Файл: Предмет и сущность учебной дисциплины Основы организации научноисследовательской работы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.
«Закон исключенного третьего».
а) суть закона: если есть два суждения, из которых одно является отри- цанием другого, то какое-то одно из них (и только одно!) является истинным.
б) формальный вид закона: «если истинно «А и не-А, то неистинно не-А» и наоботор, то есть третьего не дано.
в) предписания данного закона:
– формирует альтернативность «А и не-А» и предлагает сделать вы- бор между ними по принципу истинности;
– запрещает выбирать в качестве альтернативы еще какие-либо суж- дения (либо человек смертен – либо бессмертен; либо вода кипит при
100 С – либо не кипит и т.п.).
Пример:
«аппендицит либо лечится хирургически – либо не лечится». В этой логике альтернатива неуместна.
– утверждает, что что-либо противоположное истине всегда есть ложь.
N.B:
никакие уловки, такие, как иносказательное толкование истины,
недо- пустимы!
Примеры клинических уловок:
Так, Ю.К. Абаев, ссылаясь на мнение ряда медиков, пишет: «Часто за неопределенностью терминологии скрывается непонимание сущности
или происхождения того или иного симптома или заболевания. Незнание маскируется надуманными терминами. Справедливы слова
С.А. Рейн- берга: «До сих пор много нозологических носят в патологии и клинике такие бессодержательные определения, как «спонтанный»,
«аутохтон- ный», «идиопатический», «криптогенный» и тому подобные греческие эпитеты, что по-русски означает – «неизвестного происхождения» или не- выясненной этиологии». Но так ли это? Вместо конкретного объяснения причин и сущности данного заболевания… значительно легче и проще от- делаться простой ссылкой на наследственность или на неизвестное проис- хождение. Это делается по общеизвестному принципу: где не хватает поня- тий и неясна сущность, там выручает удачно подобранное словечко»
[1, c.46].
3.
Закон «достаточного основания»
а) Суть закона: «всякое верное положение должно быть обоснован- ным».
б) Требование закона: исходные посылки любого суждения должны быть истинными.
С.А. Рейн- берга: «До сих пор много нозологических носят в патологии и клинике такие бессодержательные определения, как «спонтанный»,
«аутохтон- ный», «идиопатический», «криптогенный» и тому подобные греческие эпитеты, что по-русски означает – «неизвестного происхождения» или не- выясненной этиологии». Но так ли это? Вместо конкретного объяснения причин и сущности данного заболевания… значительно легче и проще от- делаться простой ссылкой на наследственность или на неизвестное проис- хождение. Это делается по общеизвестному принципу: где не хватает поня- тий и неясна сущность, там выручает удачно подобранное словечко»
[1, c.46].
3.
Закон «достаточного основания»
а) Суть закона: «всякое верное положение должно быть обоснован- ным».
б) Требование закона: исходные посылки любого суждения должны быть истинными.
в) Предписания данного закона:
– все посылки рассуждения (умозаключения, доказательства или или выводы) должны быть обоснованы);
– если какое-либо суждение является обоснованным, то его можно использовать в доказательстве, не производя его обоснований;
– обоснованием считается любая истинная характеристика сужде- ния (ложное суждение, вероятное суждение, истинное суждение).
Все они могут выступить равнозначными посылками суждения. А
вот результат (вывод) у них будет разный. И только один из них –
истинный;
– в обосновании суждений следует различать логическое обоснова ние и фактическое обоснование.
г) Пределы закона «достаточного обоснования»:
– Принцип «универсального сомнения»: этот принцип был сфор- мирован французским философом и математиком Р. Декартом и оказал революционизирующее влияние почти на все сферы жизни.
= суть этого принципа заключена в следующих словах Р. Декарта:
«Нас отвлекает от истинного познания множество предрассуд- ков. Очевидно, мы можем избавиться от них лишь в том слу- чае, если хоть раз в жизни постараемся усомниться во всех тех вещах, в отношении которых мы питаем хотя бы малейшее по- дозрение».
= Немецкий мыслитель Г.В. Лейбниц конкретизировал этот принцип и оставил после себя положение, которое как раз и называют «за- коном достаточного основания».
– все посылки рассуждения (умозаключения, доказательства или или выводы) должны быть обоснованы);
– если какое-либо суждение является обоснованным, то его можно использовать в доказательстве, не производя его обоснований;
– обоснованием считается любая истинная характеристика сужде- ния (ложное суждение, вероятное суждение, истинное суждение).
Все они могут выступить равнозначными посылками суждения. А
вот результат (вывод) у них будет разный. И только один из них –
истинный;
– в обосновании суждений следует различать логическое обоснова ние и фактическое обоснование.
г) Пределы закона «достаточного обоснования»:
– Принцип «универсального сомнения»: этот принцип был сфор- мирован французским философом и математиком Р. Декартом и оказал революционизирующее влияние почти на все сферы жизни.
= суть этого принципа заключена в следующих словах Р. Декарта:
«Нас отвлекает от истинного познания множество предрассуд- ков. Очевидно, мы можем избавиться от них лишь в том слу- чае, если хоть раз в жизни постараемся усомниться во всех тех вещах, в отношении которых мы питаем хотя бы малейшее по- дозрение».
= Немецкий мыслитель Г.В. Лейбниц конкретизировал этот принцип и оставил после себя положение, которое как раз и называют «за- коном достаточного основания».
Этот закон звучит так: «Ничто не должно утверждаться без основания и даже… ничто не делается без основания». То есть,
основания своей деятельности, по Г.В. Лейбницу, человек должен находить среди положений, истинность которых ранее установле- на и которые, в конечном счете, имеют опытное происхождение!
– Неуниверсальный характер закона «достаточного основания»:
= этот закон «работает» в науке, технике, управлении;
= в религии или искусстве он не «работает».
Таким образом, мы рассмотрели четыре закона формальной логики.
Задача заключается в том, чтобы применить
2.4. Формирование понятий а) Определение понятий:
– Понятие определяется в теоретической логике как одна из основных форм мышления.
– Роль понятия в системе познания в мира
Известны две ступени познания мира – чувственная и разумная; чувственная ступень – это ощущения, восприятия, представление (правое полушарие мозга);
разумное познание мира – понятия, суждения, умозаключения (научные теории)
– левое полушарие мозга. То есть, там, где заканчивается чувство, там начинается понимание (в понятиях).
Пример:
бывают тяжелые (психопатологические) состояния влюбленности: разум не контролирует это состояние. В диалектике чувства и разума сказано, что с
«расшалившимся» правым полушарием может справиться только левое полушарие: чем сильнее чувства, тем сильнее разум должен включаться и анализировать сложившуюся ситуацию, объект влюбленности, выводить в понятия то, что именно в объекте «притягивает к себе», особенно в болезненных ситуациях. При слабом разумном анализе усиливается чувство. Только формально – логический анализ ситуации может всё поставить «на свои места»,
успокоить человека и даже «избавить» его от «этой любви». Если разум и логика
«не включаются», значит они слабы. Дальше подключаются психиатры.
N.B:
если предельной, «высшей» формой чувственного познания является представление, то «низшей», начальной формой абстрактного мышления является как раз понятие. То есть, развиваясь, человек с чувственного уровня переходит на разумный, а «представление» (признак чувственного уровня)
меняется на понятие (признак разумного уровня).
Поэтому при сильной влюбленности надо объект любви «разложить на понятия» (эгоист, грубиян и т.п. – «Боже, кого я любила!»). Только подключив разум с его мощным анализом можно вывести себя из данного состояния. Все зависит от силы разума, логики. Чем слабее разум, тем сильнее чувство.
б) Отличие понятия от представления:
– если чувства (чувственное познание) всегда связанно с наглядностью и образом, то понятие (как начало разума) лишено образности;
Пример понятий:
«добро», «порядочность», «предприимчивость» не связаны с выражением их в виде наглядных образов.
– если чувственные формы познания (в том числе и представление)
воспроизводят объект в его индивидуальности, то в понятии не фиксируются общие черты ряда предметов;
- если в представлении находят своё отражение черты внешние, то в понятии даны внутренние характеристики и сущность предмета. То есть, понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их общих существенных признаках.
в) методы образования понятий
Понятия могут образовываться разными способами, но в теоретической логике выделяются четыре основных метода образования понятий: «анализ, сравнение,
синтез и абстрагирование». В связи с этим говорят об этапах этой логической процедуры.
l этап – анализ понятий:
-Анализ понятий начинается с анализа признаков данного понятия.
NB:
при этом признаки – это черты сходства или несходства (различия)
предметов. Анализ – это мысленное расчленение содержания предмета на составляющие его признаки, свойства.
– классификация признаков. Признаки бывают:
= существенные (то есть, обусловливающие характер, природу и направление развития предмета) и несущественные (то есть, внешние, не характеризующие сущность предмета)
Пример:
форма одежды – это несущественный признак по отношению к человеку.
= сходные признаки называются общими; черты различия предметов называются отличительными признаками;
= основные и производные признаки: основные – это такие существенные признаки предмета, из которых, в свою очередь, выводятся другие существенные признаки, но уже называемые производными;
= случайные и необходимые признаки: необходимые – это те, без которых не может существовать ни один предмет данного класса предметов;
= простые и сложные понятия, различаются количеством признаков в них;
= содержание и объем понятия – это две главные логические характе-ристики понятия. Содержание понятия – это мысленное отражение неизменя-ющихся признаков определенного класса предметов; объем понятия – это мыс-ленное отражение параметров всего содержания понятия.
Примеры:
объем понятий легко установить по кругам Эйлера.
предметов. Анализ – это мысленное расчленение содержания предмета на составляющие его признаки, свойства.
– классификация признаков. Признаки бывают:
= существенные (то есть, обусловливающие характер, природу и направление развития предмета) и несущественные (то есть, внешние, не характеризующие сущность предмета)
Пример:
форма одежды – это несущественный признак по отношению к человеку.
= сходные признаки называются общими; черты различия предметов называются отличительными признаками;
= основные и производные признаки: основные – это такие существенные признаки предмета, из которых, в свою очередь, выводятся другие существенные признаки, но уже называемые производными;
= случайные и необходимые признаки: необходимые – это те, без которых не может существовать ни один предмет данного класса предметов;
= простые и сложные понятия, различаются количеством признаков в них;
= содержание и объем понятия – это две главные логические характе-ристики понятия. Содержание понятия – это мысленное отражение неизменя-ющихся признаков определенного класса предметов; объем понятия – это мыс-ленное отражение параметров всего содержания понятия.
Примеры:
объем понятий легко установить по кругам Эйлера.
II этап – сравнение понятий
Сравнение (comparative)- это метод, устанавливающий сходство или различие между объектами (предметами исследования – в науке).
Например:
аспирант пишет статью, в которой надо сравнить несколько эпох в человеческой истории. В этом случае название статьи может звучать так: «Исторические эпохи:
сравнительный анализ» или «Исторические эпохи: компаративный анализ».
III этап – синтез понятий
В формальной логике синтез –это прием мысленного соединения признаков предметов, обобщаемых в некотором понятии. Это возможно тогда, когда сохраняется преставление о предметности объектов, их целостности,
структурности, константности, осмысленности и апперцепции – восприятия и представления.
IV этап – абстрагирование
Абстрагирование – это вычисление некоторых признаков из их совокупности,
отвлечение от всего богатства содержания предмета (объекта) и сосредоточение внимания на чем-либо одном.
NB:
Однако в некоторых случаях абстрагирование может выглядеть обобщением, когда речь идет о более богатой совокупности признаков, которыми обладают различные виды предметов (объектов), соответствующие образуемому понятию.
Примеры абстрактного мышления (глубокого теоретизирования):
- из истории философии:
анализируя всю живую материю (её миры – физический, химический,
биологический, Космос – и другие миры), Гегель обратил внимание на то, что несмотря на сложное многообразие и разнообразие материального мира, в нем всё-таки есть три общих фактора. Эти факторы работают во всех видах и формах материального мира – физическом, химическом, биологическом и т.п.
При этом эти три фактора оказались настолько общими, что Гегель придал им статус «закона».
Этими тремя факторами, действующими во всей материи выявились: противоречие, развитие, эволюция. Отсюда у Гегеля получились три закона возникновения, развития и эволюции материального мира.
Первый – это «Закон «противоречий» (закон единства и борьбы противоположностей)
N.B:
этот «закон противоречия», общеобязательный для всей живой материи, нашел своё частнонаучное преломление и интерпретацию во всех науках без исключения, в том числе и в медицине.
Например, в теории общей патологии Д.С.
Саркисова он звучит так: «Развитие представлений об антагонистической регуляции функций – важнейшем механизме поддержания гомеостаза».
Закон противоречия – это механизм, поддерживающий гомеостаз не толь-ко биоорганизмов, но и живой материи в целом.
Второй закон – «Закон развития» (закон перехода количественных изменений в качественные). Разумеется, интересно посмотреть, как этот закон выглядит в других науках – физике, кибернетики, химии, биологии. Но в меди-цине –в теории общей патологии – его частнонаучная физиологическая интер-претация –звучит так: «Рекомбинации (перегруппировки) – важный механизм качественных изменений в живых системах».
Третий закон – «Закон эволюции» (закон отрицания отрицания). По этому закону эволюционировала вся теория научного назначения, все науки в неё
входящие.
Например:
Кювье выдвинул тезис «Живая природа неизменна, её виды устойчивы» Затем
Ламарк выдвинул антитезис «Виды флоры и фауны меняются». И, наконец,
Дарвин выдвинул новый антитезис (для первых двух) как их синтез «Виды устойчивы, но совершенствуются в ходе отбора»
Во врачебной практике третий закон – «Закон эволюции» (закон отрицания отрицания) стал механизмом патогенеза – его теорией и выглядит он так:
«бессимптомный доклинический период болезни» – «период развернутых клинико-анатомических проявлений болезни» – «выздоровление,
послеклинический бессимптомный период болезни», «хронические рецидивирующие течения болезни» и т.п.
Эти три закона Гегель назвал диалектическими, это как механизмы существования живой материи, так и механизмы (методы, исходы) её познания
(изучения).
Кроме того, открытия этих трех законов для всей живой материи – это образец непревзойденной абстракции – теоретического глубокомыслия, ухода в глубины своего мышления. Увидев в живой материи три одинаковых для всех её видов факторы, Гегель конечно же их обобщил. И живая материя получила три закона своего существования (бытия).
Однако мы приведем один пример того, как патофизиологи, вслед за Гегелем,
также нашли пять факторов, общих для всех болезней, независимо от их этиологии, патогенеза и клинической картины. Это- дистрофия, атрофия
(гипоплазия), воспаление, регенерация, гипертрофия(гиперплазия)
NB:
философский метод обобщения мысли (в том числе и научной) стал общенаучным. В медицине этот метод встречается в симптомной и синдромной диагностике.
В заключение можем сказать, что ни одно серьезное научное исследование не обходится без теоретических абстракций, погружения в большие глубины своего мышления, без анализа и синтеза мыслей, их обобщения. Это и есть теория философской формальной логики.
г) Классификация понятий
Давно замечено, что люди страдают многословием. Это симптом формально-логической неразвитости. А задача логической нормы заключается в том, чтобы всё своё многомыслие собрать воедино, в «тугой узел» и заменить это множество одним понятием. Надо понятия уметь обобщать, идентифицировать,
дифференцировать, видеть в них как нечто общее, так и специфическое. Трудно слушать человека, у которого в речи смешалось всё, даже «Божий дар с яичницей». Он не видит разницы между «Группами понятий». Ему в голову не приходит проследить за своим мышлением. Речь отражается в понятиях.
Классификацию понятий можно делать по различным основаниям. Мы остановились на традиционной схеме, как она представлена в учебнике формальной (от слова-формы) логики.
- Регистрирующие и нерегистрирующие понятия.
Если в содержании понятия имеются признаки, отвечающие на вопросы «где?»,
«когда?», «какой?», – такие понятия называются регистрирующими (или закрытыми).
Пример:
врач заполняет историю болезни, пациент ответил на все вопросы – история болезни зарегистрирована, вопрос закрыт.
Если же вопросы поставить нельзя, понятие считается нерегистрирую-щим
(или открытым).
Пример:
пациент с амнезией-ничего не помнит, ни на один вопрос не может ответить –
вопрос остается открытым.
NB:
в разговорной речи к нерегестрирующим понятиям относятся «совесть»,
«справедливость» и т.п.
– Пустые и непустые понятия.
Они различаются в зависимости от того, соответствуют ли данному понятию какие-либо предметы в объективном мире или нет.
В первом случае понятие оказывается непустым, а во втором случае –
пустым (пустые понятия – «кентавр», «пегас», «ведьма» и т.п.)
Разумеется, пустыми понятиями редко где возможно пользоваться, но,
наверное, не в медицине. В данной лекции мы уже говорили о них: «спонтанный»,
«аутохтонный», «идиопатический», «криптогенный» и тому подобные греческие эпитеты, что по-русски означает – «неизвестного происхождения» или
«невыясненной этиологии».
Каждый медицинский термин, понятие надо раскрыть, уяснить его смысловое значение. Достигается это посредством определения понятия –
1 2 3 4 5 6 7 8