ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Тема: Компенсация и коррекция отклонений в развитии.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
-
Компенсация и коррекция.
4.1, Типы компенсации
Проблема компенсации функций является одной из центральных как в специальной психологии, так и в специальной педагогике, поскольку задача специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций.
Компенсация (лат. compensatio - уравновешивание, уравнивание) - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Пластичность психики как сложнейшей функциональной системы лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.
Л. С. Выготский, П. К. Анохин, А. Р. Лурия выделяли два типа компенсации:
1) внутрисистемная компенсация осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие и усиление остаточного слухового восприятия);
2) межсистемная компенсация связана с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и кожного анализаторов.
Чаше всего наблюдаются оба типа компенсации функций. Это имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано приобретенных дефектов развития.
У животных компенсация сводится к инстинктивной, биологической приспосабливаемости организма. Структурные нарушения или недоразвитие органов и систем вызывают перестройку функций на основе действия законов биологической адаптации, сложившихся в процессе эволюционного развития. У человека процессы компенсации заключаются не столько в биологической адаптации организма, сколько в формировании способов действий и усвоении социального опыта при сознательной целенаправленной деятельности. Ведущую роль играет сознание, обусловленное социальными отношениями. Таким образом, компенсация у человека связана с развитием всех сторон его личности.
Категория компенсации является одной из ключевых для теории и практики специальной психологии. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, длительное время составляло предмет острых дискуссий. Существует несколько теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Штерна, А. Адлера и др.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня (В.М. Сорокин, 2003).
Первый - биологический, или телесный, уровень; компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.
Второй - психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.
Не случайно одно и то же нарушение у животных и человека может привести к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях дикой природы не совместима с жизнью. Человек же при всех трудностях, возникающих в условиях глухоты, способен продолжать полноценную жизнедеятельность.
Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным является то, что при одном и том же нарушении у разных людей наблюдаются выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.
Третий уровень - социально-психологический. Психологический уровень протекания компенсаторных процессов, являясь центральным для человека, тем не менее, не может сам по себе обеспечить реализацию всей компенсаторной программы. Для этого требуется более сложная форма его организации. Эффективность компенсации во многом определяется характером межличностных отношений инвалида с ближайшим окружением. Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость и т. д. являются мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющим веру в свои силы, восстанавливающим позитивное отношение к себе.
Ощущение духовного и социального благополучия базируется на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей собственной независимости и автономности. Это порождает в человеке чувство осмысленности существования и защищенности.
Ощущение благополучия многими исследователями связывается с тремя основными жизненными «опорами», принципиально важными в процессе компенсации тех или иных нарушений: семьей, профессией и ближайшим окружением вне семьи. В каждом из этих институтов индивид в разных пропорциях реализует осознание своей причастности и независимости. Не случайно в современной коррекционной педагогике и специальной психологии особое внимание уделяется семейному воспитанию и профессиональному самоопределению лиц с врожденными или рано приобретенными отклонениями от нормального хода развития.
Четвертый уровень - социальный. Содержание этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека. Прежде всего, это политика государства в отношении инвалидов, в том числе и инвалидов детства; создание особых социальных институтов, функционирование которых направлено на помощь лицам с отклонениями в развитии - детские сады, школы, реабилитационные центры, учебно-производственные предприятия, лечебные мастерские и т. д. Кроме того, уровень предполагает организацию системы подготовки специалистов в области коррекционного образования.
К социальному уровню следует отнести и характер отношения к инвалидам в сфере обыденного массового сознания. Эта область тесно связанна с религиозными, национальными и историческими традициями того или иного общества, Опыт интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз стремится максимально задействовать возможности социального уровня компенсации.
С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта.
В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.
Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное определение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.
Исходный смысл это понятия, введенного в профессиональный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей.
-
Профилактика как система мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в психофизическом развитии.
Ведущую роль в предотвращении нарушений психического развития отводят комплексу профилактических мероприятий. Первым шагом к профилактике нарушений психического развития является своевременное и регулярное посещение педиатра. Не менее важно для родителей получить достаточную информацию о том, как самостоятельно проверять наличие различных психомоторных реакций у своего ребёнка. Именно это позволит вовремя заметить какие-либо отклонения от нормы в его развитии. В более старшем возрасте определить состояние психического развития детей помогают логопеды, дефектологи и детские психологи. Для постановки диагноза нарушение психического развития требуется проведение диагностического обследования. К важным мерам профилактики нарушений психического развития также относят: Создание благоприятной для психического развития ребёнка среды; Избегание конфликтов в кругу семьи; Исключение эмоциональных и физических травм в период вынашивания ребёнка.
Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребёнка. Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребёнка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования.
Не менее важно для родителей получить достаточную информацию о том, как самостоятельно проверять наличие различных психомоторных реакций у своего ребёнка. Именно это позволит вовремя заметить какие-либо отклонения от нормы в его развитии.
Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребёнок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки. Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности
После рождения ребёнка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений. У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти.
Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо:
Избегать конфликтов в кругу семьи,
Исключить эмоциональные и физические травмы в период беременности,
Создать благоприятную для психического развития ребёнка среду.
Так же для профилактики необходимо знать, какие симптомы возникновения нервных расстройств могут проявить себя у ребёнка. Заподозрить неладное можно в следующих случаях:
ребёнок длительное время находится в угнетённом, подавленном состоянии
В момент депрессии ребёнок перестаёт быть активным, становится вялым, раздражительным
В отношении с окружающими возникает стена
Могут произойти внешние изменения: возникает сутулость, шарканье ногами, плаксивость, ухудшение памяти
Начинаются проблемы с учёбой
Возникают проблемы со сном
Снижается самооценка
Возможно возникновение маний, фобий, вплоть до аутизма
3. Особенности обучения, воспитания и развития детей с отклонениями в развитии с
учетом их социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей.
Призвание педагога заключается в создании условий для развития каждого ребенка с учетом его возможностей. В современном мире значительно возросло количество детей с нарушениями нормального развития: если в середине XX в. 60 - 70% новорожденных были практически здоровыми, то сегодня к 40-50% детей имеют определенную склонность к изменениям в развитии. Количество детей со сложными нарушениями развития за это время почти не изменилась (4-5%), однако значительно больше детей с «предельным», их развитие может быть приближено к нормальному лишь при условии правильного воспитания и специального обучения.