Файл: Компенсация и коррекция отклонений в развитии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К детям с проблемами развития относятся дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые), с отклонениями в познавательном развитии (с задержанием психического развития), с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением речи, с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом (болезненным состоянием психики), с нарушениями поведения и деятельности, с тяжелыми комплексными нарушениями.

Детям с врожденными и приобретенными пороками развития нужны специальные условия воспитания и обучения, направленные на коррекцию их недостатков, продвижение в общем развитии и социализации. Работают с ними педагоги, специалисты в области коррекционной педагогики, которая ранее называлась дефектология.

Систему специального обучения применяют относительно детей следующих категорий:

- С нарушениями в развитии. Они отстают в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы;

- С отклонениями в психофизическом развитии. Имеющих отклонения в развитии анализаторов, выраженность которых так резко ограничивает их возможности, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии;

- С ограниченными возможностями здоровья. Нарушения в развитии этих детей оказывают им особый статус, есть определенные льготы (по традиционной терминологии - дети-инвалиды);

- С особыми образовательными потребностями. Для этой категории детей необходимы специальная коррекционная поддержка и специфические методы обучения, которые могут быть обеспечены и в общеобразовательном дошкольном учреждении, и в дошкольных учреждениях компенсирующего типа. педагогический интегрированный воспитание обучение.

Дети с нарушениями развития имеют общие и специфические трудности, связанные с характером и выраженностью первичных нарушений, особенностями вторичных. Первичные нарушения обусловлены непосредственно болезнью, вторичные возникают вследствие первичных нарушений, подвержены ранней коррекционной помощи. Специфические трудности, с которыми сталкиваются больные дети, обусловленные характером и степенью выраженности отклонений, условиям социально-педагогического окружения на ранних этапах развития. Общими проблемами этих детей является социальная дезадаптованисть: низкий уровень психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти); несформированность мотивационной и эмоционально-волевой сфер; снижена произвольность психических процессов, деятельности и поведения; трудности овладения языком; отклонения в восприятии, осмыслении и использовании информации из окружающей среды.


Коррекционная педагогика изучает особенности физического и психического развития, закономерности организации коррекционного учебно-воспитательного процесса, разрабатывает специальные методы обучения и воспитания детей с особыми потребностями. Актуальной проблемой воспитания является их интеграция в общество в соответствии с определенными международными законодательными документами прав каждого ребенка на жизнь, защиту, образование и т.д.

Многие дети с серьезными и устойчивыми патологиями развития находятся под постоянным надзором и опекой врачей, психологов, дефектологов в специальных дошкольных учреждениях компенсирующего или коррекционного типа. Дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии по желанию родителей могут воспитываться в детских садах общеразвивающего типа. Интегрированное воспитание (совместное воспитание с детьми с нормальным развитием) возможно в следующих формах:

- Комбинированная интеграция (воспитание в массовых группах одного-двух детей близко к возрастной норме уровнем психофизического и речевого развития, способных к самообслуживанию и психологически готовых к общему со здоровыми ровесниками обучения);

- Частичная интеграция (дети, которые не могут вместе со здоровыми ровесниками овладеть предусмотренным программой учебным и воспитательным материалом, находящихся в их группе лишь часть дня);

- Временная интеграция (детей с проблемами развития объединяют со здоровыми детьми один-два раза в месяц для общих форм воспитательной работы).

Интегрированное воспитание в любой форме предполагает обязательное руководство воспитателя-дефектолога, участие психолога.

Включение таких детей в группы здоровых сверстников требует ранней диагностики, специального обучения, максимальной коррекционной психолого-педагогической поддержки, помощи родителей, а также соответствующего оборудования, специальных средств реабилитации.

Взрослые (родители, члены семьи, педагоги) должны обладать исчерпывающей информацией о состоянии здоровья ребенка, его психофизических особенностях, темпе и уровне общего развития. Педагогическая диагностика должна проанализировать особенности развития ребенка, определить его потенциальные возможности, задатки и интересы, которые могут быть использованы как опорные звенья в разработке и осуществлении коррекционно-развивающих воздействий.



Применение методов педагогической диагностики в обучении и воспитании детей способствует своевременному выявлению их трудностей, целенаправленному анализу поведения и деятельности, установлению причин отклонений в развитии, подбору средств коррекционных воздействий. Важна готовность педагогов дошкольных учреждений к привлечению детей с проблемами развития в коллектив сверстников, а также положительное отношение к ним других детей. Педагоги и родители детей с определенными нарушениями должны осознавать необходимость сотрудничества семьи и детского сада, работать на принципах равного партнерства, осуществлять эффективное развивающие-коррекционное обучение и воспитание ребенка с целью преодоления неблагоприятных тенденций ее развития.

Включение детей в обычные группы способствует их социализации, овладению необходимыми для жизни в обществе умениями. Здоровые дети также приобретают новый опыт: учатся понимать и воспринимать других людей, сочувствовать детям, имеющим проблемы, помогать им преодолевать трудности.

В настоящее время создаются предпосылки для интеграции детей с особыми потребностями в активную жизнь общества, что предусматривает:

- Равный доступ к обществу для всех людей, в том числе и с ограниченными возможностями, на основе одинаковых гражданских прав, свобод, привилегий;

- Обеспечение равных возможностей для ответственного выбора в жизни;

- Создание для детей с особыми потребностями возможностей реабилитации в естественном социальном окружении;

- Эффективное взаимодействие образовательных учреждений с родителями, привлечение их к учебному процессу;

- Партнерство педагогов, родителей, дефектологов, психологов, физических реабилитологов, социальных работников к оценке потребностей и перспектив развития ребенка, определении индивидуальной программы его воспитания и обучения.

Актуальность и значимость этой работы очень важна, поскольку социально-педагогическая поддержка и реабилитация детей с особыми потребностями развития, создание условий для их успешной социальной и психофизиологической адаптации, развитие их жизненной компетентности является принципиальным признаком демократического образования и общественной жизни.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9


Тема: Психолого-педагогическая помощь: прикладные аспекты

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания и социализации ребенка с ОВЗ.

Проблема организации обучения, воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится в последнее время актуальной и значимой.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой социально незащищенной группой населения.

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Процесс обучения многогранен по своему содержанию, поэтому у школьников с ограниченными возможностями здоровья могут возникать множество психологических проблем, трудностей в обучении, которые должны разрешить педагоги учреждения.

Формирование личности ребенка - это очень сложный процесс. Но люди, которые по-настоящему любят детей, добиваются поставленной цели и остаются в сердцах учеников на всю жизнь. [2]

Дети с ОВЗ нуждаются в индивидуальной методике обучения. Если здоровый ребенок, приходя в школу, приспосабливается к правилам и условиям общества, то дети с ОВЗ включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Работа воспитателя, педагога в общеобразовательных учреждениях, в том числе и коррекционных, зависит целей и задачей, решаемых в ходе педагогического процесса.

Главными задачами работы педагога являются: охрана жизни и здоровья детей, повышение уровня психического развития ребенка в социальной, интеллектуальной и эмоциональной сферах, успешная интеграция ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников.

В начальный период пребывания ребенка в общеобразовательной школе содержание деятельности педагога направлено на выявление особенностей протекания адаптации воспитанников, на содействие более быстрому, и конечно, безболезненному ее завершению. Поэтому создаются условия, вызывающие познавательную деятельность воспитанников, снимается стресс и обеспечивается положительное эмоциональное состояние ребенка, организовывается общение детей друг с другом.

Учитель должен создать такую атмосферу в классе, чтобы каждый ребенок мог свободно выразить свои мысли или любопытство.


Главной целью педагога является помощь детям с ограниченными способностями здоровья. Им нужно помочь социально адаптироваться, само реализоваться в обществе.

Работа с детьми с ОВЗ требует особых методов и форм подачи учебного материала. Грамотная организация внеурочной деятельности для таких детей может стать ступенькой для последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения.

Эти рекомендации помогут педагогу улучшить свою работу с детьми с ОВЗ.

Учебники и учебная программа: четкое и понятное разъяснение заданий; замещение письменных заданий; обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простым.

Работа в классе, группе: близость учеников к учителю;наличие индивидуальных правил;обеспечение двумя комплектами учебников для занятий в школе и дома;наличие в классе дополнительных материалов.

Организация учебного процесса: составление индивидуальных планов; предоставление возможности покинуть класс и уединиться, когда это понадобится; знание об изменениях поведения, которые предупреждают о необходимости принятия медикоментозных средств [1].

Общие принципы и правила работы с детьми:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий:

1. Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путём целенаправленной педагогической работы.

2. Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы.

3. Цель педагогической работы – достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня социально-бытовой умелости.

4. Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников.

5. Чёткости планирования педагогической работы способствует целенаправленный контроль над динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений, т.е. педагогическая диагностика.