Файл: Программа по английскому языку включает лексический и грамматический материал, необходимый для чтения и понимания литературы по специальности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО КУРСУ «Английский язык»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

технических специальностей

Введение

Иностранный язык - один из немногих предметов, изучение которых обязательно во всех вузах. Владение иностранным языком необходимо специалисту любого профиля, так как способствует поиску, извлечению и широкому практическому использованию информации из разных источников, обеспечивает возможность контактов с зарубежными коллегами. Процесс изучения иностранного языка чрезвычайно развивает мыслительные способности, тренирует память, расширяет кругозор.

Курс заочного обучения английскому языку предполагает выработку следующих навыков и умений:

  • чтение литературы по специальности на английском языке с целью извлечения необходимой информации;

  • перевод текстов по специальности с английского языка на русский;

  • беседа на английском языке на темы, связанные со специальностью.



Программа курса английского языка





  1. Структура курса

В соответствии с действующими учебными планами на курс заочного обучения английскому языку отводится 50-60 часов аудиторных занятий (установочных, контрольно-закрепительных, итоговых) и около 300 часов самостоятельной (внеаудиторной) работы. Количество учебных часов может быть несколько уменьшено или увеличено в зависимости от факультета и специальности.

Программа по английскому языку включает лексический и грамматический материал, необходимый для чтения и понимания литературы по специальности.

Программа предполагает преемственность вузовского курса обучения по отношению к школьному, поэтому нами учтена возможность возобновить изучение английского языка после значительного перерыва, вызвавшего утрату большинства навыков и умений.


  1. Содержание курса

2.1. Фонетика

Фонетический строй английского языка. Система гласных. Система согласных. Основные правила чтения букв и буквосочетаний. Ударение. Членение речевого потока. Ритмическая группа. Синтагма. Основные интонационные типы.

    1. Лексика

Морфологическая структура слова. Словообразовательные модели. Префиксальное и суффиксальное словообразование. Роль суффиксов в распознавании частей речи. Интернациональные префиксы и суффиксы. Переход слов из одной части речи в другую. «Ложные друзья» переводчика. Понятие фразеологического оборота. Идиома. Синонимы, антонимы, омонимы. Сокращения.


К концу обучения лексический минимум должен составить примерно 2000-2500 единиц. В этот минимум не входят слова и выражения, усвоенные в средней школе (не менее 350 единиц) и интернациональная лексика (т.е. слова, имеющие сходное звучание и одинаковое значение в русском и английском языках).

2.3. Грамматика

2.3.1.Морфология

Артикль. Определённый, неопределённый артикль. Опущение артикля.

Имя существительное. Грамматические категории числа и падежа имен существительных. Род существительных.

Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных. Место прилагательного в предложении.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Хронологические даты. Дробные числительные.

Местоимение. Личные, указательные, притяжательные, относительные, вопросительные, неопределённые, возвратные местоимения. Местоимение it.

Глагол. Грамматические категории глагола. Вспомогательные глаголы. Действительный и страдательный залоги.

Отрицательная и вопросительная формы. Система видо-временных форм глагола (Indefinite, Continuous, Perfect, Perfect Continuous). Сравнительная характеристика форм настоящего, прошедшего и будущего времени. Модальные глаголы. Повелительное наклонение. Сослагательное наклонение. Неличные формы глагола: инфинитив, причастие, герундий.

Наречие. Образование наречий. Степени сравнения наречий.

Предлог. Функции и значения предлогов. Сложные предлоги. Многозначность предлогов.

Союз. Простые, производные и составные союзы.

2.3.2. Синтаксис

Типы предложений. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Прямой и обратный (инверсия) порядок слов. Виды вопросительных предложений. Сказуемое простое и составное. Место второстепенных членов предложения. Сложное предложение. Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение. Виды придаточных предложений. Прямая речь, косвенная речь. Согласование времён. Инфинитивные конструкции. Причастные обороты. Абсолютная причастная конструкция. Конструкции с герундием. Эмфатические обороты.


  1. Учебные тексты и тексты для дополнительного чтения

При изучении английского языка студент использует следующие виды учебной литературы:

  • тексты контрольных работ;

  • учебные тексты;

  • тексты для дополнительного чтения.

Цель контрольной работы – помочь студенту в самостоятельном изучении английского языка и проверить, насколько хорошо он усвоил пройденный учебный материал. Требования к выполнению и оформлению контрольных работ приведены ниже.



Чтение учебных текстов поможет студенту выработать навыки, необходимые для успешного овладения английским языком, закрепить соответствующие грамматические правила, приобрести необходимый запас слов. Объём прочитанных текстов должен составлять 12000 и 15 000 печатных знаков на первом и втором курсе, соответственно, т.е. около 30 000 печатных знаков за полный курс обучения. Тексты для чтения включены в Методические указания и контрольные задания.

Дополнительное чтение имеет целью закрепление и углубление знаний по английскому языку. За полный курс обучения студент должен подготовить дополнительное чтение в объёме 20 000 печатных знаков, из них:

I курс: адаптированные тексты по широкому профилю вуза или специальности в объеме 10 000 печатных знаков.

II курс: неадаптированные или частично адаптированные тексты по специальности в объёме 10 000 печатных знаков.

Тексты для дополнительного (внеаудиторного) чтения также включены в Методические указания и контрольные задания.

  1. Итоговый контроль

В соответствии с учебным планом в конце 1-3 семестров студент сдаёт зачёт, а в конце второго года обучения – итоговый экзамен.

Для получения зачёта или допуска к экзамену студент должен:

  1. В срок сдать контрольные работы (на I курсе – № 1 и 2, на II - № 3 и 4), при необходимости исправить ошибки или выполнить всю работу заново, для получения оценки «зачтено»;

  2. Сдать норму чтения и перевода (учебные тексты, тексты контрольных работ, тексты для дополнительного чтения).


Содержание билета на экзамене по английскому языку:

  1. Изучающее чтение и передача содержания в виде полного письменного перевода незнакомого текста объёмом 800 - 1000 печатных знаков за 1 академический час (со словарём).

  2. Ознакомительное чтение незнакомого текста объёмом до 1200 печатных знаков и изложение его содержания на русском или английском языке. Время на подготовку 15 минут (без словаря).

  3. Просмотровое чтение и перевод на русский язык одного из текстов для обязательного чтения (без словаря). Время на подготовку – 2-3 минуты.




  1. Рекомендуемая литература

    1. Учебники и учебные пособия.

  1. Английский язык. Методические указания и контрольные задания для студентов технических специальностей заочной формы обучения. СПбГУАП, 2003.

  2. Э.С. Дудорова. Through Fundamentals to Communicative English. От основ к разговорному английскому языку. Санкт-Петербург, ГУАП, 1998

  3. Л.В. Хведченя, Р.В. Хорень. Английский язык для поступающих в вузы. Минск, «Вышэйша школа», любой год издания.





    1. Грамматические справочники.

  1. И.П. Крылова, Е.В. Крылова. Практическая грамматика английского языка. Учебное пособие. М., 1997

  2. Ю.Б. Голицынский. Грамматика. Сборник упражнений. Санкт-Петербург, 2001

  3. Любой грамматический справочник.




    1. Словари

  1. Англо-русский словарь на 70 тысяч слов и более. Любое издание.

  2. Отраслевые словари.

  3. Русско-английский словарь (любой).



Методические указания


Произношение и чтение

Правильное произношение – гарантия понимания не только устной, но и письменной речи, так как чтение и письмо происходят под контролем слуха и сопровождаются проговариванием на уровне внутренней речи. Неправильное чтение слова приводит к его неправильному запоминанию и неузнаванию.

Основные сложности овладения английским произношением обусловлены следующими причинами:

  1. Несовпадением звуковых систем русского и английского

языков.

Следует изучить фонетическую систему английского

языка, научиться правильно и четко произносить звуки.

  1. Отсутствием автоматизации фонетических навыков.

Следует регулярно выполнять фонетические упражнения,

прослушивать звукозаписи и передачи с английской речью, смотреть фильмы и телепередачи на английском языке.

  1. Частым несовпадением звучания и написания.

Следует изучить правила чтения букв и буквосочетаний,

регулярно их повторять.

  1. Несовпадение интонационных систем английского и

русского языков.

Следует изучить правила слогоделения, членения речевого

потока на ритмические группы и синтагмы, усвоить основные интонационные модели.

Лексика

За полный курс обучения студент должен выучить и активно использовать около 2500 новых лексических единиц, т.е. по 1200 слов на каждом курсе. Потенциальный запас лексики может быть почти удвоен за счет:

  1. усвоения системы английского словообразования;

  2. запоминания значений словообразовательных элементов (префиксов, суффиксов), что позволит выводить значения производных слов;

  3. изучения интернациональной лексики.

Работая над переводом текста или упражнения, следует выписывать в тетрадь-словарик встречающиеся незнакомые слова в их исходной (словарной) форме: глаголы – в неопределенной форме, существительные – в форме единственного числа, прилагательные – в форме положительной степени. Найдя слово в словаре, внимательно прочитайте всю словарную статью. Помните, что словарь чаще всего дает не однозначный перевод слова с одного языка на другой, а предлагает несколько, иногда много, значений. Правильный перевод возможен только с учетом общего смысла, контекста.


Заучивать следует в первую очередь наиболее часто встречающиеся слова. Их надо сразу выделять в тетради-словарике и работать над ними: повторять, писать под диктовку, составлять с ними словосочетания и предложения, стараться в дальнейшем находить в тексте их однокоренные слова, определять их синонимы, антонимы и т.д. Нельзя забывать, что только постоянная работа над лексикой поможет выучить и активно использовать нужное количество слов.

Грамматика

Грамматика обеспечивает связь слов в предложении и позволяет понять смысл текста. В каждой контрольной работе указаны грамматические темы, подлежащие изучению.

Пользуясь учебниками, пособиями, справочниками, таблицами, изучите данный раздел, выполните несколько упражнений, чтобы закрепить пройденное. В дальнейшем, читая тексты или слушая английскую речь, старайтесь опознавать выученную грамматическую форму. Особое и постоянное внимание следует уделять глагольным формам. Работайте над каждым глаголом: определите его видо-временную форму, проспрягайте в уже изученных временах, образуйте вопросительную и отрицательную формы.

Ни один грамматический раздел не должен оставаться неусвоенным. В случае необходимости следует обращаться за консультацией (письменной или устной) к преподавателю.

Работа над текстом

В зависимости от цели, которую ставит перед собой читающий, и от скорости чтения выделяют:

  • изучающее чтение;

  • селективное (быстрое) чтение, включающее ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Изучающее чтение предполагает полное и адекватное понимание всей информации текста.

Ознакомительное чтение предусматривает быстрое прочтение всего текста (скорость около 180-190 слов в минуту) с полным пониманием основной информации текста.

Просмотровое чтение позволяет выяснить, о чем идет речь в тексте. Этот вид чтения используется, когда необходимо определить, насколько важна или интересна для читающего информация, содержащаяся в тексте.

Поисковое чтение даёт возможность находить в тексте те элементы информации, о которых заранее известно, что они имеются в тексте.

Курс заочного обучения английскому языку предусматривает освоение всех видов чтения, при некотором доминировании изучающего.

Изучающее чтение предполагает полный письменный или устный перевод текста с использованием словаря.