Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 713

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 2. Национальные и международные аспекты
ценообразования
7. Система цен и их классификация
7.1. Понятие системы цен
Современному менеджеру необходимо хорошо знать именно конкрет- ные, непосредственно действующие цены, которыми фактически оперируют все участники производства, реализации и потребления. Конкретные эконо- мические отношения отличаются почти бесконечным разнообразием объек- тов, участников и условий. И менеджерам необходимо учитывать отраслевые особенности ценообразования, условия сделок, разбираться в национальной системе цен и факторах их формирования, а также знать закономерности формирования цен по внешнеторговым операциям.
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном развитии под воздействием мно- жества рыночных факторов.
Система цен представляет собой единую упорядоченную совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические вза- имоотношения участников отраслевых рынков всех отраслей хозяйственно- го комплекса страны: промышленности, сельского хозяйства, строительства,
транспорта, связи, торговли, здравоохранения, культуры, образования.
Эта совокупность и многообразие действующих в экономике цен состоят из отдельных подсистем и блоков, взаимосвязанных и вза- имодействующих по принципу «сообщающихся сосудов». Принцип «со- общающихся сосудов» заключается в том, что изменение цен в одном из основных блоков системы довольно быстро передается по цепочке во все другие блоки цен.
Взаимосвязь и взаимозависимость базируются, во-первых, на том, что формирование цен происходит на одной методологической основе, и во- вторых, что все субъекты рынка взаимосвязаны и образуют единый хозяй- ственный комплекс.
Ведущую роль в системе цен играют цены на продукцию базовых от- раслей промышленности (нефтяной, угольной, газовой, энергетической, ме- таллургической, машиностроительной), образуя весомую часть себестоимо- сти цен конечных товаров. Цены на промышленную продукцию представ- лены блоками цен тяжелей, легкой, химической и пищевой промышленно- сти, а в свою очередь, цены тяжелой промышленности включают блоки цен топливно-энергетического, машиностроительного,
лесного комплексов,
производства строительных материалов. Изменение цен в топливно-энерге- тическом комплексе – на электричество, газ, нефть, бензин, мазут, дизельное
122
топливо, уголь – вызывает изменение цен во всех отраслях, потребляющих данное топливо.
Динамика цен на продукцию сельского хозяйства является фактором формирования цен в легкой и пищевой промышленности. А на формиро- вание цен на сельскохозяйственную продукцию влияние оказывают цены на удобрения, сельскохозяйственную технику, топливо, транспортные тари- фы.
Система цен динамична, так как на их размер оказывают влияние меня- ющиеся экономические, политические, социальные и технические факторы.
Соответственно, система цен в рыночной экономики своевременно реагирует на меняющиеся условия как внутри экономики, так и за ее пределами.
В каждой из отраслей экономики цены формируются с учетом как об- щих подходов определения стоимости затрат, произведенных предприятия- ми, так и специфических особенностей расчета себестоимости продукции в той или иной отрасли.
На практике применяются следующие механизмы формирования цен:
маркетинговый, при котором цены формируются с учетом рыночного механизма формирования затрат, т. е. в результате взаимодействия спро- са и предложения. Его экономическое содержание определяется необхо- димостью выживания в конкурентной борьбе посредством увеличения рыночной доли и массы прибыли, а также независимостью товаропро- изводителей в формировании «портфеля заказов» и цен и полным от- сутствием воздействий правительства на принятие решений по ценам;
нормативный, при котором цены формируются в рамках нормативных актов (методик, директив, законов, постановлений, распоряжений) и на основе известных нормативов себестоимости и рентабельности (или па- раметров цен). Формирование цен при таком механизме осуществляется или нормативным, или параметрическим, или нормативно-параметриче- ским методом. Нормативный механизм предполагает преимущественно директивное регулирование, основу которого составляет планирование с учетом достигнутых предприятием результатов, при этом норматив- но определяются не только издержки производства и реализации, но и желаемый размер их снижения;
механизм комбинированного (смешанного) типа с разной степенью пре- обладания маркетингового или нормативного подхода:
а) маркетингово-нормативный механизм действует на базе маркетинго- вого подхода с использованием нормативных элементов (с примене- нием методов расчета цен – полных, прямых или предельных затрат),
на базе стандартных или нормативных издержек производства, на ба- зе целевой или нормативной величины прибыли. Функционирует в условиях независимости товаропроизводителей в формировании
123

стоимостных и натуральных показателей, но предполагает вмеша- тельство правительства в принятие решений по ценам;
б) нормативно-маркетинговый механизм формирования цен, возника- ющий на базе нормативного подхода с элементами маркетингового,
предусматривает ослабление функции правительственного регулиро- вания цен и ориентацию на их либерализацию.
Многообразие цен вызывает необходимость их классификации. Класси- фикация цен – это упорядочение, объединение цен в отдельные группы (ви- ды), характеризующиеся общими признаками
1
. Количество признаков, в со- ответствии с которыми цены классифицируются в разные группы, достаточ- но велико и неоднозначно.
Так, В. А. Слепова выделяет классификацию цен по следующим крите- риям:
– особенностям и масштабам обслуживания современного рынка (нацио- нальные (внутренние) цены, мировые цены, внешнеторговые цены);
– сферам обслуживания национальной экономики (оптовые (отпускные)
цены промышленности, закупочные цены в сельском хозяйстве, рознич- ные цены, цены на строительную продукцию, тарифы на услуги);
– степени (жесткости) государственного регулирования (свободные, жест- ко регулируемые, косвенно регулируемые);
– стадиям ценообразования (оптовая цена изготовителя, оптовая цена за- купки, розничная цена);
– базисным условиям поставки товаров («франко-склад поставщика»,
«франко-станция (пристань) отправления» и т. д.).
Помимо данных критериев также выделяют классификацию цен
2
:
– по времени действия (твердые, текущие, скользящие, сезонные, ступен- чатые);
– по степени обоснованности (базисные, справочные, прейскурантные,
расчетные, фактические цены сделок);
– по формам продаж (контрактные, биржевые котировки, цены ярмарок и выставок, аукционные, трансфертные).
Соответственно, одна и та же цена может относиться к разным группам
(видам) цен и классифицироваться по различным критериям.
1
См.: Ценообразование : учебник / под ред. проф. В. А. Слепова. 3-е изд., перераб. и доп.
М. : Магистр ; ИНФРА-М, 2020. С. 89.
2
См.: Ценообразование : учебник и практикум для бакалавриата / под ред. Т. Г. Касьяненко.
7-е изд. перераб и доп. М. : Юрайт, 2019. Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
С. 29.
124

7.2. Классификация цен в зависимости от обслуживания
отдельных отраслей
Одним из критериев является тип отрасли или сфера национальной эко- номики, в которой производится при использовании определенных ресурсов и технологий товар, формируется его ценность для конкретных потребите- лей.
Оптовые цены на продукцию
промышленности
Оптовая цена предприятия – цена изготови- теля продукции, по которой предприятие ре- ализует произведенную продукцию оптово-сбы- товой фирме или другим предприятиям. Реализуя свою продукцию по опто- вым ценам, предприятие должно возместить свои издержки производства и реализации и получить прибыль, позволяющую функционировать в кон- курентных условиях рынка. Разновидностью оптовых цен предприятия яв- ляются трансфертные цены.
Трансферты – это операции, в ходе которых подразделения одной компа- нии передают друг другу товары и оказывают услуги. Трансфертные цены –
это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями компании, а также разных компаний, но входящих в одно объединение. Они могут использоваться в отношении как готовых изделий,
полуфабрикатов, сырья, так и услуг. Целью использования трансфертных цен является возможность влиять на показатели работы каждого из подраз- делений, способствуя увеличению их прибыли и прибыли фирмы в целом,
повышая ее конкурентоспособность.
Оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятия опла- чивают продукцию снабженческо-сбытовым организациям. Данная цена, по- мимо оптовой цены предприятия, включает в себя снабженческ-сбытовую надбавку, компенсирующую издержки оптовых организаций и обеспечива- ющую им прибыль. Разновидностью оптовой цены промышленности явля- ется биржевая цена (цена биржевого товара или биржевых сделок, торгов),
которая складывается из биржевой котировки (цены специально организо- ванного и постоянно действующего рынка товаров) и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товара, удаленности от места поставки, что включается в правила биржи и биржевой контракт.
Оптовые цены предприятий и промышленности не предназначены для реализации промышленных товаров непосредственно населению. По данным ценам реализуются товары производственно-технического назначения:
– машины, оборудование, корабли, самолеты;
– сырье, исходные или подвергшиеся лишь первичной обработке природ- ные вещества (уголь, нефть, газ, руды металлов);
– материалы (изоляционные и лесоматериалы, ткани, красители и лаки,
резинотехнические изделия, шарикоподшипники, шерсть, кожа);
125


– комплектующие, смазка, масла, крепежные изделия.
Особенностями данной продукции является то, что для покупателя важна не только величина оптовой цены, но и последующие затраты по использова- нию данной продукции. Кроме того, полезность продукции (производитель- ность, мощность, содержание полезного вещества) можно определить с по- мощью параметров, отображаемых в технической документации. На спрос и цены на рынке производственно-технической продукции влияют рыночная конъюнктура конечных товаров, рыночная власть производителя на отрасле- вом рынке, степень влиятельности покупателя, его способность навязывать выгодные для себя условия в процессе переговоров, а также вид продукции
(новое изделие, модифицированное изделие или стандартное изделие).
Так, например, большая часть продукции машиностроения, машин, обо- рудования и транспортных средств продается в условиях олигополии, в рам- ках которой у продавцов наблюдается достаточно сильная рыночная власть,
присутствуют высокие барьеры входа, преобладает неценовая конкуренция,
особенно на нестандартизированное оборудование. Машины и оборудование являются объектами длительного использования, и для потребителя боль- шое значение имеют их надежность, энергоемкость, долговечность, экологич- ность, предпродажное и гарантийное обслуживание, комплектование запас- ными частями, выполнение производителем монтажных и пусконаладочных работ, обучение персонала и др. Все эти параметры влияют на уровень цен на данную продукцию.
Кроме того, от степени универсальности зависят выбор методов ценообразования и каналы товародвижения. Так, в машиностроительной ин- дустрии используются следующие методы формирования цен:
– основанные на затратном подходе;
– с ориентацией на цены лидера или на уровень существующих цен на аналогичные товары и услуги;
– с ориентацией на ценностную значимость товара;
– на основе закрытых торгов;
– параметрические.
Цены на строительную
продукцию
Строительной продукции присущи следующие черты:
– значительные единовременные капитальные затраты на строительство объекта;
– длительный срок процесса строительства;
– многообразие объектов строительства (по назначению, объему, плани- ровке, материалам и конструкциям);
– наличие уникальных объектов и типового строительства;
– зависимость затрат от местных условий;
– участие в формировании цены трех сторон – заказчика, проектировщика и подрядчика-исполнителя строительных работ.
126


Цены на строительную продукцию представляют систему из трех ви- дов цен – сметной стоимости объекта строительства, прейскурантной цены и договорной цены.
Строительные объекты строятся на основании проектов, которые явля- ются основой для смет. Сметная стоимость строительного объекта – это цена, которая определяет предельный размер затрат на строительство каждо- го конкретного объекта (жилого дома, заводского корпуса, гаража, фабрики,
школы, торгового центра), рассчитанных по полному перечню всех работ на основе калькуляции по сметным нормативам (СНиП, СНиР)
3
Сметно-нормативная база содержит сметные нормы, определяющие со- вокупность ресурсов (затрат труда строителей, потребности в материалах,
изделиях, конструкциях, машинах и механизмах), установленную на при- нятый измеритель строительно-монтажных работ (СМР), а также денежное выражение норм расхода этих ресурсов – сметные расценки
4
Сметная себестоимость строительных работ включает:
– прямые затраты: материалы, основная заработная плата рабочих, отчис- ления на социальные нужды, затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, включающие монтаж, расходы на ремонт, амор- тизацию, заработную плату машинистов, затраты на горюче-смазочные материалы;
– накладные расходы: административно-хозяйственные расходы (оплата труда административно-управленческого и хозяйственного персонала,
все виды связи, содержание и эксплуатация вычислительной техники,
содержание и эксплуатация административных зданий, командировоч- ные расходы, ремонт основных средств, содержание легкового авто- транспорта, приобретение канцелярских товаров), расходы на обслужи- вание работников строительства (повышение квалификации, охрана тру- да, обеспечение санитарно-гигиенических и бытовых условий), расходы на организацию работ на строительных площадках, прочие накладные расходы (проценты по кредитам банков, расходы на рекламу, налоги).
В настоящее время при расчете стоимости объекта строительства следу- ет опираться на «Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004), утвержденную
Госстроем России и введенную в действие 09.03.2004 г.
3
В настоящее время действуют одновременно системы ценообразования «Сметные нормы и правила» (СНиП, часть IV) 1984 г. и «Сметные нормы и расценки» (СНиР 91) 1991 г.
На основе «Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации» (СП 81-01-94) разрабатывается новая система сметной документации.
4
Ценообразование : учебник и практикум для бакалавриата / под ред. Т. Г. Касьяненко.
С. 293.
127