Файл: Компенсация и коррекция отклонений в развитии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении

образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».

Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.

В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

7. Письмо Минобрнауки России от 15.03.2018 № ТС-728/07 «Об организации работы

по СИПР».

В соответствии с пунктом 2.3 федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599, для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, на основе требований ФГОС и адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) организация разрабатывает СИПР, учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.

8. Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

Во исполнение пункта 12 плана мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018-2020 годы, утвержденного Министром просвещения Российской Федерации О.Ю.Васильевой 19 июня 2018 г.:

1. Утвердить прилагаемое* примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (далее - примерное Положение).
2. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, организовать работу организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по созданию и обеспечению функционирования психолого-педагогических консилиумов в соответствии с примерным Положением.

О проделанной работе проинформировать в срок до 1 августа 2020 года.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

9. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении

примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Во исполнение пункта 13 плана мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018-2020 годы, утвержденного Министром просвещения Российской Федерации О.Ю.Васильевой 19 июня 2018 г.:
1. Утвердить прилагаемое* примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - примерное Положение).

2. Рекомендовать руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, при организации работы по обеспечению оказания логопедической помощи обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, руководствоваться настоящим Положением.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15-16


Тема: Зарубежный опыт психолого- педагогической и коррекционной работы с детьми различных категорий детей с ОВЗ.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Перспективы развития научного и прикладного аспекта современной дефектологии.



  1. Ключевые проблемы зарубежной специальной педагогики. Ранняя помощь в семье.



3. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально трудовая

адаптация лиц с ОВЗ.

Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Когда речь идет о детях с особыми потребностями, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить данной категории детей не только вхождение в социум, но и реализацию своих потенциальных возможностей.

Родители детей с ОВЗ часто ограждают ребенка от общения с другими детьми, отказываясь посещать детские дошкольные учреждения, массовые мероприятия, думая, что в детском саду за ними не будет должного ухода, а на мероприятиях он будет испытывать определенный дискомфорт. Но именно в детстве в ребенка закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Навыки социального общения и поведения особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.

Рассмотрим особенности социальной адаптации детей с ОВЗ проходящими курс комплексной реабилитации, в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (ОРДиПсОВ) Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Асбеста» (ГБУ «СРЦН г.Асбеста»).


В процессе курса реабилитации специалисты находят подход к каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных особенностей и заболевания несовершеннолетнего. Специалисты, создают атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Ребёнок чувствует это тепло, постепенно исчезают его волнения и страхи. Несовершеннолетний легче идет на контакт с детьми и взрослыми, становится намного общительней, формируется доверие к взрослым, умение просить о помощи, если возникают трудности. В благоприятной обстановке у ребенка могут раскрыться творческие способности, он с интересом и вниманием участвует в игровой деятельности, активнее ведет себя на занятиях, он подвижен и активен, его словарный запас обогащается, так намного легче проходит адаптация.

Сложность детской социальной адаптации заключается в том, что ребенок еще мало знает и о мире и о действующих в нем правилах, поэтому не представляет, как себя вести в той или иной ситуации. Все специалисты отделения помогают ребенку, большую роль в процессе социальной адаптации играет опытный психолог и воспитатель, но эффективность будет значительно меньше, если в процессе не примут участие родители. Именно родители, находясь с ребенком, постоянно существенно влияют на социальную адаптацию и на жизнь ребенка в целом.

  1. Проблема подготовки кадров для обеспечения специальных образовательных и социальных услуг.

В образовательном учреждении повышения квалификации реализуются разные по срокам, уровню и направленности дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми идет обучение слушателей. Эти программы образовательное учреждение повышения квалификации разрабатывает, утверждает и реализует самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности).

Наличие дополнительных профессиональных образовательных программ для государственных образовательных учреждений повышения квалификации является обязательным.

Перспективы развития системы повышения квалификации и переподготовки дефектологов направлены не только на совершенствование и модернизацию имеющейся профессиональной квалификации специального педагога, психолога, но и на расширение им круга специализаций в соответствии с профессиональными потребностями (например, работа с контингентом обучающихся, воспитанников,
имеющих разнородные, часто комбинированные нарушения), а также на вовлечение педагогов массовой общеобразовательной школы в процесс повышения квалификации или профессиональной переподготовки, содержательно ориентированный на вопросы помощи детям с трудностями в обучении в массовой школе, на проблемы совместного обучения обычных детей и детей с особыми образовательными потребностями в системе массового дошкольного и школьного образования.

Резервные возможности для этого заключены не только в традиционных институтах повышения квалификации, но также и в использовании возможностей средств массовой информации — теле-, радиокомпаний, обучающих курсов на видеокассетах; создание и распространение специализированной печатной продукции (книги, газеты, журналы, тематические информационные сборники).

Большие возможности в распространении знаний, обмене информацией, дистанционном обучении может дать компьютерный банк информации, создание информационных компьютерных сетей, использование Интернета.

5. Современное состояние специального образования и тенденции его развития в зарубежных странах (на примере США, Канады, Великобритании, Франции, Германии и др.

стран).

В июне 2003 г. в Канаде был принят закон о правах человека (раз­дел II).

В настоящее время в стране получила признание следующая структура системы специального образования.

Министерства образования каждой провинции как головной орган регулирует деятельность всей системы. Непосредственно в их подчинении находятся представители школьных округов районов), которым, в свою очередь, подчиняются школы — практические исполнители всех постановлений министерств и школьных округов.

Политика в области специального образования проводится до­статочно гибко, допускает альтернативное развитие в двух направле­ниях: либо школьные советы прямо и четко следуют решениям ми­нистерства, либо разрабатывают собственные (на уровне школьно­го округа) программы действий, дополняющие указания министер­ства в соответствии с местными условиями.

Все вопросы, связанные со специальным образованием и регулированием его состояния и обеспечения, отражены в официальном документе — «Услуги специального образования: Справочник процедур, проводимой политики, основных направлений», который выпускают Министерства образования провинций. В частности, в таком документе в Британской Колумбии представлены следующие материалы: