Файл: Компенсация и коррекция отклонений в развитии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. отоларинголог, исследующий органы слухового анализатора ребенка;

4. офтальмолог, исследующий органы зрительного анализатора ребенка;

5. дефектолог, который выявляет, есть ли у ребенка аномалии психического или физического развития, в связи с этим старается определить причины не успеваемости и дает свои рекомендации в отношении дальнейшего развития, воспитания и обучения ребенка;

6. психолог, который составляет интеллектуальные, поведенческие, мотивационные характеристики личности ребенка, выявляет его индивидуальные особенности;

7. логопед, который исследует состояние органов артикуляции ребенка, речь, его активный и пассивный словарь, выявляет состояние сенсорных функций, развитие речевой моторики, определяет особенности развития познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; структуру речевого дефекта и уровень речевого недоразвития; выделяет детей с первичными речевыми нарушениями, имеющими вторичную задержку интеллектуального развития, от детей, недоразвитие речи которых определено умственной отсталостью;

8. секретарь.

Перед каждым специалистом, входящим в МППК, ставится своя узкая задача, однако, исследование ведется с учетом общих результатов обследования. Для более успешной работы состав специалистов МППК должен быть постоянным. Работа МППК осуществляется по определенному графику. В течение года комиссия собирается раз в месяц.

Ребенок, поступающий на МППК, должен иметь при себе:

  1. Роль ПМПК в предупреждении и коррекции отклонений в развитии поведения ребенка

ПМПк создается в целях комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК: своевременного выявления детей, нуждающихся в создании СОУ; создания специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК; разработки и реализации для них индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения. В своей деятельности ПМПк руководствуется законом об образовании, федеральным и региональным законодательством об обучении и воспитании детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, локальными нормативными актами, уставом организации, договорами между ОО и родителями (законными представителями) обучающегося/воспитанника, между ОО и ПМПК, между ОО и другими организациями и учреждениями в рамках сетевого взаимодействия, настоящим положением. ПМПк создается приказом директора организации независимо от ее организационно-правовой формы при наличии соответствующих специалистов. ПМПк возглавляет руководитель из числа административноуправленческого состава организации, назначаемый директором.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13-14

Тема: Нормативно-правовая база социализации лиц с ОВЗ в рамках образовательного

пространства.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК -452/07 «О введении ФГОС

ОВЗ».

В рамках реализации Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 года за N ДЛ-5/07вн, Минобрнауки России направляет методические рекомендации* по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ.

2. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании

деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

В целях совершенствования деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, с учетом применения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) и в рамках протокола Коллегии от 10 ноября 2014 года N ПК-6вн Минобрнауки России направляет* Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Методические рекомендации)

Минобрнауки России считает недопустимым ликвидацию и реорганизацию центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Центры) и обращает внимание, что сложившиеся практики их деятельности в соответствии с Федеральным законом об образовании должны активно развиваться в соответствии с реальными условиями и фактическими потребностями населения в услугах по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, активным участием Центров в социальной политике региона (муниципалитета) с учетом рекомендуемого норматива 1 Центр на 5 тысяч детского населения, проживающего в муниципальном образовании, но не менее 1 в нем.

В соответствии с пунктом 1 и пунктом 5 статьи 31 Федерального закона об образовании Центр вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным

программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и другим общеобразовательным программам.

Образовательная деятельность Центра подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Центр, реализующий основные общеобразовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, относится к организациям, осуществляющим обучение. В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона об образовании данные организации являются организациями, осуществляющими образовательную деятельность

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона об образовании на Центр как на организацию, осуществляющую обучение, на обучающихся, педагогических работников Центра распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Согласно пункту 5 статьи 108 Федерального закона об образовании наименование и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом об образовании не позднее 1 января 2016 года

Минобрнауки России рекомендует использовать Методические рекомендации для организации деятельности Центров на региональном и муниципальном уровнях.

3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной от-

сталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее - АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация).

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.


АООП разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка*(2) и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

1.3 Стандарт включает в себя требования к*(3):

1) структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения АООП.

1.4 Стандарт учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

1.5 К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:

раннее получение специальной помощи средствами образования;

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

удлинение сроков получения образования;

систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;

специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);


использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;

стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

4. Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных

образовательных технологий».

Разработаны методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Сформированы три основные модели внедрения ДОТ при обучении детейинвалидов и основные положения организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных форм. Разъясняется нормативно-правовая база организации дистанционных форм обучения. Определены механизмы материального стимулирования педагогов. В приложениях представлены примеры учебных планов, образец должностной инструкции учителя, примерные правила проведения уроков, контрольных работ с использованием ДОТ.

5. Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на

домашнем обучении».

Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).