Файл: Предмет и сущность учебной дисциплины Основы организации научноисследовательской работы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(с ее идеями фракта-лов, аттракторов и самоорганизующихся систем) и подтвержденная немецким физиком-теоретиком Э. Шредером (также получившим за это Нобелевскую пре-мию).
Все это белорусские ученые вывели на «нейросетевой уровень» [4, c.6].
А философские формально- логические законы еще в 80-е годы они твор-чески превратили в нейроматематику – в систему нейроматематических алгорит-мов. В результате получился класс (комплекс) нейроинтеллектуальных методик (моделей) на базе моделирования нейрофизиологических и нейропатофизио-логических процессов и состояний (с помощью формальной логики, то есть, в руках умных ученых-медиков – «нейроматематики»).
В результате белорусские специалисты в области инженерного мышления давно доказали, что нейросетевая модель становится нейроинтеллектуальной только тогда, когда она опирается на формально – логические (сегодня это нейроматематические) алгоритмы.
Белорусские ученые также доказали: чтобы быть нейроинтеллектуаль-ной,
нейросетевая модель использует диалектическую категорию «общее и частное» и теорию «закономерности». Затем путем интеграции частных данных нейросеть их обобщает, выводит на уровень закономерности и предлагает обоснованное клинико-логическое решение (где логика – раздел философии).
Пример:
к философии хаоса и нейронных сетей тесно примыкает философия «Нечеткой формальной логики Л. Заде. Этот философско-методологический комплекс используется белорусскими учеными – неврологами в детской неврологии для дифференциальной диагностики миоклоний у детей [4, c.6].
И наконец, в основе нейроматематического (формально-логического)
подхода лежит представление о структурно- функциональном строении головного мозга, состоящего из множества сплетений нейронов.
На основании вышесказанного мы также считаем, что никакая НИР
(научно-исследовательская работа) не возможна без научного синтеза медицины и философии, способного вывести более проницательных ученых на Нобелевский уровень [4, c.10-11].
Итак, переходим к общему знакомству с законами формальной и диалектической логики, к их значению в системе медицинского образования.
Вопрос 2. Формально- логические законы правильного мышления.
Формальная логика – это наука о законах и формах правильного мышления. Все зависит от индивидуального подхода к этому вопросу [3, c.3].
2.1. Историческая справка: этапы развития и виды логики.
а) Этапы развития логики:
– 1 этап – это традиционная логика.
Начало этой логики было заложено древнегреческим философом Аристо- телем. Традиционная логика изучает технику формирования понятий, суж- дений, умозаключений и операций над ними.
– 2 этап – классическая (математическая, символическая) логика. При- чиной появления этой логики послужило применение методов форма- лизации и математических методов в логическом мышлении.
– 3 этап – неклассическая (модальная или философская) логика. Начало этому этапу положило использование формальных методов для анализа содержательных реалий (физических объектов).
2.2. Объект, предмет и методы логики.
а) Объект логики:
– объектом логики является высшая форма познания мира – абстрактное мышление (теоретическое мышление);
– существует две ступени познания мира – чувственная и рациональная.
Именно на второй – рациональной ступени – «работает» мышление, разум,
рациональность (левое полушарие КГМ), и именно эта ступень познания мира является объектом логики.
3. Умозаключение
2. Суждение
1. Понятие
3.Представление
2. Восприятие
1. Ощущение
II ступень познания мира
– рациональная (разум, мышление)
– левое полушарие головного мозга
I ступень познания мира
– чувственная – правое полушарие
В данном рисунке показано, что сфера мышления (объект мышления) – это 2
ступень познания окружающего мира – рациональная, разум.
- Специфика 2 ступени познания мира:
Во-первых, это сфера действия левого полушария КГМ;
Во-вторых, мышление – это сложное системное явление работы мозга;
В-третьих, многие науки изучают механизмы мышления. Однако, в отличие от них, в логике мышление – это инструмент познания окружающего мира. Именно этот аспект мышления исследует логика.
Более того, именно это и является предметом изучения логики.
б) Предмет логики:
– итак, предметом изучения логики является человеческое мышление в качестве инструмента познания мира.
N.B:
Мы уже говорили выше о том, что мир можно познавать не только при помощи мышления, но и при помощи чувств.
Однако возможности чувственного познания ограничены в пр пространстве и времени; чувственное познание не позволяет в полном объеме увидеть сущность объекта, так как не видит и не различает случайное и необходимое в объекте. То есть, чувственное познание – это индивидуальная форма восприятия субъекта и не может претендовать на объективность.
Мышление, в отличие от чувственного познания, потенциально более объективно.
– Потенциал мышления как инструмента познания:
Во-первых, в отличие от чувственного познания, мышление имеет целостно- обобщающий характер: оно абстрагироваться, отвлечься от несущественных случайных черт объекта; если чувство фиксирует какую-то единичную черту объекта. То мышление не позволяет единичному заслонить всю цельность (целостность) анализируемого объекта.
Во-вторых, понятие, суждение и умозаключение – это более объективный инструмент познания мира, чем ощущения, восприятия и представления, и потому обеспечивает большую гарантию истины.
В-третьих, в отличие от чувственной ступени, суждения и умозаключения доказательны и доказуемы.
В-четвертых, если чувства более консервативны, то мышление (разум)
более динамично.
В-пятых, в отличие от чувства, мышление поливариантно: оно может быть практическим, игровым, имитационным, творческим, языковыми т.п. Логика в большей степени имеет дело с языковым мышлением, так как язык – это форма идентификации и материализации мышления. По языку диагностируется многие аспекты мышления – есть развитость, социально- культурный контекст,
психопатология и патопсихология личности и др.
NB:
надо усвоить и всегда помнить, что мышление- не синоним сознания человека.
Если сознание – это осознание (понимание, осмысление, то мышление – это рациональные процедуры такого сознания.
Таким образом, предметом логики является анализ стандартов,
корректности, правильности понятий, суждений и умозаключений.
в) Методы логики:
– практическая логика (практический метод): к практической логике относятся, во-первых, имманентные суждения и умозаключения каждой развитой науки и, во-вторых, обыденная логика каждого отдельного человека;
– теоретическая логика (теоретический метод): это условия и схемы рассуждений, их структура и формы применения, а также основания гипотез и механизмы доказательства и достижения результата.
Таким образом, как и любая наука или учение, формальная логика имеет свой объект, предмет и методы исследования окружающего мира.
2.3 Система законов логики (мышления)
а) общая характеристика:
– законы логики – это законы правильного мышления человека об окружающем мире, но это не законы самого мироздания;
– цель законов логики – достижение истины (через формулирование оснований правил и рекомендаций).
б) специфика законов логики:
– если законы естествознания описывают связь явлений природы, то законы мышления предписывают определенные способы интеллектуальной деятельности;
– если социальные законы (юридические акты, государственные указы,
постановления и т.п.) имеют конкретно- исторический характер, то законы мышления имеют внеисторический, внеплановый, общечеловеческий характер.
NB:
любые законы (законы естествознания, социальные законы или законы мышления) всегда отражают внутреннюю, необходимую и существенную связь явлений.
В медицине и биологии – внутренняя связь функциональных систем в норме и патологии.
в) Система законов логического мышления:
Существует четыре основных закона логического мышления:
– закон тождества;
– закон непротиворечивости мысли;
– закон «исключенного третьего»;
– закон «достаточного основания».
1.
Закон тождества:
– формальный вид закона – «А есть А» или «Всякий предмет есть то, что он есть».
Закон тождества – это закон идентичности, закон соответствия (имеет свои критерии).
Примеры:
В Библии закон тождества звучит так: «Не сотвори себе кумира», то есть,
искусственно созданный идеал превратился в идола; не надо наделять человека теми качествами, которыми он пока не обладает.
NB:
природа также функционирует по принципу тождества (в физике все явления симметричны).
– критерии тождества:
= необходимо устанавливать тождество формальное и по содержанию;
= необходимо устанавливать коммуникативное тождество. То есть, объем и содержание любого понятия должно быть точно установленным.
NB:
иносказания неуместны: возможно они хороши в другом месте, но не там, где надо установить тождество (идентичность,
соответствие);
Примеры:
Слово «коса» – инструмент для косьбы, вид женской прически, песчаная отмель на берегу. Это омонимы, т.е., слова, одинаковые по звучанию, но разные по смыслу. Путаница возникает не только при переводе с
русского языка на иностранный, но и в логике мышления, когда одно выдают
(или принимают) за другое, и искажается смысл высказывания.
В медицине при разнообразной симптоматике применяется дифференциальная диагностика.
= необходимо достигать определенности мысли в термине (в понятии, в сказанном слове, выражении). Поэтому исходная посылка в мышлении должна быть точной и корректно определенной.
N.B:
многозначимости в исходной посылке не должно быть. Особенно важно соблю- дать это правило для всех видов диагностической,
врачебной (чтобы не было ава- рий или летальных исходов, врачебных ошибок).
= необходимо сохранять мысленное содержание предмета рассужде- ния и не менять его в ходе логического развития процесса мышления
(даже если требуется сменить исходные посылки в логической технике,
т.е. подмены основания мысли исключены).
N.B:
эту позицию надо держать в полемике, в ситуации самозащиты,
в научном исследовании, в медицинском доказательстве.
2.Закон противоречия (непротиворечивости) мысли.
а) суть закона: он запрещает мыслить и рассуждать противоречиво, от- носит противоречивость к логической ошибке.
Пример:
в следственной практике противоречивость в алиби допрашиваемого позволяет следователю заподозрить ложь.
N.B:
(или принимают) за другое, и искажается смысл высказывания.
В медицине при разнообразной симптоматике применяется дифференциальная диагностика.
= необходимо достигать определенности мысли в термине (в понятии, в сказанном слове, выражении). Поэтому исходная посылка в мышлении должна быть точной и корректно определенной.
N.B:
многозначимости в исходной посылке не должно быть. Особенно важно соблю- дать это правило для всех видов диагностической,
врачебной (чтобы не было ава- рий или летальных исходов, врачебных ошибок).
= необходимо сохранять мысленное содержание предмета рассужде- ния и не менять его в ходе логического развития процесса мышления
(даже если требуется сменить исходные посылки в логической технике,
т.е. подмены основания мысли исключены).
N.B:
эту позицию надо держать в полемике, в ситуации самозащиты,
в научном исследовании, в медицинском доказательстве.
2.Закон противоречия (непротиворечивости) мысли.
а) суть закона: он запрещает мыслить и рассуждать противоречиво, от- носит противоречивость к логической ошибке.
Пример:
в следственной практике противоречивость в алиби допрашиваемого позволяет следователю заподозрить ложь.
N.B:
этот закон «противоречия» логичнее было бы назвать «законом непротиворечи- вости».
б) структура логического противоречия:
– имеется некоторое суждение;
– имеется отрицание этого же суждения;
– имеется показатель их соистинности.
б) структура логического противоречия:
– имеется некоторое суждение;
– имеется отрицание этого же суждения;
– имеется показатель их соистинности.
1 2 3 4 5 6 7 8
N.B:
если это существует одномоментно (в одном предложении,
высказывании, мыс- ли), то налицо логическая ошибка в суждении.
в) формальный вид закона противоречия:
«А и не-А», где А – суждение, не-А (неверно, что А) – его отрицание;
связка «и» – показатель системности суждения (или какого-либо утвер- ждения.
N.B:
факт противоречия в мышлении фиксируется (имеет место) тогда,
когда одно- моментно в логике доказательства присутствуют утверждение и его отрицание.
– Это логическая ошибка.
г) закон противоречия содержит в себе несколько предписаний:
– в структуре одного рассуждения не должно быть взаимоисключаю- щих суждений;
– критерием логичности считается непротиворечивость рассуждений;
– суждения должны быть истинными, но неложными;
– необходимо выявлять явные и скрытые противоречия в структуре рас-
суждения;
– необходимо различать реальные и мнимые противоречия.
N.B:
логическое противоречие – это соотношение взаимоисключающих понятий.
д) формы противоречия:
– диалектическое противоречие – это так называемое «положитель- ное» противоречие, служащее источником движения и развития, это противоречие развивающегося знания.
Пример:
= открытие молекулы когда-то казалось пределом научного знания:
считалось,
что молекула – это наименьшая неделимая единица живого;
открытие моле- кулы было успехом, движением, развитием в процессе познания;
= затем расщепили атом, который отверг молекулу как исходную единицу всего сущего – это было шагом вперед, признаком развития, это отрицание было по- ложительным, означающим движение;
= более того, и атом оказался сложно-структурированным феноменом и т.д.
Пример:
суждение К. Маркса о том, что «капитал не может возникнуть из обращения равно как и не может возникнуть вне обращения» – не противоречиво (не
– необходимо различать реальные и мнимые противоречия.
N.B:
логическое противоречие – это соотношение взаимоисключающих понятий.
д) формы противоречия:
– диалектическое противоречие – это так называемое «положитель- ное» противоречие, служащее источником движения и развития, это противоречие развивающегося знания.
Пример:
= открытие молекулы когда-то казалось пределом научного знания:
считалось,
что молекула – это наименьшая неделимая единица живого;
открытие моле- кулы было успехом, движением, развитием в процессе познания;
= затем расщепили атом, который отверг молекулу как исходную единицу всего сущего – это было шагом вперед, признаком развития, это отрицание было по- ложительным, означающим движение;
= более того, и атом оказался сложно-структурированным феноменом и т.д.
Пример:
суждение К. Маркса о том, что «капитал не может возникнуть из обращения равно как и не может возникнуть вне обращения» – не противоречиво (не
является логической ошибкой), так как капитал вообще возникает в другом месте.
– противоречие-парадокс – это особый вид противоречия, способный взорвать фундамент любых истин и показать их предел. Так случилось с теорией множеств в математике: всем известный парадокс философа
Б. Рассела выявил бессилие теории множеств и потребовал развития выс- шей математики.
Парадокс Б. Рассела звучит так: «парикмахер, который бреет тех мужчин, которые не бреются сами».
В итоге: на вопрос о том, кто бреет парикмахера, нет ответа! Ибо если он бреет сам себя, то его не должен брить парикмахер. И наоборот,
если его бреет парикмахер, то он не должен брить сам себя.
N.B:
противоречие-парадокс – это не «абракадабра». Это –
логический феномен –
механизм, способный уйти в любые глубины мысли и взорвать любую их истину.
Следовательно, если этот феномен уже сложился в идеальной сфере,
надо искать и его аналог в живой материи. То есть, сильнейший механизм этого парадокса надо увидеть в аутоимунных,
орфанных, онкологических заболеваниях. То есть, необходим синтез философских и медицинских зна- ний.
– противоречие-парадокс – это особый вид противоречия, способный взорвать фундамент любых истин и показать их предел. Так случилось с теорией множеств в математике: всем известный парадокс философа
Б. Рассела выявил бессилие теории множеств и потребовал развития выс- шей математики.
Парадокс Б. Рассела звучит так: «парикмахер, который бреет тех мужчин, которые не бреются сами».
В итоге: на вопрос о том, кто бреет парикмахера, нет ответа! Ибо если он бреет сам себя, то его не должен брить парикмахер. И наоборот,
если его бреет парикмахер, то он не должен брить сам себя.
N.B:
противоречие-парадокс – это не «абракадабра». Это –
логический феномен –
механизм, способный уйти в любые глубины мысли и взорвать любую их истину.
Следовательно, если этот феномен уже сложился в идеальной сфере,
надо искать и его аналог в живой материи. То есть, сильнейший механизм этого парадокса надо увидеть в аутоимунных,
орфанных, онкологических заболеваниях. То есть, необходим синтез философских и медицинских зна- ний.