Файл: Компенсация и коррекция отклонений в развитии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • основные принципы политики в области специального образования и соответствующие программы их реализации;

  • указания обязанностей министерства, школьных округов районах и школьных специалистов, связанных с оказанием специализированных услуг; а также перечень обязанностей родителей и самих школьников;

  • описание процедуры диагностики и оценки «особых» школьников: основы планирования индивидуальных программ обучения; сопоставление возможных вариантов динамики развития учащихся;

  • перечень услуг общего профиля, которые должны быть доступ­ны на уровне шкальных округов;

  • подробные характеристики разных категорий «особых» детей и подростков с уточнением их специфических особенностей, которые должны учитываться при разработке программ специализированной помощи (а также при их финансировании);

  • список ресурсных программ провинции с подробным анализом их содержания.

В справочниках имеется также информация: о финансировании специального образования и новационных программах; о порядке зачисления в соответствующие структуры системы; о возможностях доступа к различным услугам; о диагностических тестовых батареях, и различных правительственных документах, касающихся специального образования. Кроме того, в нем описываются и анализируются процедуры рассмотрения и устранения конфликтных ситуаций (исключения школьников из школы, отказ в участии в определенной программе специального обучения и т.п.).

Основными принципами политики в области специального обра­зования являются интеграция и инклюзия («полное включение»). Это означает, что все дети и подростки (за исключением тех, кто имеет выраженные нарушения зрения, слуха, глубокие нарушения интеллекта) должны быть охвачены общеобразовательной системой. Организационно эти принципы реализуются через «континиум образовательных услуг», представляющий собой свод материалов, общий для Канады и США. Все дети и подростки с различными нарушениями развития получают поддерживающую помощь со стороны специалистов; ее направленность и объем зависят от характера и степени выраженности нарушения. На занятия со специалистами отводится от 15 до 50 % учебного времени, в том числе и вне класса, проводиться они могут также в условиях специализированных клас­сов общеобразовательной школы.


Несмотря на постоянно выражаемое общественностью и закреп­ленное законодательно стремление к максимальной интеграции, в некоторых случаях реализовать ее не удается. Прежде всего это не­выполнимо для детей и подростков с выраженными нарушениями. Для них по-прежнему существуют специальные школы и закрытые учреждения, однако доля первых чрезвычайно мала, и количество вторых постоянно и неуклонно сокращается.

Встречаются случаи, когда в силу ряда причин попытки интегрированного обучения оказываются неуспешными, и ребенка приходится выводить из общеобразовательного пространства. В документах Министерства образования подобные ситуации поясняются примерно следующим образом: школьный совет приложил все усилия для интеграции школьника, но стало очевидно, что комбинация образовательных усилий в классе и дополнительная поддержка не соответствуют образовательным или социальным возможностям этого ученика; ... частичное или полное помещение в другое об­разовательное пространство являются единственным способом удов­летворения образовательных потребностей данного ребенка и воз­можностью соблюдения образовательных прав его соучеников. Как правило, последнее касается частых и значительных нарушений школьной дисциплины, или опасности нанесения увечья кому-либо из других учащихся.

Исключение может быть временным, и по прошествии определен­ного срока ученик может вернуться в свой класс. Детям и подрост­кам, выведенным из общеобразовательного пространства, продолжа­ют оказывать специализированную помощь на дому.

В настоящее время, согласно данным Совета социального разви­тия Канады, выделяются 12 категорий «особых» детей и подростков, характеризующихся следующими состояниями:

  • хронические заболевания (в том числе — аллергия, бронхиаль­ная астма, бронхиты, болезни сердца, эпилепсия и т.д.);

  • трудности в обучении;

  • нарушения поведения;

  • аутизм;

  • умственная отсталость;

  • выраженные физические нарушения, ставящие человека в зависимость от других людей;

  • нарушения зрения;

  • нарушения слуха;

  • сочетанные нарушения зрения и слуха;

  • нарушения речи;

  • двигательные расстройства;

  • особая одаренность, выделяющая ребенка из среды сверстников.

Канада долгие годы обеспечивала свою систему специального

образования сурдопедагогами, логопедами, олигофренопедагогами, приезжающими из США, Англии, Франции. Затем, с 1969 г., веду­щим высшим учебным заведением, подготавливающим для страны специальных педагогов и психологов, стал университет провинции Альберта. За последующие 30 лет университет выпустил более 3 тыс. бакалавров в области специального образования, способных рабо­тать с детьми различных категорий, в том числе с имеющими тяже­лые и множественные нарушения. С 1978 г. приступил к обучению тифлопедагогов по программе бакалавриата университет в Британе-



кой Колумбии. При нескольких университетах и в исследовательских центрах страны действуют учебные курсы по профессиональной подготовке специальных педагогов.

Канадская система подготовки кадров для специального образования предусматривает широкую направленность; она ориентирована на тесное сотрудничество с высшими учебными заведениями США и Европы; для чтения лекций нередко приглашаются специалисты из-за рубежа; в Канадские университеты принимаются абитуриенты из стран Азии и Африки.