи с врачебными ошибками, составили от 18 до
45% всех средств, выделенных на здравоохранение [11, с.161-162.].

На основании данной мировой статистики ученые сделали вывод:
«проблема врачебных ошибок не может исследоваться только в рамках клинической медицины» [11, с.163.].
Проблема врачебных ошибок всегда была актуальна и для нашей страны.
Так, ряд медиков – Е.И. Чазов (академик), профессора Г.И. Царегородцев, Е.А.
Кротков, говоря о необходимости повышения качества медицинского обслуживания населения также полагают, что проблема врачебного качества кроется не только в клинической медицине, не только в применении новейших методов диагностики и эффективных лекарственных препаратов, но и в человеческом факторе – глубоких знаниях, профессиональных знаниях врача, его нравственной и идейной зрелости, в культуре клинического мышления врачей, в знании логико- методологических основ этого мышления [14, с.66].
Из истории философии напомним мысль Ф. Энгельса о том, что качество мышления врача – это «логическая и диалектическая подготовка». Однако именно эта сторона подготовки врачей более всего и страдает. Логика и методология мышления и анализа – это удел кафедры философии. В свое время еще Гиппократ говорил: «Врач-философ – Богу подобен».
1.2. Позиции ученых – медиков в отношении синтеза философии и медицины.
В связи со сложившейся проблемой отсутствия логико-методологического синтеза философии и медицины в вопросах формирования клинического мышления у студентов-медиков, Е.И. Чазов заключает: «необходимо активизировать философско-методологические исследования по пробле-мам клинической медицины, в том числе направленные на создание общей теории врачебной диагностики как учения о логической структуре, гносеологической специфике диагностического поиска врача, методологических принципах постановки и обоснования клинического диагноза и т.д.» [14, с.67].
Е.И. Чазов указал на вопиющую ситуацию, имеющую место в наших отечественных медицинских вузах. «К сожалению, – отмечает ученый, – многие философские работы, посвященные вопросам медицинской диагностики, носят слишком отвлеченный характер», работы философов имеют слишком
«умозрительный» или «спекулятивный» вид, либо представляют собой
«механическое переложение клинических терминов на язык гносеологии и методологии науки», в медицинском образовании довольно нередко кафедры философии не востребованы, ни у кого не возникает потребность и необходи-мость в «глубокой философско- методологической и специальной логичес-кой подготовке» студентов- медиков. Отсутствует она и в аспирантуре меди-цинского вуза [14, с.67.].


Е.И. Чазов пишет, что «только творческое содружество медиков и фи-лософов»,
«активный диалог между ними позволяет отказаться от ставшей традиционной схемы рассмотрения философских вопросов медицины, когда логика и методология науки излагаются как бы сами по себе, в их абстрактно-теоретическом модусе, а выходы в клиническую область сво-дятся к отдельным и произвольным примерам». Кроме того, в медицинских вузах остается ситуация, когда медики не знают философии, а философы –медицины.
Заканчивая свою мысль, Е.И. Чазов отмечает: «Мы уверены, что если бы врачебный диагноз в каждом случае строился на основе логико -диалектического анализа конкретного материала, диагностика в наших медицинских учреждениях достигла бы более высокого уровня» [14, c.67].
Во всех странах мира озабочены повышением логической и методологической культуры врачей.
Примеры:
– «В медицине особо потребно знание правильного мыслеводства …думается, не далеко то время, когда врачи будут конфузиться, вспоминая свое скептическое отношение к логике» (Л.П. Боголепов);
– «ошибка есть результат того, что в диагностике клинициста…не было внутренней логики мышления» (А.С. Воронов);
– «врачу нужно воспитывать в себе логическое мышление, ибо такой врач принесет гораздо больше пользы… (С.П. Федоров);
– задача клинициста состоит в овладении «приемами умозаключения в такой степени, чтобы быть самостоятельным деятелем» (С.П. Боткин);
– «мысли врача должны быть логичными …они должны быть правильными, т.е.
поддаваться проверке, быть доступными рациональному способу доказательств
(Г. Глязер) [14, с. 83].
К этому добавим: не надо думать, что врачебные ошибки – это проблема нашего времени, нашей технологически развитой цивилизации. В течение всей истории человечества выдающиеся представители медицины хорошо понимали это. Еще Гиппократ поддерживал и хвалил врача, который достигает «вывода из явлений методическим путем», а К. Гален в полемике с Асклепиадом упре-кал его в незнании «принципов логического мышления».
Таким образом, вышеуказанное количество врачебных ошибок – это проб-лема не только нашей страны и мира. Это – общечеловеческая проблема со своей историей.

Однако сами врачебные ошибки – это результат индивидуальной разви-тости мышления врача. И каким бы индивидуально развитым ни было мышление врача (определенным, последовательным, доказательным), оно все равно по своей природе – явление субъективное. Под субъективностью понимается то, что человеческая логика стихийна, интуитивна, различна по степени развитости у разных людей. И это самое главное. Отсюда следует, что правильное мышление надо воспитывать, формировать, направлять,
корректировать – и все это возмож-но.
Однако чаще всего многие врачи не имеют ни малейшего представления о логике собственного мышления. Свою логику с детства они формировали сти-хийно, эмпирически под воздействием жизни, образования, прочитанной литера-туры. Подобный путь «логического самоформирования» не эффективный,
о чем свидетельствует социологическая статистика врачебных ошибок.
Если к этому добавить, что у врача – особый предмет деятельности –
жизнь и здоровье людей, которые платят слишком дорогую цену за врачебные ошибки, то нежелание изучать логику и повышать культуру врачебного мышления для врача ‒ это и безрассудство, и преступление.
Существуют основные логические правила правильного мышления,
изучаемые «формальной логикой», у которой есть своя история, объект, предмет и методы логического мышления.
В качестве блестящего примера интеграции нейрофизиологов, инженеров и философов – методологов приведем деятельность белорусских ученых.
1.3. Современные достижения синтеза философии и научной медицины.
Так, три центра – «РНПЦ» неврологии и нейрохирургии» (Минск),
«Брестский Государственный технический университет», «Белорусская медицинская академия последипломного образования» (Минск) проводят комплексную научную работу еще с 80-х годов прошлого века с поразительными результатами в практической медицине.
Эти ученые успешно использовали ряд философских идей и концепций и вышли на мультидисциплинарные разработки мозга на основе его структурно- функциональных образований, нашедших прямое применение в медицинских научных исследованиях и в практической клинической работе.
В этот мультидисциплинарный комплекс вошли: философия синергети-ческого подхода (кстати, разработанная бельгийским физиком-теоретиком И.Пригожиным и получившая Нобелевскую премию) и концепция «интегратив-ного врачевания», а также философская концепция хаоса